Для многих это покажется неожиданным, но в государственном международном аэропорту 'Борисполь' существует комитет по упрощению формальностей: пограничных, таможенных, авиационной безопасности. Часть таможенной программы уже внедрена, и нет ни одного пассажира, который бы остался недоволен нововведениями. О аэровоздушных проблемах, которые решаются на земле, мы беседуем с заместителем генерального директора по управлению проектами 'Борисполя' ЮРИЕМ СКРИПКИНЫМ и исполнительным директором аэропорта ВАЛЕРИЕМ ПОЛИЩУКОМ.
- Юрий Николаевич, вот уже неделю окрестности Киева затянуты плотным туманом. Но прояснился вопрос с получением кредита Японского банка международного развития на постройку нового терминала D. Его размер составляет 178 млн. долл. США. Предоставлен он сроком на 30 лет с десятилетним льготным периодом. Первые выплаты по займу определены на март 2015 года. Причем процентная ставка составляет всего 1,5% годовых. Условия довольно выгодные. Как удалось добиться этого?
- Работы по привлечению иностранного займа начались очень давно. В их основу положен план комплексного расширения аэропорта 'Борисполь', разработанный 'Украэропроектом' еще в 1995 году. Уже тогда была выработана концепция постройки аэровокзала вдоль взлетно-посадочной полосы №1. Первым планировалось возвести новый пассажирский терминал D. В 1998 году к проекту было подготовлено техническое обоснование.
Особенно активизировалась работа в течение последних двух лет. Проект был доработан, и каждый депутат Верховной Рады получил на руки окончательный его вариант, чтобы иметь возможность документально убедиться в необходимости кредита. Вероятно, во многом благодаря этому при голосовании в пользу кредита высказались 376 депутатов.
Проект поддержал Президент Украины, издав соответствующий указ. Затем последовало постановление премьер-министра Юрия Еханурова, и кредитное соглашение вступило в силу. Таким образом титанические усилия, предпринятые государственными органами Украины и аэропортом 'Борисполь', получили свое логическое завершение.
В настоящее время в Киеве находятся японские инженеры, которые заканчивают подготовку контракта на консультационные услуги. Создается проектная команда, состоящая из японских и украинских специалистов. Намечен план работ по управлению проектом в системе Microsoft Project. При обсуждении принципов взаимодействия с японцами они признали, что специалисты аэропорта находятся с ними на одном управленческом уровне. Иностранцы проведут работу по привлечению подрядных японских, украинских или иных организаций с учетом открытого международного тендера. Отбор будет производиться на основании мирового конкурентного законодательства - это одно из условий контракта, подписанного с японским банком.
Поиск владельцев участков
- Вы сказали титанические, видимо, потому, что бюрократическое сопротивление на последнем этапе было особенно сильным? Но чему так долго сопротивлялись? И каким 'Борисполь' станет в будущем?
- К сожалению, большое количество земельных участков вокруг Борисполя, в том числе и тех, которые необходимы для развития проекта, были распределены по многочисленным организациям. Порой мы даже подолгу не могли найти координаты некоторых из них. Все это тормозило работу.
От прежнего Кабмина во главе с Юлией Тимошенко мы получили команду разработать уточненную детальную концепцию развития аэропорта. Сегодня эта задача выполнена - документ готов. Его можно улучшать, дорабатывать, но он является фундаментом, который позволит развиваться и 'Борисполю', и бизнесу вокруг него в ближайшие тридцать лет.
(Юрий Николаевич показывает план. При первом знакомстве с ним пытаюсь сориентироваться и отыскать уже существующие терминалы А и B, и, к удивлению, обнаруживаю, что на схеме они занимают едва ли не десятую часть того, что планируется возвести. Новый аэропорт размещается между ныне действующими двумя взлетно-посадочными полосами.)
Рядом с новыми терминалами планируется выделить земельные участки под строительство офисов как аэропорта, так и авиакомпаний. Напротив будет располагаться многоярусный паркинг для автомобилей, рядом разместятся гостиницы. Все будет так, как и должно быть в цивилизованной стране. Также планируется увеличить зоны обслуживания и заправки самолетов, зону бизнес-авиации.
Сейчас мы вплотную подошли к вопросу возведения правительственного терминала. Он стоит на повестке дня уже десять лет. Каждый год строительство откладывалось в надежде, что следующий год будет легче предыдущего. Но так не может длиться бесконечно. Прорабатывается вариант, в котором работы будут осуществлены за счет инвестиций коммерческих предприятий.
Потенциал аэропорта огромен. Если правильно организовать его работу и правильно зонировать площадь в 1700 метров, которая расположена между двумя взлетно-посадочными полосами, то мы создаем гибкий транзитный узел, о котором мечтают все аэрокомпании, базирующиеся в 'Борисполе'. Это и является конечной целью нашей работы. Предполагается построить четыре терминальных комплекса, максимальная пропускная способность каждого из них должна быть не менее 3 тыс. пассажиров в час пик.
Нынешний терминал А, который довольно мал, мы планируем использовать в одном направлении - только на вылет. Таким образом разведутся потоки прибывающих и убывающих пассажиров.
Сам себя зарегистрируй
- Валерий Адамович, но, насколько мне известно, строительство первого терминала из этой четверки - D - завершится в 2008 году. А между тем количество пассажиров все растет. Неужели ближайшие три года гости Киева свои первые часы на украинской земле будут проводить в очередях?
- К сожалению, до сих пор существуют очереди при прохождении формальностей во время пересечения границы. Проблему эту решить можно двумя способами. Один из них - дальнейшее расширение терминала В.Эта работа ведется.
Как известно, терминал В построен 40 лет назад. Сейчас завершается его реконструкция, начатая в мае. В частности, ведутся отделочные работы в новой посадочной галерее. Она построена по современным технологиям - стекло, алюминий, металл. Ее площадь равняется площади зала, размещенного под куполом, отчего вместимость терминала увеличится едва ли не наполовину. За счет этого пассажиры получат дополнительное пространство. К имеющейся сегодня инфраструктуре будут добавлены бар и магазины.
На следующем этапе реконструкции количество стоек для регистрации увеличится с 32 до 45. В зоне вылета к 14 стойкам паспортного контроля прибавится еще 6. Выходов на посадку будет 12, а не 5, как сейчас. Количество 'причалов', куда самолеты приходят прямо к терминалу, вырастет вдвое. С 16 до 22 увеличится количество стоек паспортного контроля в зоне прилета. Также прибавятся транспортеры. В 2006 году пропускная способность терминала В в час пик будет доведена до 1600 пассажиров, а в 2007 году - до 1850 пассажиров.
Предполагается, что в этом году аэропорт 'Борисполь' обслужит 4миллионного пассажира. Примечательно, что предыдущие расчеты, в которых говорилось, что грузопоток увеличится на 25 %, оказались верными с точностью до 1%. Поэтому, зная о возрастающей нагрузке на порт, мы не сидели без дела.
В этом году в 'Борисполе' проведен эксперимент по упрощению пересечения гражданами таможни. Новация успешно себя оправдала: очереди на таможне исчезли, тем самым высвободилась дополнительная площадь для более комфортного пребывания пассажиров.
В 'Борисполе' планируется использовать еще одну новацию, которая сейчас вводится во многих западных аэропортах, - установку стоек саморегистрации. Например, пассажир не желает стоять в очереди. В этом случае он может подойти к компьютеру и самостоятельно ввести свои данные. Таким образом разгружается менеджер по регистрации, обязанности которого в данном случае сводятся лишь к сверке информации.
Еще один способ избежать очередей - внедрение новой международной системы прохождения паспортного контроля. Суть ее состоит в следующем. Сведения о пассажирах, вылетающих из иностранного аэропорта, в электронном виде присылаются в пункт прибытия. Перечень пунктов во всех странах одинаков. Но компьютерная программа каждой страны адаптирует их к требованиям национального законодательства.
В настоящее время пограничник во время прилета пассажиров вручную вводит данные о них или пытается распознать записи в паспорте с помощью сканера. А они допускают ошибки, считывая текст. При новой системе у пограничника на мониторе компьютера уже будут готовые данные. Ему останется лишь взять паспорт прибывшего и сверить записи с имеющимися на экране.
Эта система сейчас внедряется во многих развитых странах, в том числе в США, Канаде и т. д. Бориспольцы также планируют ввести ее, но для этого необходимо понимание со стороны пограничников и постановление Кабинета Министров. Пограничники идут нам навстречу, ведется и подготовка проекта постановления Кабмина.
Граница в центре страны
- Валерий Адамович, берем обыденную ситуацию: в 'Борисполь' прилетел из командировки или с отдыха украинец. Зачем его проверять на границе до десятого колена? Он, может, и отсутствовал-то всего неделю!
- Абсолютно с вами согласен. Или другая ситуация: из Украины улетает иностранец. Зачем дотошно его проверять, тем более если он не нарушал визовый режим? Он тоже мог бы пройти упрощенный контроль.
Эти и другие наши предложения предварительно согласованы с пограничниками. Некоторые из нововведений, если это возможно, вводятся, не дожидаясь, пока построится новый терминал. Во-первых, уже сегодня увеличивается пропускная способность порта. Во-вторых, технологии апробируются, обкатываются и с учетом замечаний будут на полную мощность использованы в новом терминале. Но не все зависит от нас. Пограничники - другое ведомство. У них свои правила и положения. Мы готовы вместе с ними бегать по всем инстанциям и доказывать, насколько прогрессивно и целесообразно в 'Борисполе' упрощать порядок пересечения кордона. Но до сих пор это самое узкое место при обслуживании пассажиров.
Мы даже готовы ввести упрощенную систему пересечения границы до появления постановления Кабмина - как эксперимент. Пограничники в этом случае могли бы издать соответствующий приказ и зарегистрировать его в Минюсте. Мы сделали такое предложение - решение остается за ними.
Пока мы не в силах разогнать туман над территорией 'Борисполя'. Но сегодня вполне реально до минимума сократить время прохождения контроля и регистрации пассажиров. Хотелось бы в этом вопросе найти понимание со стороны всех ведомств.
Источник: Портал "2000"