Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Олег Коляда, начальник службы безопасности полетов Военно-воздушных сил:
"Цена ошибки - жизнь "


Апрель 2005 года Андрей Лунев, Красная Звезда


В середине 1960-х, после хрущевского развала Военно-воздушных сил, в войска стала поступать новая реактивная авиатехника 2-го поколения. Вместе с ней заметно увеличился налет авиаторов, однако во много раз возросла и аварийность. В ЦК КПСС потребовали срочно принять кардинальные меры.

В середине 1960-х, после хрущевского развала Военно-воздушных сил, в войска стала поступать новая реактивная авиатехника 2-го поколения. Вместе с ней заметно увеличился налет авиаторов, однако во много раз возросла и аварийность. В ЦК КПСС потребовали срочно принять кардинальные меры. Выполнять задачу было поручено службе безопасности полетов ВВС, созданной на основании директивы Генштаба в марте 1965 года, ровно 40 лет назад:

Эту работу не назовешь веселой. По сути она состоит из комплекса профилактических мероприятий, направленных на то, чтобы в воздухе был порядок. Критериев оценки работы не существует. Или точнее, критерий один: отсутствие серьезных авиапроисшествий. О том, какие меры сегодня предпринимаются для снижения аварийности в воздухе и как при этом избежать человеческих жертв, 'Красной звезде' рассказал начальник службы безопасности полетов Военно-воздушных сил генерал-майор Олег КОЛЯДА.

- Олег Михайлович, два слова о специфике вашей работы:

- Специфика, как вы уже заметили, действительно невеселая. Мы занимаемся выявлением, учетом и анализом авиационных происшествий, а также разработкой профилактических мероприятий и надзором за их выполнением. В составе государственной комиссии совместно со службой безопасности полетов Минобороны принимаем участие в расследовании авиационных аварий и катастроф. У нас есть две группы - учета и анализа авиапроисшествий и расследования авиапроисшествий, которыми руководят опытные специалисты - полковники Ришат Равилов и Юрий Кирилов. Как правило, наши представители возглавляют одну из подкомиссий, выезжающую на место крушения. Буквально по крупицам они собирают фрагменты разбившейся машины. Зачастую это довольно длительный и трудоемкий процесс, но, поверьте, мы всегда находим истинную причину и сопутствующие опасные факторы, способствовавшие авиапроисшествию. Расследование катастрофы стратегического ракетоносца Ту-160, разбившегося в сентябре 2003 года, длилось более полугода. В итоге выявили целый ряд конструктивно-производственных недостатков в этих машинах. Специалисты авиационной промышленности их потом довольно долго устраняли:

- Какова тенденция авиапроисшествий за последние пять-семь лет?

- Начало третьего тысячелетия породило прямо-таки обвал авиапроисшествий. С конца 1999 года мы начали пожинать плоды развала Советского Союза. Массово увольнялись опытные летчики советской школы, имевшие за плечами не одну 'горячую точку'. Но главное - большое количество техники не прошло необходимого ремонта. Поэтому с 2000 по 2003 год, в ВВС авиапроисшествия случались в основном из-за отказа авиатехники. Преобладали аварии (то есть происшествия без человеческих жертв), катастроф было меньше - примерно в соотношении семьдесят процентов на тридцать. Но начиная с 2003 года число катастроф стало неуклонно расти. Тогда, напомню, произошел целый ряд авиапроисшествий, повлекших за собой, помимо утраты воздушных судов, человеческие жертвы. Словно в одночасье соотношение катастроф с авариями переменилось с точностью до наоборот. И в первую очередь по вине так называемого 'человеческого фактора'.

- Олег Михайлович, 'человеческий фактор'... Имеет ли летчик или другой специалист право на ошибку?

- На эту тему много дискутируют. Одни говорят: имеет, другие - нет. На мой взгляд, и те, и другие не правы. Человек, к сожалению, несовершенен. Поэтому сам по себе, наверное, может ошибаться. Но авиационная система, в которой он работает, не имеет такого права! Система для того и существует, чтобы вовремя выявлять недостатки. Если, к примеру, летчик слабо подготовлен в каких-то вопросах или у него был перерыв в полетах, что сейчас случается довольно часто, то его начальники должны это своевременно выявить и подобрать пилоту соответствующее полетное задание. А если технический состав не выполнил регламентные работы или халатно отнесся к чему-либо, то это опять же должны выявить их начальники и предотвратить происшествие. То же касается и групп руководства полетами и метеослужбы - везде должен быть контроль. В 2003 году в Кущевке (Краснодарский край) экипаж учебно-тренировочного самолета Л-39 - молодой пилот и летчик-инструктор - нарушили методику полетного задания. При заходе на посадку они допустили ошибку в технике пилотирования, а группа руководства полетами при этом даже не удосужилась оказать им помощь. Итог оказался плачевным.

- Как вы считаете, нынешнее состояние авиатехники располагает к аварийности?

- Думаю, да. Из 280 серьезных авиаинцидентов, произошедших в прошлом году, 85 процентов связаны с отказом авиатехники. Это в основном посадки на одном двигателе (из-за неполадок во втором), отказы автоматической системы управления и т.д. Они не приводят к происшествиям, но мы все же квалифицируем их как серьезные. И очень печально заканчиваются подобные инциденты, если помимо отказа техники еще ошибается и летчик. Именно из-за этого произошла авиакатастрофа в ночь на 8 июля 2004 года в Новгородской области. У дальнего бомбардировщика

Ту-22М3 отказал один из генераторов, и через 43 минуты на предпосадочном планировании самолет оказался обесточенным. Пилоты не смогли спастись - для катапультирования требовалось напряжение всего в 15 вольт, но и его не было. Слабая профессиональная подготовка одного из членов экипажа, обусловленная низкой натренированностью в полетах, не позволила пилотам своевременно принять грамотное решение. Они не доложили об отказе на землю и сами не отследили ситуацию:

Что касается модернизации, которая проводится сейчас по решению Главного командования ВВС, то, безусловно, она повысит надежность авиатехники. Самолеты и вертолеты оснащаются новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, средствами поражения, системами управления. В конце прошлого года в состав Военно-воздушных сил были переданы первые серийные модернизированные Су-27СМ, максимально приближенные к самолету пятого поколения. Поступают в авиачасти модернизированные Су-24, Су-25, Ил-76, вертолеты Ми-8,

Ми-24. Кроме того, значительная часть средств гособоронзаказа в этом году направлена и на закупку новой авиатехники для Военно-воздушных сил.

- 10 марта в Чечне разбился вертолет Ми-8 Пограничных войск ФСБ России. 16 человек погибли. По факту катастрофы прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов и подготовки к ним). Какова на ваш взгляд причина катастрофы?

- Говорить о причинах еще рано - официальное расследование не закончено. Его первоначальные результаты - непосредственно перед падением вертолет зацепился за опору линии электропередачи, на обломках лопасти хвостового винта намотаны провода. Поэтому внешнее огневое воздействие исключается.

Это первая в этом году катастрофа вертолета в Чечне. Однако линии электропередачи становились причинами таких трагедий в республике и раньше. Только в прошлом году там произошло несколько подобных авиаинцидентов, один из которых закончился катастрофой вертолета Ми-24 ВВС России. Выполняя полет на высоте около 10 метров, летчик 'хватанул' провода хвостовой балкой. Оба члена экипажа погибли.

На предельно малой высоте в Чечне пилоты летают, чтобы не быть уничтоженными боевиками, - на такой высоте 'вертушку' крайне трудно обнаружить и сбить. И за это летчиков вряд ли можно винить... Кстати, на следующий после катастрофы день на крыше девятиэтажки в Грозном обнаружили переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК), который, если бы не расторопность спецслужб, вполне мог бы выстрелить.

Но если раньше, примерно до 2003 года, можно было не опасаться попасть 'в паутину', то сейчас электроснабжение Чечни потихоньку налаживается. Провода буквально за несколько дней натягиваются там, где их не было последние несколько лет. Изменения на старые карты не наносят. Поэтому вполне могло случиться так, что пилоты, летавшие и ранее по этому маршруту, были уверены, что столбы ЛЭП голые, и вовремя не заметили проводов. Необходимо налаживать взаимодействие строителей мира в республике с авиаторами.

- Какие опасные факторы больше всего влияют на безопасность полетов и как с ними бороться?

- Опасных факторов, к сожалению, много. Например, падение уровня профессиональной подготовки руководящего состава. Некоторые командиры эскадрилий, командиры полков и их заместители не имеют достаточных навыков в организации летной деятельности. Ведь времена, когда в летно-тактических учениях авиаполка участвовало более двадцати самолетов, канули в Лету. Сейчас полеты ограничены, связано это с низкой исправностью авиационной техники и с недостаточным выделением материальных средств, прежде всего горюче-смазочных материалов. Уровень подготовки групп руководства полетами также невысок. Однако главным опасным фактором, который мы еще не изжили, остается халатность, допущенная пилотами и руководителями полетов. За откровенное хулиганство в воздухе приходится очень тяжело расплачиваться.

7 августа 2003 года в Соколе Ми-8 Сызранского военного авиаучилища столкнулся со столбами линии электропередачи. Пилоты лишь чудом остались живы, машина восстановлению не подлежала. И все из-за того, что экипаж, нарушив полетное задание, шел на предельно малой высоте. А спустя почти двадцать дней, 26 августа, на аэродроме Черниговка на Дальнем Востоке в воздухе сталкиваются два

Ми-24. Не имея достаточных навыков в технике пилотирования, нарушив полетное задание, летчики решили пройти 'красивым' строем. Их боевой порядок был составлен из неслетанных пар, но главное - на все это безобразие дала 'добро' группа руководства полетами. В итоге экипажи двух вертолетов погибли.

Летчики не должны ни в коем случае переоценивать свои возможности. У пилота, скажем, 1-го класса сейчас подготовка гораздо ниже, чем, к примеру, в 1980-е годы. А руководящему составу надо или задания для них упрощать, или подбирать для выполнения сложных заданий действительно подготовленных людей. Когда и подчиненные, и командиры будут 'трезво' оценивать свои способности, тогда и полетные задания будут выполняться успешно.

Конечно, чтобы летчик стал профессионалом, он должен летать. Надо понемногу увеличивать интенсивность и сложность полетов, обязательно совмещая теорию с практикой. На одной теории, как говорится, далеко не улетишь. С прошлого года в Военно-воздушных силах примерно на 20 процентов увеличился налет летного состава. И если в этом году топлива будут выделять хотя бы по установленному лимиту, то и количество летных смен, несомненно, возрастет. Поэтому чтобы свести авиапроисшествия к минимуму, надо, как ни странно, летать, летать и еще раз летать. Ведь только практикой можно достичь мастерства.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3sGZ
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/price/, посетить сайт.
Объявление: https://youdo.com/lawyer/realestate/notary/flat/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer