На завершившемся вчера в Англии авиасалоне 'Фарнборо-2004' Россия показала около 180 образцов авиатехники в виде рисунков, электронных презентаций и макетов, но ни одного летательного аппарата в натуре. Не было там и боевых самолетов марки 'Сухой', которые на протяжении 80--90-х годов неизменно представляли в Фарнборо сначала СССР, а потом Россию. Почему так получилось, корреспонденту 'Времени новостей' Михаилу КУКУШКИНУ объяснил во время авиасалона гендиректор АХК 'Сухой' Михаил ПОГОСЯН.
-- Не опасно ли было отказываться от участия в демонстрационных полетах в Фарнборо в этом году? Не демонстрируете ли вы таким образом свою слабость по отношению к партнерам и конкурентам?
-- Наоборот, я бы сказал, что мы продемонстрировали таким образом свою силу. АХК 'Сухой' в течение последних пяти лет активно продвигалась на зарубежных рынках и занимает в этом смысле лидирующие позиции в российском авиастроении и в российской оборонной промышленности вообще. Поэтому не вижу оснований для такой реакции, о которой вы говорите. Наше военное направление хорошо известно заказчикам и партнерам.
Кроме того, Европа, где расположен Фарнборо, не является крупнейшим рынком для 'Сухого'. Наш основной рынок -- это Юго-Восточная Азия, и демонстрация техники должна прежде всего помочь ее продвижению именно в этом регионе. В Европе преимущества нашей техники хорошо известны. Поэтому с учетом важности для нас проекта RRJ (Russian Regional Jet -- российский региональный самолет -- Ред.) мы решили, что не стоит в этом году отвлекать внимание общественности Фарнборо от серьезных шагов, которые мы сделали в области гражданских самолетов. А свою военную силу мы продемонстрируем на выставках в Чжухае (Китай) в этом году и в Бангалоре (Индия) в следующем году.
-- Ваше повышенное внимание к гражданскому проекту RRJ не означает свертывания ваших военных проектов?
-- Не означает. Как известно, мы получили очень хорошие результаты в ходе сравнения наших истребителей с американскими, проведенного в Индии. Мы можем говорить, что в этой области наши позиции устойчивы. Мы собираемся и дальше укреплять их на наших традиционных рынках за счет дальнейшей модернизации существующих моделей и за счет создания нового перспективного авиакомплекса. Но стратегически мы держим курс на то, чтобы уйти от нынешнего положения, когда военная продукция составляет 95% производства АХК 'Сухой'. Военная составляющая и в будущем останется важной для нас. Соотношение военной и гражданской продукции может стать 55 к 45 или 60 к 40, где военная тема будет по-прежнему являться одной из основных, но в то же время мы выйдем на серьезный уровень загрузки по гражданской тематике.
-- Чем соглашение о продаже 50 самолетов RRJ авиакомпании 'Сибирь', подписанное вами здесь, отличается от протокола о намерениях, заключенного по этому же поводу несколько лет назад с 'Аэрофлотом'?
-- Нынешнее соглашение определяет сроки поставки самолетов, их стоимость и конфигурацию, а также сроки подписания коммерческого контракта, который юридически зафиксирует достигнутые договоренности. Основные контуры этого контракта уже определены. Поэтому заключенное соглашение -- это фактически твердый заказ, который позволяет нам говорить о полномасштабном развертывании программы RRJ.
-- Когда ожидается подписание контракта?
-- Я думаю, это потребует еще трех-четырех месяцев работы. Уже завершен большой объем согласований, связанных с гарантийными обязательствами, уточнением конфигураций отдельных систем машины. Это большая рутинная работа, которая требует много времени, участия многих специалистов, и она нами уже сделана.
-- Срок начала поставки первых RRJ в парк "Сибири" -- 2007 год. А когда вы собираетесь завершить эту поставку?
-- Думаю, примерно в 2010 году. Может быть, мы захватим часть 2011 года. Детальный график поставки еще будет согласован нами с покупателем.
-- 50 самолетов за 3--3,5 года. Это намного превышает объемы производства, которые любая из российских фирм, строящих гражданские самолеты, имела в последние 15 лет. Способны ли вы выполнить такую напряженную программу? И если да, не исчерпывает ли она ваши производственные мощности -- сможете ли вы принимать другие заказы на RRJ, пока не выполните заказ 'Сибири'?
-- Безусловно сможем. Три серийных завода 'Сухого' производили в советские времена более 250 самолетов в год. По размерности RRJ близок к нашим боевым самолетам. Взлетный вес 95-местного варианта RRJ -- примерно 40 тонн, а максимальный взлетный вес СУ-30 -- 35 тонн. Сегодня на всех наших серийных заводах вместе мы выпускаем порядка 50 самолетов в год. Поэтому мы считаем, что у нас есть все ресурсы и возможности для того, чтобы вывести выпуск гражданских самолетов на уровень 50--70 штук в год. Заказ 'Сибири' -- это принципиально важный для нас заказ, но мы думаем, что это только начало работы с другими российскими авиакомпаниями.
-- Как развиваются ваши отношения с крупнейшей авиакомпанией России -- 'Аэрофлотом'?
-- Они развиваются позитивно. Но в целом процесс переговоров, которые мы ведем с 'Аэрофлотом', 'Сибирью' и другими авиакомпаниями, дал тот результат, который мы имеем. Стартовым заказчиком RRJ стала 'Сибирь', с ней процедура переговоров прошла быстрее всего. Не могу сказать, что это неожиданность. 'Сибирь' -- первая по объему внутренних пассажирских перевозок компания России, вторая по суммарным объемам на внутренних и международных линиях. Мы рассчитываем, что наши переговоры с 'Аэрофлотом' тоже дадут позитивный результат, поскольку 'Аэрофлот' был первой авиакомпанией, которая дала нам 'мягкий' заказ и принимала активное участие в начале работ по семейству региональных самолетов.