Сегодня в Вашингтоне стартует очередной раунд переговоров России и Америки в рамках энергетического диалога и сотрудничества в промышленной сфере. На этот раз российской делегации предстоит обстоятельное знакомство и с пятью индустриальными центрами Америки.
Визит готовился давно. С чем он связан? Планируется ли подписание крупных соглашений и совместных проектов? На эти и другие вопросы в интервью "Российской газете" отвечает глава российской делегации, министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко.
- Виктор Борисович, посещение заводов компании "Боинг" связано с развитием сотрудничества российских компаний и "Боинга" или планируется изучение опыта по созданию национальной авиастроительной корпорации?
- Мы заинтересованы в решении и той и другой задачи. Тема авиастроения для нас актуальная, поскольку мы находимся в точке подготовки и принятия стратегических решений и по будущему облику российской авиационной промышленности, и по стратегии позиционирования в разных секторах рынка. Для нас сейчас активные контакты с основными игроками являются не экскурсионной поездкой, хотя это все очень интересно, а скорее связаны с перспективными проектами.
Могу отметить, что нашу страну с "Боингом" связывает уже более чем десятилетнее плодотворное сотрудничество. С этой компанией в рамках кооперации работают не только проектно-конструкторские организации, но и вертикально интегрированные авиастроительные холдинги, такие как "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина", "Сухой" и "Волга-Днепр", а также наши металлурги.
Все знают, что сегодня в России создается новый региональный самолет. На основании Соглашения, подписанного компанией "Боинг - Гражданские самолеты" и ЗАО "Гражданские Самолеты Сухого" в январе 2003 г., в рамках рассчитанной ориентировочно на 20 лет программы "Боинг" будет оказывать консультационные услуги по проектированию, производству, сертификации и послепродажному обслуживанию самолета. В рамках Соглашения нашим производителям будет оказано содействие в реализации самолета на экспортных рынках за пределами России и СНГ, где "Боинг" традиционно имеет сильные позиции.
Что касается обмена опытом, то соглашусь с тем, что в части секторов, таких как авиастроение, мы, безусловно, нуждаемся в привлечении перспективных технологий. Одновременно с этим мы видим либерализацию рынка и создание "продвинутых" секторов промышленности на территории России. Мы движемся в этом направлении. В автомобилестроении по этому типу уже реализован "режим промышленной сборки". В авиастроении, которое является еще более сложным сегментом - в мире очень мало компаний, работающих в авиационной промышленности - Россия отрабатывает собственную стратегию, которая предназначена не для границ Российской Федерации. Стратегия реализуется для глобального рынка.
В этом смысле для нас чрезвычайно важно выстроить долгосрочные партнерские отношения с основными игроками. Применительно к США - это компания "Боинг". И сейчас дня не проходит, чтобы мы не были вовлечены в эти процессы и эти темы.
- Какие формы взаимодействия с иностранными, в частности, американскими авиастроительными компаниями предпочтительнее для нас?
- Тут есть разные варианты. Например, просто поставка по кооперации. И мы расширяем объемы поставки, скажем, для "Боинга". Если в прошлом мы поставляли просто металл, материалы, то сейчас мы поставляем детали достаточно высокой степени обработки, пока в рамках кооперации.
При этом кооперация также приобретает разные формы. Недавно было открыто совместное предприятие с компанией "Снекма" (входит в группу "Сафран"). На этом совместном предприятии сегодня из российского сырья и российской заготовки производятся детали двигателей, которые "Сафран" поставляет самым массовым порядком для "Боинга".
Мы считаем, что это важно, что это хорошо и это надо продолжать. Мы готовы брать на себя риски, особенно в тех секторах, где мы видим лидерство компаний. Это касается новых проектов, например дальнемагистральных самолетов. И мы готовы брать на себя часть рисков, но при этом беря и возможности присутствия, через разделение ответственности, на глобальных рынках.
У нас, хочу это отметить особо, есть собственные проекты в области гражданского самолетостроения, в которых мы готовы выступать интеграторами. Мы готовы это делать в региональном пассажирском авиастроении, у нас хорошие позиции в транспортной авиации, где мы также готовы выступать системными интеграторами, приглашая к себе в партнеры известные компании для продвижения нашей продукции.
- То есть реализуется принцип "все страны в гости к нам". А российские компании пойдут в США?
- Кто-то наверняка пойдет, а кто-то уже давно, и подчеркну - успешно, работает. Что касается технологии, что касается промышленности, то мы чрезвычайно заинтересованы в расширении партнерства по самым важнейшим для нас секторам: авиастроение, автомобилестроение, химия, металлургия. Это что касается традиционных, так сказать, отраслей промышленности. Но нас интересует также и развитие IT-технологий, весь сегмент телекоммуникаций, включая космос. В части этих сегментов у нас есть хорошие рыночные позиции, уже завоеванные Россией. По сути дела наши предприятия в состоянии покупать не только технологии, включая самые передовые, но и в состоянии покупать объекты бизнеса и в других странах, в том числе и в Соединенных Штатах. Это касается и цветной и черной металлургии, где у российского бизнеса достаточно крепкие позиции.
То, что сегодня происходит в сфере производства высоких технологий, становится все более виртуальным, и громадная армия программистов не выезжает в США, как это было раньше, а работает здесь - в России, имея возможность продавать свою продукцию в том числе и на американском рынке. Пожалуй, основные сектора нашего взаимодействия связаны как с традиционной промышленностью, так и новыми высокими технологиями. В принципе, мы расширяем это сотрудничество и в двойных секторах, где присутствуют и гражданские, и оборонные технологии.
Я сказал о том, что российские компании успешно работают в США. При этом стоит отметить, что на территории этой страны российские металлургические компании - "Группа "Северсталь" и "Норильский никель" уже приобрели производственные активы. И это более интересно потому, что это серьезные работающие промышленные предприятия в непростых секторах, куда идет российский бизнес. Это, кстати, очень важно и интересно. Это даже не газ, и не нефть, и не заправочные станции, это более трудные и более тяжелые сектора для бизнеса.
И тем более радует успех российских компании на этом поприще. К моменту начала сделки "Северсталь" - "Руж Стил", американская компания на протяжении пяти лет находилась в состоянии банкротства и имела задолженность в 2003 году порядка $573 млн. Но уже через три месяца после закрытия сделки теперь уже "Северсталь Норф Америка" вышла на прибыльный режим работы.