Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Балуевский, начальник Генштаба:
"Юрий Балуевский: С НАТО воевать не собираемся"


Ноябрь 2005 года Игорь Черняк, Юрий Гаврилов , Российская газета


Начальник Генштаба раскрыл "Российской газете" военные тайны нового оборонного госзаказа

Утверждена Белая книга минобороны - так называется приоритетный для военного ведомства документ, который расставляет главные акценты в развитии армии на десять лет вперед. На очереди - конкурсная закупка вооружений по новому оборонному заказу. Какое оружие получат военные? Какие войска станут высокотехнологичными? Информацию из первых рук "Российской газете" предоставил начальник Генштаба - первый заместитель министра обороны РФ, генерал армии Юрий Николаевич Балуевский. Однако разговор мы начали с вопросов более частных, но горячих.

Куда прилетит "аварийный" пилот?

Российская газета | Юрий Николаевич, летчика Троянова, по вашим сведениям, наградят или расстреляют?


Юрий Балуевский | У меня был телефонный разговор с бригадным генералом Вайкшнорасом, который возглавлял литовскую комиссию. В Калининграде я встречался с нашим летчиком, когда его освободили. Отдельные детали он прояснил. А сейчас работает комиссия. Не хочу утверждать, что в том, что произошло, была прямая или косвенная вина пилота. Могу лишь сказать: не все там четко сработало, в том числе и приборы самолета.

РГ | А об инциденте с "Электроном" что думаете?

Балуевский | Ну, это же судно рыболовецкое, события вокруг него касались минобороны в меньшей степени. В большей - МИДа и погранвойск.

Хотя к защите госграницы в надводной и в подводной среде мы тоже имеем непосредственное отношение, и "Электрон" на границе территориальных вод встречал боевой корабль Северного флота.

РГ | Вернемся к недавним событиям в Нальчике. Как вы считаете, есть ли перспективы у силового решения кавказского вопроса?

Балуевский | Как человек военный, я могу с полной ответственностью сказать: действия, направленные на вывод любого субъекта из состава Российской Федерации, обречены на провал. И развитие республик Северного Кавказа возможно только в составе России. Мне кажется, народ Чечни это уже понял. Но я постоянно задаю себе вопрос: почему происходят события вроде нальчикских? Почему часть населения в них участвует? Мне кажется, сказывается неустроенность людей, отсутствие рабочих мест, нарушение их законного права на труд. Ведь население той же Кабардино-Балкарии крайне слабо занято в сфере промышленности, а безработица - благоприятная среда для криминальных дел, всего того, что мы называем бандитизмом.

Значит, на Кавказе надо в хорошем смысле слова подстелить подстилку - экономическую и социальную. Ну и, конечно, усилить борьбу с коррупцией во властных и правоохранительных органах.

Хотите историческую аналогию? Когда Каменев ехал в Среднюю Азию, он в поезде написал сотню тезисов о борьбе с басмачеством. И один из главных звучит так: надо максимально лишить бандитов социальной поддержки. Созвучно с сегодняшним днем, не правда ли?

Ракеты в стиле модерн

РГ | Ровно два года назад, в октябре 2003 года, минобороны презентовало так называемую Белую книгу, где содержались основные требования к развитию военной организации России до 2015 года. Какова судьба этой Белой книги?

Балуевский | В июне этого года на заседании Совета безопасности все вошедшие в нее предложения, к слову, выработанные совместно с другими силовиками, были утверждены.

РГ | Но почему Совбезу понадобилось целых полтора года на рассмотрение?

Армии всего мира сегодня идут в одном направлении - модернизируют свою боевую технику и создают новую

Балуевский | Шла непростая работа, поскольку определялись приоритеты каждого ведомства на значительную перспективу. Вот сейчас на выходе государственный оборонный заказ и бюджет на 2006 год, причем государство гарантирует серьезную финансовую поддержку силовым структурам. Хотя здесь есть одна опасность - можно иметь много денег и не иметь вооружения. Весь мир развивается по схеме: около 60 процентов идет на приобретение вооружения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и где-то процентов 30-40 - на денежное довольствие и вопросы, связанные с материальным обеспечением и боевой подготовкой войск. Нам тоже надо искать оптимальный баланс расходов.

В 1992 году все было так разбалансировано, что говорить о каких-то перспективах было нереально. Если бы еще три-четыре года мы просуществовали в подобном состоянии, наверное, собрать Российскую армию было бы невозможно: процессы приобретали необратимый характер.

РГ | А сегодня стало лучше?

Балуевский | Конечно. Хотя я часто повторяю: хотелось бы получить сразу и много - имея в виду много оружия и денег. Но тогда не останется средств на решение социальных вопросов - образование, здравоохранение, науку и прочее. Потому и здесь необходим баланс.

Сегодня впервые за последние годы минобороны своевременно подало в правительство предложения по формированию государственного оборонного заказа. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы останутся на уровне этого года, а закупки вооружений планируем увеличить фактически на 50 процентов.

РГ | И что будете брать в первую очередь?

Балуевский | Для сухопутных войск промышленность серийно выпустит ракетный комплекс "Искандер", системы тактического звена, а также модернизированные танки, БМП-3 и БМП-4, бронетранспортеры.

Армии всего мира сегодня идут в одном направлении - модернизируют свою боевую технику и создают новую. Конечно, каждая страна имеет разные возможности. Если бы мы получили военный бюджет, скажем, в 400 миллиардов долларов, то могли бы себе позволить экспериментировать с новым оружием. Но мы имеем то, что имеем.

РГ | А какие танки будут модернизированы: Т-72, Т-80 или Т-90?

Балуевский | Самый, как мы говорим, ремонтно и модернизационно пригодный танк - Т-72. Хотя Т-90 с этой точки зрения тоже имеет неплохую перспективу.

РГ | Но ведь Т-72 - танк, мягко говоря, далеко не новый.

Балуевский | Американский бомбардировщик В-52 - тоже не новый - был принят на вооружение в начале 50-х годов, а перспективу модернизации имеет до 2030-2040 годов, то есть практически до середины ХХI века. Аналогично и М-113. Техника в первую очередь должна иметь именно модернизационный ресурс.

РГ | А что с авиацией?

Балуевский | Не скрою, больше всего беспокоит состояние вертолетного парка. Нам сегодня крайне нужны всепогодные ночные машины. И этим требованиям отвечает Ми-28Н.

РГ | Это значит на камовских машинах "Черная акула" и "Аллигатор" будет поставлен крест?



Балуевский | Мы не можем сегодня иметь Ка-50 и Ка-52 в таком же количестве, как милевские вертолеты. Но это не исключает необходимости оснастить "камовцами" подразделения специального назначения. Эти машины хорошо зарекомендовали себя в горных условиях, мы их проверяли в ходе боевых действий в Чечне.

РГ | Каковы перспективы фронтовой авиации?

Балуевский | Будем модернизировать все типы самолетов, одновременно сокращая их типаж. Но упор сделаем на Су-27СМ и Су-34.

Вообще же в ВВС приоритет отдается противовоздушной обороне, туда вкладываем больше средств. Деньги в том числе пойдут на модернизацию зенитно-ракетных комплексов С-300. В 2006 году мы приобретем и новую систему С-400. Правда, цена у нее кусается. Так что пока, видимо, закупим один полковой комплект для Командования специального назначения. Когда же "четырехсотку" запустят в серию, цена, надеюсь, должна понизиться. Проблема в другом: сегодня у Российской армии есть, если можно так выразиться, большой обоз вооружений, не имеющих перспективы применения.

РГ | Разве его нельзя продать?

Балуевский | Что-то продаем. Вот у тех же американцев, к примеру, есть форма продвижения на оружейные рынки стран третьего мира, именуемая "подарком". Но подарок этот - с двойным дном: я сегодня дарю вам технику и вооружение, понимая, что завтра вы обратитесь ко мне за обучением специалистов, запчастями и так далее. Увы, подобная форма у нас приживается слабо. Хотя торговать оружием мы умеем: сегодня Россия занимает второе место в мире по поставкам военной техники за рубеж. Но наши структуры, продающие военную технику и вооружения, интересуют в основном масштабные проекты и миллиардные заказы, иногда - миллионные.

РГ | Торговля запчастями и обслуживание техники - это невыгодная "мелочевка"?

Балуевский | Вот именно. Между тем сегодня весь мир работает так: я поставил технику, я же поставлю тренажеры, подготовлю сервисное обслуживание на территории страны-экспортера. Именно эту схему надо развивать и России.

РГ | Перепадает ли сегодня что-то от поставок оружия за рубеж на нужды армии?

Балуевский | Конечно, хотелось бы больше. И за интеллектуальную собственность - реализуемую конструкторскую документацию на технику и вооружение, и за сами самолеты, танки, подлодки. Сейчас возврат средств в пределах 10-15 процентов. Это мало. Но половина на половину тоже не лучший вариант.

РГ | Почему?

Балуевский | Расчет простой. Чтобы промышленность была способна создавать новую конкурентоспособную продукцию, ее надо не на коленке делать, а производить на современной технологической базе. То есть постоянно вкладывать деньги в развитие технологической базы производства.

Достичь правильного баланса поможет создание понятной схемы взаимоотношений между заказчиком и производственником. Тогда предприятие будет четко знать: от продажи техники и вооружения мы получим на развитие производственно-технологической базы такую-то сумму, столько-то отдадим министерству обороны, а столько-то сможем вложить в новые образцы продукции. Все обоснованно и предсказуемо.

РГ | Не боитесь, что, вооружая соседей новейшим оружием, оно завтра может повернуться против нас?



Балуевский | Экспортные образцы имеют загрубленные характеристики - то есть не полностью присущие данному виду оружия или боевой техники. Каждое государство-покупатель это знает.

РГ | То есть мы не вооружаем соседей лучше, чем собственную армию?

Балуевский | Естественно. Вот иногда, к примеру, спрашивают, почему мы вооружаем, скажем, Индию? Но если Россия не станет работать с этой страной, желающих занять эту нишу найдется достаточно.

РГ | А Китай? Куда завтра развернется этот гегемон?

Балуевский | Я, например, считаю, что именно завязки на российское вооружение, по крайней мере, заставят задуматься отдельных производителей вооружения в мире, которые хотят оторвать от нас этого покупателя. Российская промышленность, наши энергоносители предоставляют возможность развиваться и жить в мире миллионам китайцев. Не вижу я и опасности того, что завтра Китай выйдет на западный оружейный рынок. Их армия настолько привязана к нашим оружейно-техническим поставкам, что российской промышленности еще долгие годы придется ремонтировать и модернизировать китайский парк техники и вооружения советского и российского производства.

Армию сократят до миллиона

РГ | Что вы считаете главным приоритетом в оснащении армии?

Балуевский | Поддержание баланса стратегических ядерных сил. Вы, наверное, слышали про перспективный ракетный комплекс морского базирования "Булава". Мы видим его ракету как унифицированный комплекс морского и наземного базирования. Конечно, "Булава" тяжеловата, чтобы ее подвесить на самолет, но пока в этом и нет необходимости.

Давайте вспомним, какое наследство досталось Российской армии. Одних лишь наземных ракетных комплексов стратегического назначения - 17 видов! Не хочу критиковать коллег и промышленность, но тогда все во многом шло по принципу: кто первый откроет дверь, тот и получит заказ. А по большому счету и первый, и второй просители его получали.

Сейчас такое не пройдет. Наша цель - максимально сократить типаж ракет. Потому мы испытываем "Булаву", и то, что имеем в рамках этих испытаний, показывает надежность и правильность выбранного пути.

РГ | Сокращение армии у нас закончилось?

Балуевский | Практически да. Хотя внутренняя оптимизация численности будет продолжаться. На заседании Совета безопасности определено, что численность Вооруженных сил к 2016 году надо довести до миллиона человек.

РГ | Это вместе с гражданским персоналом?

Балуевский | Только военнослужащих. Утверждать, что за 10 лет количество гражданского персонала у нас сократится, допустим, до 700 тысяч, я бы не стал. Надо опять искать оптимальное соотношение численности военных и гражданских в армии и на флоте и учитывать специфику сегодняшнего и завтрашнего дня.

РГ | А в чем эта специфика?

Балуевский | Ну, скажем, 76-я псковская дивизия ВДВ перешла на контрактную службу. Солдата-профессионала уже не заставишь мести плац "от забора до обеда" или чистить картошку. Потому командование заключило контракт с гражданскими структурами, персонал которых теперь исполняет эти функции.

А вот, к примеру, в 42-й мотострелковой дивизии в Чеченской Республике специфика местных условий не позволяет замещать солдат гражданскими. Однако если говорить в целом, то постепенно военные перестают заниматься не свойственными им делами.

Сегодня мы видим свою задачу в создании договорной базы с обслуживающими Вооруженные силы фирмами и организациями. Пока с ними подписываются только годовые контракты. Кто придумал такой срок, я не знаю, но минобороны добивается его увеличения.

Горные стрелки по вызову

РГ | Система обслуживания армии меняется, а меняется ли сама армия?

Балуевский | Бесспорно. К примеру, на Северном Кавказе мы создаем принципиально новую структуру - горно-стрелковые бригады. В Ленинградском военном округе весь минувший год проводился эксперимент по совершенствованию управления авиацией и ПВО, сейчас подводятся его итоги. Думаю, они лягут в основу очередного пятилетнего плана развития Вооруженных сил - этот документ мы должны утвердить у президента до конца года.

Приоткрою некоторые наши планы. Раньше состав Вооруженных сил складывался так: тактическая единица - батальон. Затем - полк, который входил в состав дивизии. Та - в состав армии, а армия - в состав округа или в военное время - фронта. Но назовите последний локальный конфликт, где бы воевали фронтами. Да и против кого воевать такими силами?

Значит, надо менять идеологию. Это сложно, потому что многие научные исследования и уставные документы построены как раз на ранжирной системе - батальон, полк и так далее. Но события в Чечне показали, что в локальных конфликтах наиболее успешно действовали самодостаточные батальонные тактические группы с автономными средствами разведки, связи и обеспечения. Вот почему мы сегодня рассматриваем возможность ухода от жесткого оргштатного построения. На стратегическом направлении должны быть войска и силы, из которых, грубо говоря, как из кубиков, можно было бы сложить группировку для решения конкретной задачи.

РГ | Например?

Балуевский | Скажем, возник локальный конфликт, вызванный территориальными притязаниями. В зависимости от того, насколько он серьезен, назначается та или иная группировка войск и сил. Это может быть полк, бригада или дивизия. Главное - обеспечить их всем необходимым для выполнения задачи. Нужна, к примеру, стратегическая разведка - значит она будет работать в их интересах.

Основной оперативно-тактической единицей должна стать бригада или дивизия.

РГ | Но ведь между бригадой и дивизией огромная разница - ничего себе "вилка".

Балуевский | Объясняю. Для Ленинградского военного округа, к примеру, наиболее оптимальна бригадная структура - на северо-западе страны места лесистые, болотистые, и там дивизии действовать будет сложновато. А в "плоскостном" Московском округе больше подходит как раз дивизионная структура. Хотя сегодня, честно признаюсь, с кем воевать на Северо-Западном или Западном стратегических направлениях, лично я не очень представляю. С кем сегодня вообще нужно воевать - это вопрос вопросов.

Зачем умирать в объятиях?

РГ | А разве НАТО уже не наш вероятный противник?

Балуевский | Взглянем на проблему шире: возможно ли вообще военное столкновение блока с Россией? Я считаю, что невозможно - в силу понимания того, что в НАТО нет желающих, грубо говоря, умереть вместе с нами в объятиях. Я часто привожу простую арифметику. Более 4,5 миллиона - это армия НАТО, чуть больше миллиона - наша армия. Если сойдутся эти два гиганта - мало не покажется никому.

Сегодня у НАТО и России хватает проблем, которые надо решать сообща. События 11 сентября показали, что даже такое мощнейшее в экономическом, политическом и военном отношении государство, как США, оказалось бессильным в одиночку противостоять террористам.

Конечно, разногласия и с НАТО, и с Америкой у нас остаются. Они неизбежны, ведь у каждого государства есть свои интересы.

РГ | Но гипотетически спровоцировать военный конфликт с НАТО способна неадекватная реакция новичков блока на какое-то действие со стороны России. Например, из полета Троянова при желании легко было раздуть не только политический скандал, но и войну.

Балуевский | Давайте вспомним, как сразу после непреднамеренного нарушения Трояновым литовской границы активизировалась полемика о полной демилитаризации Калининградской области. В Калининграде у меня спрашивали, как я это восприму? Пришлось объяснять, что полной демилитаризации области никогда не произойдет. Но и наращивания сил в регионе мы не предлагаем, в этом просто нет необходимости. Там произойдет минимизация группировки войск и сил для того, чтобы сделать ее мобильной, качественно оснащенной и способной решать поставленные задачи.

РГ | Не секрет, что в Западной Европе к нашим военным подчас относятся лучше, чем в странах-соседях.

Балуевский | Проблема есть, с теми же грузинами, например. В моей службе был период, когда я служил в Грузии и проникся уважением к этому народу. Но, честно говоря, уже тогда я шутил, что грузины привыкли жить по бумажке, где все расписано и остается выполнить лишь один пункт - накрыть стол. И это у них хорошо получается.

Все решения по выводу российских войск с территории Грузии приняты. Это закономерный процесс, я бы не делал из него проблемы. Есть законное право любого государства иметь или не иметь на своей территории военную базу. Единственное, на чем мы стояли, и грузинская сторона это условие приняла, - вывод не должен осуществляться, грубо говоря, в трусах и майках. По 2005 году мы все мероприятия выполнили, сейчас надо готовиться к 2006-2007 годам. И здесь вопрос упирается в выдачу и продление виз. Служба в Группе российских войск в Закавказье у многих заканчивается, люди уезжают. А технику надо выводить, но прежде - готовить к транспортировке. Необходимо эту технику подать к тому месту, где она будет грузиться на большие десантные корабли. Кто этим займется, если не выдают виз?

РГ | С Украиной нас ждут те же проблемы?

Балуевский | Есть соглашение о нахождении российского Черноморского флота на территории Украины до 2017 года. Хотелось бы верить, что украинская сторона будет соблюдать договоренности. Но иногда на полуофициальном уровне и из уст отдельных общественных деятелей звучит мнение - мол, пора быстренько вывести российских моряков. При этом не скрывается официальное стремление Украины вступить в НАТО, а при наличии в стране иностранных военных баз это невозможно.

Не хотелось бы, чтобы наши моряки спешно собирали вещмешки. Думаю, что и украинская сторона прекрасно понимает: вывод - это не процесс одного дня. Тем более когда мы говорим об уходе, хотим того или нет, сразу вспоминаем Крым, Севастополь - места воинской славы русских моряков. Хотя я уверен: не может быть никаких движений в сторону изменения тех границ, которые уже сложились и закреплены Хельсинкскими соглашениями.

Донесение вместо телевизора

РГ | Не интересовались, откуда пошла ваша фамилия?

Балуевский | Я родился в 1947 году на Западной Украине. Туда после войны моего отца Балуевского Николая Семеновича послали бороться с бандеровцами. А первые упоминания о роде Балуевских отыскались в середине ХV века. Так что мои корни берут начало в Вологодской области. Восстановить родословное древо помог земляк, полковник в отставке Владимир Анатольевич Наволоцкий. Это уникальный человек, обычно живет в Москве, но сейчас - в Кичменском Городке, есть такой в Вологодской области, к северо-востоку от Великого Устюга.

Я нашел в архивах документы за 1937 год, которые свидетельствуют, что отец начинал службу в Ребольском погранотряде. Кое-что Наволоцкий Владимир Анатольевич восстановил по записям в церковной книге. А именно, что в 1898 году мой дед сочетался законным браком с крестьянкой. Потом ушел на Русско-японскую войну, воевал в Первую мировую. Отец появился на свет в 1917-м.

РГ | А сын ваш в армии служил?

Балуевский | К сожалению, нет, хотя очень хотел стать офицером. Были причины... Но он окончил Московский институт электронного машиностроения, затем вечерний - юридический. Он весь в меня, такой же упертый. В свои 32 года ни разу не закурил, не пьет даже пива, признает только безалкогольное. Фанат спорта. Летом занимается серфингом, зимой - горными лыжами. До сих пор не женат. А от дочери есть внучка - Юля.

РГ | Чем занимаетесь в свободное время?

Балуевский | У нас с сыном общее хобби, за которое частенько влетает от моей супруги, - автомобили. Сейчас купили на двоих подержанный джип "Чероки". Вообще же я страстный автомобилист. Начинал ездить на дядькиной "Победе". Потом из Германии, где служил, приехал на 21-й "Волге" - сначала к теще в Вологду, оттуда к новому месту службы в Петрозаводск, оттуда - в Ленинград, затем в Москву. Только здесь ее продал, когда машине было уже 27 лет.

РГ | Случайно покупателем был не Путин? У него не так давно появилась старая "Волга", он на ней на юге катался.

Балуевский | Нет, к той машине я не имею отношения.

РГ | А окончили что?

Балуевский | Военное училище под Ленинградом. И еще про хобби. Тогда обучение у нас шло с упором на физвоспитание, по программе института физкультуры. Изучал анатомию, биохимию, биологию. Надо было сдавать экзамены и зачеты по всем видам спорта, включая игровые, показав не ниже третьего разряда. Сдавали даже гимнастику - вольные упражнения, кольца, упражнения на коне. Когда я заканчивал военное училище, надо было выбирать - или командир взвода, или начальник физподготовки полка (сразу капитанская должность). Выбрал первое.

Я был мастером спорта по лыжам, призером Белорусского военного округа по биатлону, получил второй разряд по плаванию, занимался боксом. Будучи курсантом, тренировался вместе с Олегом Райко, был такой олимпийский призер по легкой атлетике в Мехико. В свое время пытался моржевать - когда переехали в Москву, бегал на Воронцовские пруды недалеко от Ленинского проспекта. Но этим надо системно заниматься - у меня не вышло. Потом, пока учился в Академии Генштаба, за два года довел фигуру до лейтенантской - даже надел брюки и китель той поры, но с погонами полковника. А сейчас из-за сидячей работы немножко поправился.

РГ | А каков у начальника Генштаба распорядок дня?

Балуевский | Я на службе - в 7.40. Первый доклад принимаю от начальника Главного разведывательного управления, заслушиваю доклады дежурных служб. Потом первая часть почты, которая пришла за ночь, самая горячая. С 9 часов - плановая работа: встречи, совещания, доклады министру обороны. В течение дня, как правило, выхожу на прямую связь с ним несколько раз.

РГ | Телевизор смотреть и газеты читать успеваете или их вам заменяет начальник ГРУ?

Балуевский | Телевизор - иногда смотрю, а вместо газет - ежедневный дайджест с публикациями по военной тематике. Вообще же число бумаг приходится измерять не экземплярами, а высотой пачки на столе, которая постоянно растет. Раньше 22 часов домой не появляюсь, включая субботу. Иногда выдается свободное время в воскресенье. Тогда, будь я в Москве или в командировке, в 9.15 еду в бассейн и ровно час без остановки плаваю. Хотелось бы заниматься спортом в течение недели, но на это просто нет времени.

Нагрузки огромные и постоянные. Сейчас, с назначением статс-секретарем-замом министра обороны Николая Александровича Панкова - должно полегчать. Зная его потенциал, я в этом не сомневаюсь. А вообще введение этой должности в военном ведомстве крайне своевременно. Был нужен человек, который брал бы на себя функцию общения с органами законодательной и исполнительной власти, понимая, конечно, что доносит до законодателей коллективный труд руководства минобороны.

Загадка от начальника Генштаба

...Когда мы стали прощаться, генерал армии вдруг остановил нас:

- А вот отгадайте напоследок одну загадку.

И с выражением начал читать тщательно выписанную в блокноте с надписью "Министерство обороны РФ" на обложке цитату:

- Какой цифрой ограничить численность наших Вооруженных сил в мирное время? Предлагаю один миллион. Цель: освобождение материальных средств для приведения в исправность материальной части армии, поднять боевую готовность войск до уровня современных требований. Эта армия будет совершенно достаточна для удовлетворения военных потребностей нашего государства. Два пути уменьшения численного состава: сокращение штатной численности (выщипывание - чем мы занимаемся) и ликвидация ряда воинских формирований. Я - за второй. Годы идут, жизнь властно выдвигает вопросы, один важнее другого. А мы все продолжаем топтаться на месте, опасаясь затронуть подгнившие части нашей военной системы в надежде на то, что все это образуется само собой с течением времени.

- Отгадайте, кому принадлежат эти слова или хотя бы к какому времени относятся? - спросил генерал, закончив читать. И, когда мы пожали плечами, выдал ответ:

- Эти слова написаны в 1909 году русским генералом тогда Генерального штаба, потом преподавателем Академии Генштаба Василием Федоровичем Новицким. Так вот и мы в определенный период развития страны боялись тронуть подгнившее. Сейчас такой боязни нет. Есть понимание того, что если мы не предпримем решительных мер, завтра это подгнившее, образно говоря, рухнет и похоронит нас всех.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer