Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Валерий Воскобойников, замглавы департамента ОПК Минпромэнерго:
"Международная кооперация не отменяет национальных интересов"


Октябрь 2005 года Промышленный еженедельник


О важности проекта Российского Регионального самолета (RRJ) и о перспективах отечественного авиапрома читателям "ПЕ" прямо на борту самолета, который доставил представителей российского правительства на церемонию открытия совместного предприятия НПО "Сатурн" с французской корпорацией Snecma, рассказал замглавы департамента ОПК Минпромэнерго Валерий Воскобойников. Новое СП планирует организовать выпуск современных авиадвигателей SaM-146 для самолета RRJ, который может начать полеты уже в 2007 году.

- Двигатели самолета, на котором мы сейчас летим, уступают современным западным аналогам. Так могут ли отечественные предприятия выпускать современные конкурентоспособные авиадвигатели?


- Конечно, могут! Тут нет никаких сомнений. Надеюсь, что новый российско-французский двигатель станет еще одним доказательством конкурентоспособности нашего двигателестроения. Если же говорить о прошлых разработках, то нужно сравнивать отечественные модели с их западными "ровесниками". В своем классе российские двигатели, например, такие как ПС-90А - как правило, практически не уступают своим иностранным аналогам. Думаю, что некорректно сравнивать современные западные модели с отечественными разработками семидесятых годов.

- Сегодня в средствах массовой информации слышна критика в адрес проекта RRJ. Каковы, на ваш взгляд, перспективы реализации этого проекта?

- Критические замечания есть и будут всегда. Но нужно напомнить, что самолет создается не для удовлетворения фантазии конструктора, а для удовлетворения потребностей рынка, потребностей потенциального заказчика. Поэтому перед началом проектирования идет серьезный анализ пассажиро - и грузопотоков и существующей ситуации на рынке перевозок. При этом оценивается емкость рынка в каждом сегменте авиационной техники. И только после глубокого технико-экономического анализа принимается решение о начале проектирования. Параллельно выясняется - будет ли самолет не только востребован, но и рентабелен. То есть речь идет о том, окупятся ли все затраты на проектирование и изготовление самолета или нет. Разработка новой модели дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета сегодня обходится в ?4-5 млрд. А разработка сверхвместимого европейского самолета А-380 потребует более ?10 млрд. Понятно, что ни государство, ни частный бизнес не желают закопать в землю такие деньги, а рассчитывают на возврат затраченных средств. Если же появляются обоснованные сомнения в рентабельности самолета, то работы над ним прекращаются. Все высказанные соображения относятся и к проекту RRJ. Не секрет, что разработчики RRJ провели не только анализ рынка перевозок, но и консультации с авиакомпаниями, которые сформулировали свои требования к региональному самолету. И все эти пожелания авиаперевозчиков были учтены.

Что касается замечаний к RRJ, которые звучат сегодня, то я не считаю их решающими. Как известно, любой технический проект - это компромисс между возможным и желаемым. Например, требования возможности посадки на некачественную взлетно-посадочную полосу можно реализовать только за счет усиления взлетно-посадочных устройств самолета, то есть за счет утяжеления конструкции. А утяжеление конструкции неизбежно приводит к ухудшению технико-экономических характеристик самолета.

В качестве претензий к RRJ сегодня можно услышать о возможности попадания посторонних предметов в низко расположенный двигатель. Но, во-первых, сегодня тысячи самолетов летают с таким расположением двигателя. И, во-вторых, низкое расположение двигателя существенно облегчает эксплуатацию машины. Разумеется, можно разместить этот двигатель над крылом - так, например, как это сделано на АН_74. Но с точки зрения эксплуатации, это серьезно усложняет техническое обслуживание самолета. Поэтому главная задача - создать комфортные условия эксплуатации, не ухудшая при этом технические характеристики самолета.

- Мешают ли кооперации существующие законодательные нормы, ограничивающие участие иностранных компаний порогом в 25% акций? Можно ли реализовать проект RRJ в рамках существующего законодательства?

- Закон есть закон. И никто не пойдет на его нарушение. Ни мы, ни французы. У них, кстати, тоже есть свои ограничения, которые они вынуждены учитывать. Например, выделение бюджетных средств на поддержку проекта RRJ требует одобрения Еврокомиссии. И французы не могут обойти этот порядок. Поэтому мы и заняты сегодня поиском взаимоприемлемых решений, которые не ущемляли бы интересы обеих сторон. В этом и состоит задача органов исполнительной власти по расширению возможности участия наших промышленных предприятий в международной кооперации.

- Какой вы видите перспективу для российской авиационной промышленности? Где место отечественной промышленности в международном разделении труда? Может быть, России следует сосредоточиться только на производстве региональных самолетов и вертолетов?

- Создание авиационной техники требует колоссальных ресурсов. Поэтому сегодня весь мир нацелен на создание кооперации в области высоких технологий - это касается, в том числе, авиационной и ракетно-космической техники. Но развитие международной кооперации не отменяет национальных интересов стран. В обозримом будущем, безусловно, будет сохраняться необходимость защиты национальных интересов, обеспечения безопасности и обороноспособности. В связи с этим будет сохраняться и потребность в современных вооружениях - в том числе и в авиационных.

Если говорить о военной авиации, то я уверен - Россия обязана сохранить способность выпускать полный спектр летательных аппаратов, начиная от малых беспилотных аппаратов и кончая стратегической авиацией. И здесь никаких отступлений быть не должно.

Я не уверен, что в области гражданской авиации мы должны заниматься только региональными самолетами или машинами более низких классов. Такая узкая специализация затормозит развитие авиастроения. И если Россия потеряет возможность быть системным интегратором в серьезных разработках, в области дальнемагистральных, широкофюзеляжных самолетов, то я не думаю, что это будет благом для нашей страны. Но разделить военную и гражданскую авиацию практически невозможно, поскольку все современные разработки в этих сферах базируются на одних и тех же технологиях, на одних и тех же научных достижениях. Когда нам говорят - давайте бросим гражданскую авиацию и сконцентрируем все усилия только на военной, то нужно понимать, что при существующих объемах производства военной техники мы вообще не сохраним авиационную промышленность. Только за счет экспорта промышленность выжить не сможет. Для сохранения авиационной промышленности в стране должен быть достаточно серьезный внутренний заказчик. Но этого мы не наблюдаем на протяжении последних пятнадцати лет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer