Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Петр Золотарев, генеральный директор ОАО "Русские Машины":
"Комплексные решения для меняющихся рынков"


Декабрь 2005 года Юлия Григорьева, Российская газета


Свой взгляд на ситуацию в основных отраслях машиностроения изложил генеральный директор ОАО "Русские Машины" Петр Золотарев.

Российская газета | В этом году образованы 'Русские машины' - машиностроительный холдинг, созданный в отрасли, будущее которой в России традиционно оценивается экспертами достаточно пессимистично. Вы, в отличие от них, оптимист?

Петр Золотарев | Я - реалист. А реальность такова, что если мы сможем реформировать отечественное машиностроение в ближайшие годы, то появятся все предпосылки для его успешного развития. У нас есть конкурентоспособные продукты, есть понимание принципов системного развития отрасли. Сейчас мы находимся в критической точке, когда без коренных изменений произойдет утрата основных технологических и производственных компетенций. А это - самое важное в отрасли. Здания, станки, оборудование можно быстро закупить. Утраченный опыт, кадры, понимание технологических процессов придется восстанавливать десятилетиями.

Потенциал для развития высок, прежде всего, в тех сегментах, где выполнено основное условие успешного развития отрасли: достигнут высокий уровень консолидации. Машиностроение сегодня не может развиваться небольшими компаниями. Локомотивами здесь станут те, кто обеспечит концентрацию капиталов, технологий и, главное, управленческих и производственных компетенций. Такая концентрация - необходимая база для дальнейших качественных преобразований.

Например, в этом году мы завершаем консолидацию автомобилестроительных активов, вошедших в холдинг 'Русские машины', на базе ОАО 'ГАЗ'. В одну компанию объединены 9 предприятий с общим оборотом более трех миллиардов долларов, занимающие лидирующие позиции на рынке. В отличие от автомобилестроения, концентрация в авиастроительной отрасли еще на этапе перехода от концепции к действиям. Здесь важно создать такую модель, которая позволит неформально объединить разрозненные предприятия, а даст возможность наиболее эффективного использования сохранившегося потенциала государственных и частных предприятий в рамках общей концепции развития авиапрома.

РГ | Что мешало развитию машиностроительной отрасли и что изменилось теперь?

Золотарев | Мы традиционно во главу угла ставили продукт. А мир уже давно ушел от такого подхода. Сегодня нужно предлагать комплексное решение проблем, стоящих перед клиентом. Это значит, что мы должны продавать не самолёт или грузовик, а решение по организации транспортировки людей или грузов с учетом расстояния, напряженности перевозок, возможностей по финансированию, потребности в дополнительном оборудовании, организации сервиса и т.д. Следование этому простому принципу обеспечивает ту гибкость, которая жизненно необходима для успешного выживания компаний в суровой конкурентной среде.

Следуя требованиям рынка, мы внедряем на наших предприятиях систему, которая во всем мире получила название Make-or-Buy ('произвести или купить'). Что это значит? Не надо пытаться все произвести самим. Не надо навязывать покупателю то, что ты можешь произвести. Нужно найти на рынке компоненты, которые наилучшим образом выполняют необходимые покупателю функции, по самой эффективной цене, и включить этих поставщиков в свою производственную цепочку. Это механизм не только повышения конкурентоспособности, но и снижения издержек.

РГ | Можете привести примеры 'успешных' продуктов российского машиностроения?

Золотарев | Самый масштабный за последнее десятилетие пример успешного применения принципа ориентации на потребителя - семейство автомобилей 'ГАЗель'. Его уникальность в том, насколько четко он удовлетворял потребности рынка и соответствовал ожиданиям покупателей. Значение этой машины нам еще предстоит оценить: трудно представить, что было бы с российским малым и средним бизнесом за последнее десятилетие без этого автомобиля. Свидетельство успеха - недавний выпуск миллионной 'ГАЗели'. Организованная система обратной связи позволяет всё это время производить постоянную корректировку и модификацию автомобиля. Изменился рынок, покупатель стал более требовательным - создан новый автомобиль: 'Валдай'. Если 'ГАЗель', в соответствии с требованиями своего времени, была достаточно стандартизированной машиной, то 'Валдай' - не просто очередной грузовик, а целая линейка с широчайшим спектром дополнительных механизмов и оборудования.

Другая отрасль - авиастроение. Последнее время, в основном, говорится о печальном состоянии отрасли. Однако нужно четко разделять морально устаревшие модели, перспективные проекты и конкурентоспособные продукты, уже запущенные в производство.

Пример такого продукта - самолет Ан-140, производящийся на самарском заводе 'Авиакор'. Первая машина серии запущена в эксплуатацию в августе этого года. Еще пять самолетов - в процессе производства. Этот региональный лайнер имеет четкую рыночную нишу: он предназначен для замены самолетов Ан-24 и Як-40, которых в советское время было выпущено более двух тысяч и парк которых сегодня стремительно устаревает. Причем это осознается как проблема уже на государственном уровне, Герман Греф недавно назвал ситуацию 'кричащей'. Отсутствие самолетов в таких регионах, как Сибирь и Дальний Восток приводит к нарушению нормальных внутрирегиональных коммуникаций. Ан-140 - это готовый, сертифицированный, прошедший все серии испытаний продукт, который по всем параметрам - топливная эффективность, дальность полета, экологическая безопасность (включая такие болезненные для нас темы, как уровень шума и вредных выбросов) - соответствует международным стандартам и не уступает зарубежным аналогам. Но одновременно с этим самолет обладает уникальными качествами, необходимыми потребителям в России, СНГ, многих зарубежных странах: не требует оборудованных аэропортов, ангарного хранения, бетонированной взлетно-посадочной полосы, при цене на треть ниже зарубежной техники этого класса.

РГ | Вы нарисовали достаточно оптимистичную картину перспектив машиностроительной отрасли. Значит ли это, что отрасль сама по себе, без государственной поддержки и протекционизма?

Золотарев | Речь не должна идти о протекционизме если, как это часто делается, понимать под ним простое ограничение конкуренции с зарубежными производителями. Это - тупиковый путь. Отсутствие конкуренции ведет к стагнации и росту издержек.

Речь должна идти о продуманной политике, цель которой - создание современной, конкурентоспособной, технологичной машиностроительной отрасли. А ближайшая задача - поставить отечественного производителя не в преференциальные, а хотя бы в равные условия по отношению к конкурентам. Например, противоречит здравому смыслу то, что сегодня зарубежные сборочные производства имеют льготы на ввоз комплектующих, а российские автозаводы не имеют. Это лишь один фактор, негативно влияющий на нашу конкурентоспособность. Основных проблем, в решении которых может помочь государство, три.

Во-первых, бедность заказчиков. Если говорить об авиастроении, то мы должны понимать состояние наших авиакомпаний, объемы перевозок, стоимость авиабилетов. Их платежеспособность намного ниже, чему зарубежных перевозчиков. Во-вторых, высокая стоимость капиталов. При эффективности российского машиностроения на уровне западного мы все равно будем проигрывать из-за гораздо более высокой стоимости заемных средств. Кстати, кое-что по исправлению ситуации уже делается. Например, я очень высоко оцениваю инициативу по отмене НДС на продукцию авиастроения.

Необходимо понимать, что мы производим продукт не для богатых, а для бедных рынков. Это огромный потенциал, но это свои специфические проблемы. Нам, производителям, приходится предлагать не просто продуктовые решения, сервис, сопровождение, но и решения по организации финансирования покупателей. Именно здесь - та сфера, где будет особенно эффективным частно-государственное партнерство в области машиностроения. Финансирование через различные лизинговые схемы, государственные гарантии, разработка общегосударственных программ - те инструменты, которые необходимы сегодня всем отраслям машиностроения.

Справка 'РГ'

ОАО 'Русские Машины' - многопрофильный холдинг, консолидирующий машиностроительные активы, входящие в группу 'Базовый Элемент'. Образован в сентябре 2005 года. Основные направления деятельности:

-автомобилестроение. Предприятия холдинга обеспечивают порядка 60 процентов российского рынка лёгких коммерческих автомобилей и микроавтобусов, более 50 процентов рынка грузовиков и около 65 процентов рынка автобусов, кроме того, выпускают легковые автомобили, дорожно-строительную и легкую бронированную технику, дизельные двигатели;

-авиастроение. Входящий в состав холдинга авиационный завод 'Авиакор' - единственный российский производитель региональных лайнеров Ан-140 и самолёта

Ту-154М.

Объем продаж вошедших в холдинг предприятий в 2004 году составил около 90 миллиардов рублей, общее количество работников - 140 тысяч человек.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer