Еще не забылась случившаяся в августе скандальная история с российским авиапромом, когда по техническим причинам были приостановлены полеты флагмана отечественного самолетостроения Ил-96-300. Инцидент нанес существенный ущерб престижу завода-изготовителя - Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), поставил под вопрос заключенные контракты и перспективные планы. О том, что происходит сейчас на предприятии, как оно выходит из кризиса, мы попросили рассказать Вячеслава Клейменова, заместителя главы администрации Воронежской области, начальника главного управления по промышленности, транспорту и связи.
Российская газета | Вячеслав Иванович, вы столько лет 'ведете' ВАСО, что на мой взгляд, знаете его дела и проблемы не хуже самих самолетостроителей. Насколько серьезным были причины, вызвавшие решение Федеральной службой 'Ространснадзор' о приостановке полетов? Удается ли их устранить?
Вячеслав Клейменов, Ил-96-300 - единственный серьезный аналог западных лайнеров, который выпускается сегодня в нашей стране. О его соответствии мировым стандартам качества и надежности говорит полученный международный сертификат, позволяющий использовать самолет на любых маршрутах. В стране эксплуатируются тринадцать таких самолетов: шесть - 'Аэрофлотом', три - 'Домодедовскими авиалиниями', два - 'КрасЭйр'. Плюс два президентских лайнера в ГТК 'Россия'. Принятые 'Ространcнадзором' меры, на мой взгляд, были вызваны желанием перестраховаться -существовавшие проблемы в тормозной системе шасси, по заключению специалистов, не ведут к снижению безопасности полетов, поскольку на лайнерах установлены дублирующие системы. Тем не менее, воронежские самолетостроители приняли решение ужесточить требования к предприятиям-смежникам, в том числе к изготовителю вызвавшего нарекания агрегата - Балашихинскому мехзаводу и призвали создать единую систему госконтроля на авиапредприятиях.
РГ | Известно, что на прошедшем летом авиасалоне 'МАКС-2005' компания 'Ильюшин финанс Ко', в чьем доверительном управлении находится контрольный пакет акций ВАСО, заключила несколько контрактов, предназначенных для воронежских самолетостроителей, - на два Ил-96-300, восемь Ил-96-400Т и тридцать девять Ан-148, общим объемом около миллиарда долларов. Что значат эти заказы для предприятия? Способно ли оно справиться с ними после многих лет вынужденного простоя?
Клейменов | Оживление ВАСО началось не сегодня, уже и прошлый год стал для предприятия обнадеживающим; впервые за последнее время здесь передали и эксплуатацию три новых самолета Ил-96-300. Это очень важный момент: этим воронежские самолетостроители доказали и авиакомпаниям и самим себе, что способны выпускать летательные аппараты мирового уровня, что не потеряли производственно-технический потенциал, которым располагали не одно десятилетие. Известно, как трудно давался предприятию выход из кризиса, вызванного отсутствием обеспеченных финансами заказов. Прошлый год стал в известной степени переломным и в формировании перспективного развития всей авиационной промышленности России. В федеральном бюджете 2005 года на авиастроение выделено в четыре раза больше средств, чем в предыдущие годы. Свидетельством внимания к отрасли стал прошлогодний визит к воронежским самолетостроителям главы правительства РФ Михаила Фрадкова. Авиастроение всегда было для России одной из основных отраслей, локомотивом научно-технического прогресса. Здесь сосредоточены самые передовые технологии, применяются новейшие материалы. Скажем, на сборке 'Ил-96' используется более 2500 технологических процессов, многие из них подвластны только высококвалифицированным людям. В самый трудный период отсутствия заказов коллектив ВАСО старался удержать каждого инженера и опытного рабочего. Завод сохранил собственный техникум, свой факультет в техническом университете, свое ПТУ. Тем самым не прервалась традиция, не остановилась техническая мысль, продолжалось обновление кадров. В этом и заключается ответ на вопрос о том, смогут ли воронежские самолетостроители выполнять усложнившиеся производственные задачи. Я уж не говорю о том, какое значение имеет авиапредприятие для области. Это наш главный налогоплательщик. Даже сравнительно небольшое увеличение его производственной загрузки позволило обеспечить около тысячи дополнительных рабочих мест, заплатить свыше 50 миллионов долларов налогов.
РГ | И. все-таки, потенциальных заказов на дальнемагистральные самолеты недостаточно для полной загрузки ВАСО, тем более, что контракт лизинговой компании 'Ильюшин Финанс Ко' с 'Аэрофлотом' на поставку шести машин Ил-96-300 на протяжении уже семи лет никак не выйдет из стадии обмена претензиями. Малая серийность ведет к высоким накладным расходам, что лишает отечественную авиатехнику ценовых преимуществ перед конкурентами. Не является ли более перспективным проект освоения на заводе новой серии регионального самолета?
Клейменов | Новый российско-украинский региональный самолет Ан-148 завершает сертификационные испытания. Украинский разработчик подписал лицензионный договор о его производстве в Воронеже. При этом более 70 процентов стоимости самолета образуется на российских заводах. Это, безусловно, крупный успех коллективов ВАСО, Киевского и Харьковского авиазаводов в выполнении международного авиационного проекта. На всем пространстве СНГ предстоит обновить парк ближнемагистральных самолетов. Спрос на эти лайнеры в ближайшее время, по общим оценкам, будет расти гораздо быстрее, чем на самолеты других классов, а потенциальная емкость их рынка только в странах Содружества на период до 2015 года составит более пятисот единиц. Появление Ан-148 - наиболее удачный вариант решения этой насущной задачи. Она наиболее полно отвечает потребностям авиаперевозчиков. 'Воздушный автобус' рассчитан на восемьдесят пассажиров, имеет максимальную дальность полета 5100 километров с крейсерской скоростью 820-870 километров в час, главное, отличается выносливостью и неприхотливостью в эксплуатации. Маркетинговые исследования показали, что этот самолет по своим технико-экономическим характеристикам отвечает требованиям множества авиакомпаний, в том числе и 'дальнего зарубежья'. Не случайно уже в этом году на авиакосмическом салоне в Жуковском было продано 39 самолетов Ан-148. Параллельно с программой испытаний и сертификации партнеры приступили к серийному производству новых машин, чтобы их реализация началась в 2006 году. Динамика роста пассажирских и грузовых перевозок сегодня заставляет принимать экстренные меры по обеспечению российского рынка таким типом самолета. На заводе запущена линия по производству оборудования для Ан-148, позволяющая выпускать до пятнадцати комплектов в год.
Но сегодня важно не только создать конкурентную машину, но и не оказаться с новинкой в аутсайдерах на рынке. Впрочем, партнеры по Ан-148 не новички в самолетостроении, чтобы оказаться в такой ситуации. У будущей объединенной самолетостроительной компании серьезные амбиции - превратиться в третий (после США и Франции) центр производства гражданской авиации и к 2015 году занять не менее 10 процентов мирового рынка. В связи с этим на ВАСО приступили к техническому перевооружению предприятия с учетом современных достижений в самолетостроении. Требуется компьютеризация и автоматизация производства, внедрение прогрессивных технологических процессов. Необходим качественно новый подход к работе технического училища. В целях повышения материальной заинтересованности увеличиваются стипендии учащимся, поднимается зарплата преподавательского состава. Одновременно руководство ВАСО ведет переговоры с ОКБ 'Сухого' на предмет выпуска комплектующих для другой перспективной модели регионального самолета RRJ, так и полной сборки машин этой модели на своих мощностях.
РГ | Существует стратегическая программа развития авиационной отрасли до 2015года. В ее обсуждении на заседании правительства 22 сентября выступал глава администрации Воронежской области Владимир Кулаков. Что конкретно он предложил предпринять для выполнения программы на ближайшую перспективу?
Клейменов | Эта программа, как известно, одобрена на заседании президиума Госсовета президентом РФ Владимиром Путиным, а затем рассмотрена на заседании правительства и на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Так что есть надежда в ее скорой реализации. Глава нашей области предложил, насколько я знаю, сформировать для предприятий-изготовителей перспективной авиатехники стартовый заказ самолетов, снизить для них ставку НДС с 18 до 10 процентов, освободить их от уплаты НДС с авансовых платежей. Самолетостроителей сдерживает сейчас главным образом недостаток оборотных средств. В качестве выхода из ситуации губернатор предлагает принять на федеральном уровне нормативные акты, регламентирующие более интенсивное кредитование производителей и лизинговых компаний под гарантии правительства РФ. Вопрос о возможном снижении размера или отмены таможенных пошлин на ввоз импортной авиационной техники предлагается отложить до момента стабилизации отрасли. В то же время от уплаты таможенных пошлин следовало бы освободить импортируемое оборудование, необходимое для производства российских воздушных судов. Губернатор предлагает наладить более тесные партнерские отношения с самолетостроителями Украины и Узбекистана, исторически являвшимися частью единой авиационной промышленности. Согласно программе возрождения авиастроения, в ближайшие несколько лет производство самолетов в стране должно выйти на уровень более ста машин в год. В этих планах серьезное место отводится ВАСО. Здесь соскучились по большому делу и готовы к нему. Ведь российское небо - самое просторное.