Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Нерадько, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:
"Жертвы передвижения"


Март 2005 года Татьяна Панина , Российская газета


Почему в транспортных авариях ежегодно погибают 35 тысяч человек

Об этом корреспондент "РГ" беседует с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александром Нерадько.

- Александр Васильевич, недавняя авария самолета Ан-24, унесшая жизни 28 человек, не первая в этом году. Такое впечатление, что их не становится меньше.

- Тут вы не правы, авиакатастроф стало гораздо меньше. А вот так называемых нештатных ситуаций хватает. Стареет парк воздушных судов, и вместе с ним увеличивается средний возраст персонала и летного состава. В один год эти проблемы не решишь. Кроме того, у нас по-прежнему немало вопросов к мелким компаниям, прежде всего к организации летной работы и поддержания летной годности воздушных судов.

Мы провели серьезную работу по укрупнению авиакомпаний. И теперь основное поле рынка - "на крыльях" 15 серьезных авиаперевозчиков. Остальные 179 компаний - это, как правило, региональные перевозчики и компании "малой", деловой или вертолетной авиации. Хотя, думаю, скоро их количество еще уменьшится, потому что рост цены на топливо, усиливающаяся конкуренция со стороны крупных авиаперевозчиков, необходимость значительных затрат, связанных с модернизацией авиатехники по международным и национальным стандартам, подталкивают авиакомпании к объединению.

- Но и в крупных авиакомпаниях дела обстоят не лучшим образом. Ваша последняя операция "Антитеррор", проведенная в двух московских аэропортах, показала, что даже учебным "террористам" легко проникнуть на летное поле.

- Надо видеть две стороны проблемы. Первая - техническая оснащенность аэропортов. Но сегодня в самых крупных уже установлена современная аппаратура, с помощью которой можно обеспечивать авиационную безопасность. А с другой стороны, руководители аэропортов мало внимания уделяют обучению и воспитанию персонала. А ведь незаконное проникновение можно предотвратить только благодаря бдительности, дисциплинированности, внимательности и профессионализму тех, кто стоит на контроле. Без этого самая лучшая аппаратура становится бесполезной. При нашей службе создана специальная группа, которая проводит испытания действующих систем безопасности, и не только связанных с незаконным проникновением. Кстати, она действует и в авиации, и на других видах транспорта.

- Но, видно, до "Газелей" у этой рабочей группы руки все не доходят. Авариям с тяжелыми жертвами нет конца, а управы на перевозчиков так и нет.

- Я не хотел бы все сводить к машинам одного производителя. В минтрансе я более четырех лет. И до меня, и все это время идет разговор о необходимости принять устав автомобильного транспорта, правила перевозок, закрепить нормативные основы безопасности, технические стандарты. Без этого мы так и будем тонуть во всевозможных препирательствах. Например, какой микроавтобус должен участвовать в пассажирских перевозках. Можно или нет оборудовать его газовыми баллонами?

Микроавтобусы действительно во многих регионах активно вытесняют большие автобусы. Частные предприниматели приобретают их чаще всего на вторичном рынке или за границей. И, конечно, такие машины имеют меньшую себестоимость перевозок, они окупаются буквально за год. Их хозяевам, в отличие от организованного перевозчика, не надо содержать базы для обслуживания автобусов, повышать квалификацию персонала. Их главная задача - извлечение сиюминутной прибыли. О качестве обслуживания пассажиров, их безопасности речи не идет.

- А как же тогда они получают лицензии, дающие им право заниматься перевозками людей?

- Получить их не так уж сложно, требования излишне упрощены. И мы считаем, что прежде чем выдавать лицензию, необходимо знать репутацию перевозчика, его финансовую состоятельность, есть ли у него материальная база, необходимая для ремонта и обслуживания. Вот тогда мы поможем закрепиться на рынке добросовестным перевозчикам.

А пока мы имеем то, что имеем. В конце прошлого года наша служба провела всероссийскую операцию "Микроавтобус". Проверили около 7 тысяч машин, и в 70 процентах случаев выявлены нарушения. Подавляющее большинство - у индивидуальных предпринимателей.

- Что же раньше мешало принять необходимые законы?

- Идет столкновение интересов, потому и не удается достичь компромисса. Между тем на карту поставлена жизнь людей. Но, к сожалению, о безопасности думают лишь те, кого это лично касается.

Мы не раз публично озвучивали свою позицию о разумном регулировании пассажирских перевозок. Кто имеет уши, слышал. Просто многие перевозчики не заинтересованы в четких и прозрачных правилах игры. Это потребует от них ответственности, страхования безопасности, дополнительных затрат. Однако перевозчики начинают понимать, насколько важна такая законодательная база. Без нее, особенно на международных перевозках, доля наших участников в конце концов сведется к минимуму.

- Кстати, как повели себя новые владельцы вагонов и локомотивов?

- Процесс на железнодорожном транспорте чем-то напоминает тот, что раньше проходил в авиации, но более упорядоченный. Там проходит структурное реформирование. Но появление независимых операторов не должно привести к вольному трактованию нормативов и правил. Например, по закону все оборудование, средства передвижения, которые появляются в процессе модернизации, должны быть сертифицированы. А сейчас ряд электропоездов и элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта (скрепления пути, колесные пары и прочее) не проходят обязательную сертификацию. И наша служба вынуждена будет прекратить их эксплуатацию.

Еще одна проблема - безопасность на железнодорожных переездах. Необходимо оборудовать их специальными преградами, не дающими возможность автотранспорту объезжать шлагбаумы в момент приближения поезда. Пока такими техническими средствами могут похвастаться немногие переезды.

- А что за конфликт вышел у вас с Росморпортом?

- Это не конфликт. Дело в том, что морской транспорт - единственный в нашей стране, где государственный контроль осуществляют негосударственные служащие. Капитаны портов и их службы, в чьи обязанности входят надзор за безопасностью, расследование аварийных случаев на море, теперь работают в морских администрациях, акционерных обществах и занимаются, по сути, хозяйственной деятельностью. Парадоксальная ситуация для тех, кто должен быть равноудален от всех проблем, кроме безопасности. И когда в роли арбитра выступает человек, которому небезразличны результаты собственного бизнеса, он, безусловно, решает спорный вопрос в пользу своей компании. На наш взгляд, необходимо создавать территориальные органы морского надзора. Решение этого вопроса в компетенции Минтранса России, и министр уже дал такое поручение.

Но у нас в службе всего 32 инспектора по надзору за морским транспортом. И им одним не уследить за ситуацией в такой морской державе, как Россия. Логичнее всего контрольно-надзорные функции закрепить за капитанами портов, передав их в нашу службу. Сделать их государственными служащими и руководителями территориальных органов. О чем, кстати, написано и в Кодексе торгового мореплавания. А хозяйствующая часть морских администраций портов должна сохраниться в ведении Росморпорта.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBr6Gn
Прокат автомобилей BMW: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/foreign/bmw/ на Юду.
Услуги сервиса: https://youdo.com/auto/carcare/cleaningsaloon/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer