Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Евгений Горбунов, начальник управления авиационной промышленности федерального агентства:
"Без кооперации не может развиваться ни одна страна"


Декабрь 2005 года Промышленный еженедельник


Стратегия развития авиации широко обсуждается как в средствах массовой информации, так и в официальных кругах. звучит критика, вносятся предложения, даются оценки. 'ПЕ' решил побеседовать о проблемах отрасли и будущем авиации непосредственно с начальником управления авиационной промышленности федерального агентства по промышленности Евгением Горбуновым.

'ПЕ': Евгений Алексеевич, время вашего назначения на новую должность совпало с тяжелым и затяжным кризисом, в который, по мнению многих наблюдателей рынка, попало все отечественное авиастроение. Вы согласны с такой оценкой?

- Наблюдатели рынка должны заметить, что на рынке два участника: продавец и покупатель. И если у покупателя -у российских авиакомпаний-нет средств на приобретение новых воздушных судов, то естественно, что продавец - Роспром - попадает в неприятную ситуацию.

Огромный авиационно-промышленный комплекс, рассчитанный на выпуск сотен самолетов, остался без сбыта. Воздушные суда нового поколения - Ту-204, Ту-214, Ту-204-300, Б-200ЧС, Ту-334, Ил-96-300, Ил-114 - приобретаемые поштучно, не позволили создать достойную систему сервисного обслуживания, что делает невозможным выход на внешний рынок. Кризис-да, кризис. Но корни этого кризиса не в Роспроме. Сокращение сети аэропортов с 1400 в 1991 г. до 380 в 2005 г. - это тоже кризис Роспрома? Сокращение количества пассажиров из-за низкой платежеспособности населения - вот одна из причин. Международная организация ИКАО при планировании пассажиропотока непосредственно связывает количество пассажиров с долей ВВП на душу населения. Если выполнять задачу, поставленную президентом Владимиром Путиным по удвоению ВВП, то кризиса в отечественном авиастроении не будет, как, кстати, и в гражданской авиации. Как видите, это задача общая.

'ПЕ': Многие связывают ваше назначение с отстранением от полетов самолетов Ил-96-300, и с тем, что, по мнению высших чиновников, прежнее руководство управления авиационной промышленности не знало о реальной ситуации в авиапроме практически ничего...

-Недостатки есть в работе любого коллектива и любого человека. Только в авиации более суровые требования, так как даже небольшое отклонение от установленных норм, ошибка может привести к более серьезным последствиям. Из принципиальной позиции Агентства по промышленности делать выводы о том, что руководство управления не знало о реальной ситуации в авиапроме-неверно. Но отвечать за свои действия надо. Я могу привести слова моего предшественника Вячеслава Николаевича Рыбакова, сказанные по поводу смены руководства управления: 'Все сделано правильно. Мы не смогли справиться с ситуацией'. И если вместо позиции 'защиты чести мундира' у нас в стране более широкое применение получит практика принятия четких и конкретных решений, смею вас уверить - 'жить станет лучше, жить станет веселее'.

'ПЕ': Какие планы в области авиации ставит Роспром перед собой в ближайшее время?

- Наверное, нет сегодня ни одной отрасли, кроме авиапрома, которая бы осмелилась вынести на всенародное обсуждение свои планы на ближайшие семь лет. Стратегия развития авиации - широко обсуждается как в средствах массовой информации, так и в официальных структурах - в правительстве, в Думе, в Совете Федерации. Звучит критика, вносятся предложения, даются оценки. Ключевое место в реализации стратегии - создание OAK. Концентрация всех ресурсов, четко поставленные цели и задачи позволят рационально использовать имеющийся потенциал.

'ПЕ': Насколько сейчас можно судить по сообщениям прессы, в России не будет развиваться производство дальне-магистральных лайнеров, заводы все больше хотят попасть на рынок сверхмалой авиации и региональных самолетов. Ниша крупной техники России не нужна или мы со своими разработками на данный момент не сможем конкурировать с западными Boeing и Airbus? Изменится ли когда-нибудь ситуация?

- Что касается ниши. Вы имеете в виду неудовлетворенный спрос на пассажирские и грузовые перевозки в России на дальнемагистральных самолетах? Назовите мне хотя бы один такой случай. Есть хоть одна авиакомпания, пожелавшая купить Ил-96 или Ан-124, которой было отказано в этом заводом-изготовителем? Нет. Вы видите, что сам вопрос сложный и неоднозначный. Да, на рынке пассажирских воздушных судов большой емкости конкурировать с Boeing и Airbus сегодня тяжело. Как говорят, 'сколько отступали, столько и наступать придется'. При этом необходимо осознание того, что без обновления технологий, без применения новых материалов, без изменения структуры отрасли, без подготовки кадров и без поддержки государства - наступление невозможно. Опереться на внутренний пассажирский рынок? Его для самолетов такого класса нет. У нас в России всего 50 маршрутов с пассажиропотоком, превышающим объем 100000 пассажиров в год. Для выполнения этих перевозок необходимо всего 30-35 воздушных судов емкостью более 300 пассажиров. А внешний рынок по ряду причин для отечественных дальнемагистральных самолетов труднодоступен. Внутренний рынок судов с емкостью от 60 до 200 пассажиров значительно больше и на ближайшее время более перспективен. У нас уже создаются самолеты, конкурентоспособные даже на международном рынке. Можно привести пример Ан-124 - лучшего самолета в своем классе, составляющего достойную конкуренцию зарубежным аналогам.

'ПЕ': Не превращается ли отечественный авиапром в придаток Boeing и Airbus, или этого бояться не стоит, так как будущее может быть только в рамках международной кооперации?

- Без международной кооперации не может развиваться ни одна страна, ни одно направление науки и промышленности, и бояться этого не надо. Вас не пугает совместная работа США и России в космосе? Нет. Отечественный авиапром рассматривает варианты партнерских отношений. В определенных направлениях компетентность российских авиастроителей выше наших иностранных коллег. В этом могли убедиться посетители салона МАКС-2005. И не надо обижать 400-тысячный коллектив высококвалифицированных специалистов ролью придатка.

'ПЕ': Как вы оцениваете проект RRJ? Найдет ли он своего потребителя на Западе?

Я высоко оцениваю проект RRJ по целому ряду причин. Первое - коллектив КБ Сухого, возглавляемый Михаилом Погосяном, в трудное время не побоялся поставить задачу создания самолета нового поколения в рамках международной кооперации. Второе - впервые поставлена задача создания воздушного судна, полностью соответствующего международным требованиям, и его сертификации. Третье - взвешенное применение конструкторских решений. С большой долей вероятности можно предположить, что самолет найдет своего потребителя на Западе.

'ПЕ': Вопрос, перешедший из актуального, если можно так сказать, в вечный: как вы оцениваете соперничество между самолетом RRJ и Ту-334?

- Это самолеты, выполняющие разные задачи. Ту-334 - это продолжение модельного ряда самолетов ТУ, дающее определенные преимущества авиакомпаниям, эксплуатирующим этот ряд. Об RRJ я уже говорил. Соперничества между этими воздушными судами нет. Есть право выбора, предоставленное авиакомпаниям. Разве это плохо?




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer