О создании вертолетной интегрированной структуры, плюсах и минусах объединения предприятий в вертолетный холдинг размышляет генеральный директор ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" Леонид Белых.
- Леонид Яковлевич, УУАЗ уже в течение трех лет удерживает звание лучшего российского экспортера авиационной отрасли. Как развивалось предприятие в первом полугодии 2005 года?
- Главная задача, которую мы ставили перед собой на 2005-й год и, в частности, на первое полугодие, - заложить фундамент для развития завода на среднесрочную перспективу. Объем продаж и прибыль - это, конечно, важные показатели, но для того чтобы добиться стабильного экономического роста в течение длительного периода, иногда нужно жертвовать сиюминутными результатами. Хотя отмечу, что и в первом полугодии мы не пренебрегали данными экономическими показателями и удерживали их на уровне, необходимом для обеспечения стабильной работы предприятия.
Бесспорно, для завода главное достижение первого полугодия - завершение сертификации вертолета Ми-171А в Бразилии, которая фактически открыла перед нами рынок всей Латинской Америки. Авиационный регистр Бразилии является, пожалуй, самым авторитетным в данном регионе, и нам совместно с ОAO "МВЗ им. М.Л. Миля" пришлось предпринять немало усилий для успешного завершения этого процесса, длившегося семь лет. Еще один результат, которого нам удалось добиться, - поставка первого вертолета Ми-171А частному эксплуатанту в Бразилии.
Также в первом полугодии нам удалось расширить географию эксплуатантов наших вертолетов и, соответственно, заложить основу для дальнейшего продвижения еще на двух очень перспективных рынках - Европы и Юго-Восточной Азии. Совместно с ФГУП "Рособоронэкспорт" мы начали поставку вертолетов Ми-171Ш в рамках одного из самых больших европейских вертолетных контрактов 2005 года в Чехию. В Юго-Восточной Азии нам удалось поставить несколько вертолетов Ми-171 по результатам выигранного тендера в страну, которая является для нас новым эксплуатантом. Кроме того, во втором квартале мы начали изготовление вертолетов еще для одного нового для нас эксплуатанта этого региона (вертолеты были отгружены в октябре).
В первом полугодии 2005 года мы существенно продвинулись в решении вопроса по организации сервисных центров за рубежом. Мы открыли свое представительство в Шардже (ОАЭ), на базе которого в 2006 году планируем создать сервисный центр и консигнационный склад запасных частей.
Из других результатов отмечу активизацию работ по самолетной тематике. Приближаются к завершению государственные испытания штурмовика Су-39, есть определенные подвижки в решении ФГУП "Рособоронэкспорт" вопроса организации поставок штурмовиков Су-25УБК за рубеж. Все это создает хорошие перспективы для завода не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе.
- Вертолетостроительный холдинг фактически сформирован. Каковы плюсы и минусы такого объединения с вашей точки зрения - как руководителя одного из основных российских предприятий по производству вертолетной техники?
- Создание вертолетной интегрированной структуры - не только веяние времени, но и насущная потребность. Это только выживают в одиночку, а чтобы развиваться, нужно объединить свои возможности. Сконцентрировав свои производственные, финансовые, интеллектуальные ресурсы, мы получим возможность совместно разрабатывать и внедрять новые виды вертолетной техники, эффективнее решать производственные вопросы, осваивать новые сегменты рынка. Очень важно, что, работая в холдинге, мы решим такую важную проблему, как устранение конкуренции между российскими предприятиями на внешних рынках, которая, как показала практика, ведет только к потерям. В итоге мы сможем реально повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке и добиться экономической эффективности в работе каждого участника холдинга.
- Какой, по вашему мнению, должна быть ниша УУАЗ в производственной структуре вертолетостроительного холдинга?
- УУАЗ, бесспорно, будет одним из основных участников холдинга и в дальнейшем, я уверен, останется предприятием с полным циклом производства вертолетной техники. За 66 лет работы на нашем заводе удалось создать уникальную производственную систему, воплотившую в себе опыт сотрудничества практически со всеми авиационными ОКБ бывшего СССР. Мы являемся одним из немногих в мире предприятий, которое использует при производстве вертолетов самолетные технологии. Все это необходимо сохранить и в дальнейшем использовать при производстве как имеющихся, так и новых типов вертолетной техники.
Несмотря на то что УУАЗ - равноправный участник холдинга, его роль в нем будет особой. Это связано с тем, что параллельно с производством вертолетов на предприятии производятся и самолеты. Самолетное направление в нашей работе сейчас активно развивается и имеет стратегическое значение не только для завода, но и для всей страны, поскольку УУАЗ сейчас - единственный в России производитель штурмовиков "Сухого".
- Каковы основные направления дальнейшей модернизации выпускающихся на УУАЗ вертолетов семейства Ми-8/171?
- Направления модернизации производимых нами вертолетов определяются требованиями потенциальных заказчиков. И здесь мы работаем по целому ряду проектов. Из них можно выделить усовершенствование силовой установки Ми-171 (установка на вертолет двигателей ВК-2500, и ВСУ Safir, и Та-14), а также внедрение нового интегрированного пилотажно-навигационного комплекса с индикацией на дисплеях. Уже осуществлена поставка за рубеж нескольких партий вертолетов Ми-171Ш, оснащенных ВСУ Safir. С интегрированным пилотажно-навигационным комплексом вертолета Ми-171 специалисты могли ознакомиться на авиасалоне "МАКС-2005", где он демонстрировался на полномасштабном макете кабины экипажа.
- Как на вашем предприятии решается вопрос сервисного обслуживания поставленной вертолетной техники?
- Сейчас мы активно работаем над внедрением новых форм сервисного обслуживания. Прежде всего речь идет о создании региональных сервисных центров, а также о консигнационных складах запасных частей. Несколько месяцев назад УУАЗ открыл свое представительство в ОАЭ, которое занимается организацией в г. Шарджа регионального сервисного центра. Его мы планируем открыть уже в следующем году, он будет обеспечивать проведение всех видов обслуживания и ремонта вертолетов типа Ми-8 и Ми-171, обучение летно-технического персонала покупателей, а также осуществлять поставку запасных частей. Организация центра будет проходить в рамках единой концепции формирования сервисной сети, разработанной в холдинге.
- Как вы указали ранее, особенностью производственной системы УУАЗ является применение самолетных технологий и требований к качеству при производстве вертолетов. Могли бы вы подробнее рассказать об этой особенности? В чем преимущества такого подхода?
- Самолетные технологии и требования выше вертолетных. Результат их внедрения выражается во всем, начиная с подготовки производства и заканчивая квалификацией как рабочих, так и инженерных кадров. При производстве вертолетов мы используем методы монтажа, изготовления оснастки, апробированные на самолете, - объем механообрабатываемых деталей на самолете намного больше, чем на вертолете. В результате у нас имеется большой парк станков с числовым программным управлением, соответственно, более активно осуществляется перевод обработки деталей с универсального оборудования на ЧПУ.
Также при производстве вертолетов используем более сложные и качественные самолетные технологические приемы изготовления аналогичных деталей и узлов и стремимся унифицировать материалы, детали, конструкции вертолетов под самолетные. При производстве самолетов проводится большее количество испытаний и проверок, что требует высокой квалификации инженеров, которые могут использовать свои навыки при производстве вертолетов. И здесь есть еще много нюансов.
- В какой стадии находится программа освоения производства штурмовика Су-39?
- Как известно, штурмовик Су-39 разработан на базе знаменитого "Грача" - штурмовика Су-25. На нашем заводе долгое время производился его учебно-боевой вариант - самолет Су-25УБ, а также учебно-тренировочный самолет - Су-25УТГ.
В настоящее время УУАЗ приступил к производству первого модернизированного учебно-боевого самолета Су-25УБМ с новым составом бортового радиоэлектронного оборудования. Это оборудование обеспечивает всепогодность и круглосуточность боевого применения, повышает эффективность поражения наземных и надводных объектов за счет улучшения точностных характеристик применения авиационных средств поражения. После его изготовления самолет будет отправлен на госиспытания.
Закладывается в производство второй самолет Су-25УБМ, который также будет подключен к программе госиспытаний. Планируется модернизация парка самолетов Су-25УБ, находящихся в эксплуатации, в вариант Су-25УБМ. После завершений госиспытаний Су-25УБМ завод может приступить к серийному производству этой машины.
Что касается самолета Су-39, нашим заводом было изготовлено два штурмовика Су-39 для госиспытаний. Сейчас реализуется программа установки на самолет современного бортового оборудования. После модернизации на заводе также продолжатся госиспытания. Эту работу мы планируем выполнить в кратчайшие сроки. На данный момент, можно сказать, завод готов к серийному производству как самолетов Су-25УБМ, так и Су-39.