Единственный 'живой', натурный образец, который показала российская делегация на VIII Международной выставке авиакосмической и морской техники 'ЛИМА-2005' (Langkavi International Maritime and Aerospace Exhibition) в Малайзии, -- учебно-тренировочный самолет (УТС) Як-130. Доставлен он сюда по просьбе малайзийского руководства. На перевозку в фюзеляже транспортного Ил-76 затрачено, по данным корпорации 'Иркут' (куда входит ОКБ им. А.С. Яковлева), более 500 тыс. долл. В эту сумму входят и затраты на перевозку большой группы летного и технического состава. Як-130 совершил в небе Малайзии пять полетов. О том, что дала демонстрация самолета, ставшая своего рода маркетинговой атакой, обозреватель 'Времени новостей' Николай ПОРОСКОВ побеседовал на острове Лангкави, где проходила выставка, с людьми, непосредственно причастными к созданию, эксплуатации и продвижению российской машины за рубеж.
Владимир САУТОВ, вице-президент корпорации 'Иркут':
-- Главный результат показа Як-130 -- решение малайзийской стороны о включении его в тендер на покупку Малайзией учебного истребителя. Тендер начнется здесь в январе-феврале следующего года и завершится к лету. О включении в тендер было объявлено при посещении выставки заместителем премьера, министром обороны Наджибом, генеральным секретарем министерства обороны Субханом и командующим королевскими военно-воздушными силами Ником Исмаилом. Самолет произвел на малайзийцев хорошее впечатление. После этого я имел честь быть на аудиенции у вице-премьера -- министра обороны. Министр, кстати, был на стенде Як-130 и в первый же день работы выставки.
-- С кем вы будете участвовать в тендере?
-- С 'Аэрмакки' и 'Хок', которые здесь экспонировались на статической стоянке и не летали. Сейчас совместно с 'Рособоронэкспортом' мы будем заниматься вплотную предстоящим тендером. Малайзия рассматривается в будущем как серьезный заказчик УТС хотя бы потому, что здесь уже есть наши самолеты марки 'МиГ' и 'Су'.
-- Кто еще в потенциальных покупателях Як-130?
-- Мы реализуем большую программу по продвижению этого самолета в разные страны. Состоялось уже несколько презентаций машины. Большой интерес проявляют Индонезия, Вьетнам, Йемен, Сирия, Саудовская Аравия.
-- Полеты вообще дело опасное, тем более в новом незнакомом районе с совершенно иным климатом. Обычная практика таких мероприятий -- страховать летчиков. Вы страховали?
-- В соответствии с федеральными авиационными правилами по эксплуатации воздушных судов и летчики, и самолет застрахованы Русским страховым центром. Впрочем, как и ответственность перед третьими лицами.
Константин ПОПОВИЧ, главный конструктор самолета Як-130:
-- Насколько основательно нужно было разобрать самолет, чтобы поместить его в транспортный Ил-76?
-- В основном отстыковать консоли крыла, топливную и гидросистему. Выполнили эти работы за день.
-- Что малайзийские руководители и авиаторы говорят о вашем самолете -- что им нравится, что они хотели бы изменить?
-- Для нас, технических специалистов, важнее, как это ни странно, мнение не вице-премьера, а пилотов, которым и летать на нашей машине. Малайзийские пилоты уже летают на МиГ-29, F-18, стоящих здесь на вооружении. Летчики были приятно удивлены степенью преемственности МиГ-29 и Як-130. Имеется в виду расположение и конфигурация основных органов управления -- ручки, рулей управления двигателем, катапультными креслами. Они быстро освоились в новой и в то же время уже знакомой им кабине. Вообще эргономика доведена до уровня самолета следующего поколения. Руководители малайзийских ВВС интересовались, как эксплуатировать самолет, если он будет закуплен. Думаю, одним из решающих аргументов при подведении итогов тендера будет автономность базирования самолета. Другими словами, Як-130 можно эксплуатировать практически без использования основных аэродромных обслуживающих машин. Просто летчик запускает вспомогательную силовую установку. Кроме того, на самолете установлены кислорододобывающая станция и безрасходная кондиционная система.
-- Вы были вынуждены буквально сорвать самолет с государственных испытаний. Значит, их сроки отодвинутся. Насколько? И как отреагировало на это российское Минобороны -- единственный пока ваш заказчик, уже дающий деньги?
-- Надеюсь, сроки мы не отодвинем, поскольку в декабре на нижегородском заводе 'Сокол' построен третий самолет Як-130. В январе -- начале февраля он будет подключен к госиспытаниям. Мы считаем, что испытания по госконтракту для наших вооруженных сил -- первоочередная задача, без которой не может быть продажи самолета за рубеж. И малайзийцы, кстати, интересуются, скоро ли Як-130 будет принят на вооружение в стране-производителе. Это для них критерий истины. Мы планируем получить предварительное заключение по госиспытаниям во втором квартале следующего года. Перевозка самолета на 'ЛИМА-2005', как и любое другое действие по Як-130, мы согласовали с Министерством обороны России. Там понимают: продавая самолет за рубеж, мы снижаем его цену на внутреннем рынке. Одно дело производить двадцать машин, другое дело -- двести.
-- Много говорят об универсальности вашего учебно-тренировочного самолета. В чем она заключается?
-- На борту стоит цифровая четырехкратно резервированная система управления самолетом. Ко всему прочему она репрограммируемая -- можно ввести характеристики всех ныне летающих самолетов вплоть до тяжелых. Этому способствует и система индикации, которая осуществлена на полностью стеклянной кабине. Не стоит забывать, что это самолет двойного назначения: по маневренным, взлетно-посадочным характеристикам, времени набора высоты Як-130 где-то между современными истребителями и штатными УТС. Чтобы превратить наш самолет в боевой, достаточно подвесить вооружение.
-- В чем отличие Як-130 от его российского конкурента МиГ-АТ?
-- У нас крыло -- среднеплан, а это удобство подхода к средствам подвески. Характеристики самолета, может быть, даже избыточные для учебной машины.
-- Почему итальянцы и китайцы при разработке своих УТС взяли за основу Як-130?
-- У нашего самолета 'продвинутая' аэродинамика -- возможны углы атаки в 40--45 градусов, что для большинства самолетов, в том числе боевых, невозможно. Это привлекает.
Василий СЕВАСТЬЯНОВ и Александр КОЧЕТКОВ, летчики-испытатели ОКБ им. А.С. Яковлева:
-- Что говорят о самолете малайзийские летчики и наземные специалисты?
-- Они восхищены Як-130. Машина учебная, а тяговооруженность -- как у боевой. Комплекс пилотажа, который она делает, неподвластен другому учебному самолету. Если брать во внимание только технические характеристики самолета, исключив политические аспекты, Як-130 равных в этом классе нет. Думаем, вероятность победы в тендере очень высокая. Взять хотя бы систему кондиционирования. Она даже лучше, чем на боевых самолетах. Был здесь момент, когда нам долго не давали выруливать на старт. Обычно в таких случаях летчики открывают фонарь и дышат воздухом не очень прохладным, мы же предпочли самолетный кондиционер и чувствовали себя так же комфортно, как в хорошем дорогом автомобиле.