Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Ласточкин, генеральный директор НПО "Сатурн":
"Надо быстро и жестко"


Март 2005 года Михаил Кукушкин, Время Новостей


В прошлом месяце Госсовет решил резко ускорить процесс объединения российской авиастроительной отрасли. Согласно графику, который обнародовал на том заседании министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, консолидацию планируется провести за ближайшие два года.

В прошлом месяце Госсовет решил резко ускорить процесс объединения российской авиастроительной отрасли. Согласно графику, который обнародовал на том заседании министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, консолидацию планируется провести за ближайшие два года. Тем не менее в отрасли есть руководители, которым этот срок кажется слишком долгим, а сам план -- нереальным. Генеральный директор НПО 'Сатурн' Юрий ЛАСТОЧКИН смотрит на проблемы авиастроения немного со стороны. Его фирма делает не самолеты. Зато она создает двигатели к половине моделей военных и гражданских самолетов, выпускаемых в России. Своей точкой зрения г-н Ласточкин поделился с обозревателем 'Времени новостей' Михаилом КУКУШКИНЫМ.

-- После того как концепцию создания в России Объединенной авиастроительной компании (ОАК) одобрил Владимир Путин, среди региональных и отраслевых руководителей эту идею принято только поддерживать. Тем не менее среди специалистов авиапрома критические голоса по поводу ОАК раздаются. Как вы лично прогнозируете исход очередной коренной реорганизации отрасли?

-- Глядя на то, как это делается, я абсолютно ясно понимаю, чем это закончится. Сама по себе идея бесспорна. Объединение -- единственный шанс выжить для самолетостроения. Мировая практика дает этому убедительные примеры. В Европе есть Airbus, в Америке есть Boeing, и они контролируют мировой рынок самолетов. Наше присутствие на этом рынке ограничивается пределами нашего государства плюс небольшими поставками самолетов в ряд других стран.

Крупные западные авиастроительные компании не возникли сразу, на пустом месте. Их история -- это история слияний и поглощений с активным участием государства. В Америке этот процесс слияний продолжался в течение десятилетий. В Европе происходит то же самое. Европа сейчас активно догоняет Америку в производстве самолетов, а также в смежных областях (авионика, оружие) путем создания крупных конкурентоспособных компаний. Этот процесс идет очень динамично, но при этом он продолжается уже три десятилетия и развивается под жестким контролем правительств тех стран, которые участвуют в этой интеграции. Тридцать лет потребовалось, чтобы Airbus превратился из идеи в то, что он представляет собой сегодня: компанию №1 в мире по производству гражданских самолетов. И это были тридцать лет слияний и поглощений.

Наша проблема в том, что у нас этого просто не происходит. В бытность Ильи Клебанова вице-премьером под его руководством была разработана концепция реструктуризации военно-промышленного комплекса, в том числе и авиастроения. Она не выполнена. Но это была не программа Ильи Иосифовича, а государственная программа. Кто ответил за то, что она не выполнена?

Мы сегодня, по сути, толчем воду в ступе. В прошлом месяце Госсовет принял какое решение? Объединенной авиастроительной компании быть. Это примерно так же ново, как 'Волга впадает в Каспийское море'. 'Быть!' -- сказали уже несколько раз за последние годы.

-- То есть в решении, принятом после февральского выездного заседания Госсовета в Жуковском, вы не видите принципиального шага?

-- Безусловно, нет.

-- А что, по вашему мнению, стало бы таким шагом? Немедленное административное объединение всех государственных предприятий отрасли?

-- Говорильня надоела. Что мы обсуждаем? Авиастроительные компании должны быть крупными -- это аксиома. Специалистам, работающим в отрасли, это давно очевидно.

Задача заключается не в том, чтобы объединить всех и вся. Задача государства -- создать конкурентоспособную национальную компанию в сфере высоких технологий. Конкретно -- в самолетостроении. Надо быстро определить параметры такой компании и сделать это, не спрашивая участников объединения, будут они объединяться или нет. При такой дискуссии единой компании не получится.

Невозможно процесс объединения отдавать в руки менеджмента объединяющихся компаний. Должен быть назначен высокий государственный чиновник, в том числе и потому что большая часть объединяемых активов принадлежит на сегодняшний день государству. Сегодня вы не можете назвать мне такой фигуры. Кто в конечном счете отвечает за ОАК? Христенко? Алешин? Греф? Коптев? Почему на Госсовете не был назначен конкретный ответственный за этот проект?

-- В процессе слияния компаний, параллельно работавших в одной области, неизбежно возникает острейший вопрос: чьи проекты и разработки продолжить, а чьи конкурирующие проекты закрыть для экономии средств. Условно говоря, чьи истребители выпускать после создания ОАК: 'МиГа' или 'Сухого'. Кому вы доверили бы решение этого вопроса?

-- Руководству самой объединенной компании после ее формирования. Нельзя делать вопрос о продолжении или закрытии тех или иных конкретных проектов элементом объединения. И нельзя ставить объединение в зависимость от тех или иных проектов. Авиастроение должно объединиться в любом случае. А уж потом единое руководство отрасли, свободное от корпоративных пристрастий, сможет объективно оценить рыночный потенциал каждой существующей машины и разработки.

-- На памятном февральском Госсовете руководить подготовительными мероприятиями к созданию ОАК (которые должны завершиться к концу 2006 года) назначен и.о. президента корпорации 'Иркут' Валерий Безверхий. Вы считаете правильным, что создавать ОАК, которая мыслится как компания, подконтрольная государству, доверено менеджеру частной корпорации?

-- Представьте, что г-н Безверхий пришел к руководителю какой-то крупной авиастроительной фирмы. Он ему ровня. Он не наделен ни какими-то особыми полномочиями, ни ресурсами. Он не может разговаривать с директорами от лица государства. Между ним и менеджментом есть посредники. У менеджмента других компаний будет ясное представление, откуда он пришел.

Сегодня он будет организовывать объединение бесконечно. Он, может быть, прекрасный человек и успешный менеджер. Но государство не дало ему исключительных полномочий, которые требуются для реорганизации отрасли. Поэтому мы просто обречены на долгую возню, разговоры, писанину. Возня будет долгой, а дела не будет. По крайней мере у меня, как у участника этого рынка, знающего всю подноготную, есть предчувствие, что дело будет идти долго, неэффективно и, самое главное, в обстановке полной безответственности. Хотя, повторюсь, сама по себе концепция идея консолидации авиастроения абсолютно правильна. Только делать это надо быстро, жестко. Пока концепция реализуется технологически неправильно. Нет человека, с кого спросить. Ему не выделены необходимые полномочия, необходимые административные и финансовые ресурсы. Не поставлены сроки. Те сроки, которые называются (конец 2006 года), слишком долгие. Единая компания должна быть не холдингом и не добровольным альянсом предприятий. Она должна иметь очень простую структуру: единая акция (это самое первое условие), единый совет директоров и единый исполнительный орган. Вопрос об оценке активов тоже должен решаться гораздо проще, чем обычно у нас делается. Это не предмет для переговоров на два года. Пригласите консалтинговую компанию, пригласите министерство финансов, владельцам частных активов выплатите компенсацию, если они не согласны на долю в капитале объединенной компании, -- вот и все.

-- Как вы считаете, должны ли двигателестроительные предприятия войти в состав ОАК или их следует объединить в отдельный холдинг?

-- О холдингах я предпочитаю никогда не говорить. Это абсолютно непонятная субстанция в российских условиях.

В ОАК двигателистам, разумеется, нечего делать. Мировая практика подтверждает, что если когда-то где-то двигателестроительная фирма и входила в авиастроительную, то всегда все закачивалось разводом. Потому что нормальный двигателестроитель делает силовые установки не только для одной, пусть даже очень крупной авиастроительной фирмы и даже не только для авиации. Например, сегодня российские двигателисты работают и на индийский авиапром, и на китайский, не забывая, разумеется, и отечественный. Кроме того, есть огромный рынок энергетического машиностроения, и с учетом реформы РАО 'ЕЭС' этот рынок расширяется. В нынешних российских условиях этот рынок намного больше, чем рынок двигателей для летательных аппаратов. Уже только поэтому организационно замыкаться в рамках ОАК нам нецелесообразно.

В то же время ситуация в отрасли двигателестроения похожа на ту, что существует у самолетчиков. В России есть несколько больше двигателестроительных компаний, чем должно быть. По гамбургскому счету они все малоконкурентоспособны. Первое требование для повышения конкурентоспособности: они должны быть более крупными, чтобы иметь тот уровень продаж и прибыли, который позволял бы инвестировать собственные деньги в НИОКР, модернизацию производств и технологий, концентрацию и подготовку кадров.

Такую крупную двигателестроительную компанию в стране надо обязательно создавать. Мы уже неоднократно предлагали свои идеи по этому поводу соответствующим органам, посылали концепции. Реакция пока неадекватная. То есть вообще никакая. Но мы все равно уверены, что это необходимо делать быстро. Так же быстро, как и ОАК.

-- НПО 'Сатурн' ведет сейчас совместную с французской компанией Snecma разработку реактивного двигателя SaM146, который предполагается установить на пассажирский самолет RRJ, проектируемый корпорацией 'Сухой'. Для реализации этого проекта у вас со Snecma организованы два совместных предприятия. Не подсказывает ли это вам другое возможное направление организационной интеграции -- вплоть до слияния с крупной зарубежной компанией?

-- Двигаться слишком далеко в этом направлении нам не позволяет действующее российское законодательство, которое ограничивает участие иностранцев в капитале предприятий авиапрома 25 процентами. Если когда-нибудь эту норму изменят, то мы посмотрим, какие возможности появятся. Но пока мы работаем в рамках тех законов, которые есть сейчас.

-- Тот факт, что вы адаптируете к нашим условиям и нашему самолету двигатель иностранной разработки, не означает ли частичную уступку своего национального рынка зарубежному конкуренту?

-- Хочу разъяснить: SaM146 не является адаптацией или модификацией существующего иностранного двигателя. Это абсолютно новый двигатель, который мы со Snecma разрабатываем с самого начала на условиях абсолютного паритета: 50% на 50%. Кроме того, RRJ с нашими двигателями, как мы надеемся, будет продаваться не только в России. Около 75% этих самолетов планируется экспортировать. Поэтому речь, с нашей стороны, идет не об уступке своего рынка, а о проникновении на мировой.

ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" -- машиностроительная компания, специализирующаяся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, судов военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. Создана в 2001 году в результате слияния серийного завода ОАО "Рыбинские моторы" (Ярославская обл.) и конструкторского предприятия ОАО "А. Люлька-Сатурн" (Москва). 37% акций принадлежат государству, 63% -- юридическим и физическим лицам.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBy9gz
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/5tonn/, смотреть тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer