На аэродроме Фарнборо под Лондоном проходит один из самых престижных авиасалонов мира.
Корреспондент Би-би-си Андрей Бекетов встретился с генеральным директором российской компании "Сухой" Михаилом Погосяном.
Би-би-си: Почему на авиасалоне в Фарнборо нет российских самолетов? Ведь больше нет риска, что их конфискуют по иску фирмы Noga...
М.П.: Действительно, судебные формальности с фирмой Noga завершены, и у нас была возможность продемонстрировать здесь [боевой] самолет "Су-27СМ". Но он и "Су-30" находятся на этапе летных испытаний в активный летний период. Мы планируем показать их в августе на фестивале пилотажных групп в Жуковске и в ноябре на выставке в Джухае с учетом того, что рынок нашей военной техники в основном находится в Китае, Юго-Восточной Азии.
Би-би-си: Планируете ли вы полномасштабное возвращение в Фарнборо?
М.П.: Безусловно, но это возвращение должно быть, наверное, связано с выходом на качественно новый уровень в смысле модернизации авиационной техники. Во всяком случае, в следующем году в Париже мы точно покажем наши боевые самолеты.
Но должен подчеркнуть, что концепция и стратегия "Сухого" сегодня предполагает развитие во втором направлении, связанном с гражданской техникой, которая должна занять у нас столь же важное место, как и военная авиация.
На выставке в Фарнборо мы решили не "раздваиваться", а сконцентрироваться на гражданских проектах, привлекать к ним внимание средств массовой информации, исходя из того, что наша деятельность в области военной авиации всем и так хорошо известна. Мы запланировали другие мероприятия, которые должны дать толчок к полномасштабному разворачиванию работ по гражданской программе.
Би-би-си: Вы, видимо, имеете в виду заключение предконтрактного соглашения с авиакомпанией "Сибирь" на поставку 50 региональных пассажирских самолетов RRJ. Расскажите об этом поподробнее.
М.П.: Мы активно работаем в рамках реализации программы гражданских самолетов с российскими и европейскими авиакомпаниями. Но, безусловно, стартовые заказчики должны быть российскими.
"Сибирь" - вторая компания страны по объемам перевозок, наиболее динамично развивающаяся из самых крупных. И нам приятно, что та большая работа, которую мы проводили в течение года с "Сибирью", а также параллельно с другими российскими авиакомпаниями, завершилась подписанием данного соглашения. Сумма этого контракта по каталожным ценам - более 1 миллиарда долларов.
Би-би-си: Насколько реальны эти деньги, какова вероятность, что они вам поступят?
М.П.: Годовой бюджет "Сибири" превышает 500 миллионов долларов, и мы считаем, что в течение трех-четырех лет, то есть в период поставки этих самолетов, полная оплата вполне реальна, тем более что "Сибирь" пользуется поддержкой Сберегательного банка - крупнейшего финансового института Российской Федерации. Его гарантии достаточно, чтобы обеспечить реализацию такого контракта.
Би-би-си: Видимо, теперь, после подписания этого соглашения, разработка самолета RRJ ускорится?
М.П.: Мы говорили о том, что объявим полномасштабный запуск программы после твердых заказов на 40-60 самолетов. Такие заказы мы получили. Дальнейшие сроки реализации программы такие: начало летных испытаний - 2006 год, начало серийного производства и поставок самолета - 2007 год.
Могу практически пообещать, что на Фарнборо в 2008 году точно будут представлены, надеюсь, не только военные, но и гражданские самолеты "Сухого". Мы вернемся!
Би-би-си: Кто участвует в создании этого самолета?
М.П.: Крупнейшие российские и иностранные производители, пользующиеся репутацией лидеров в своих направлениях. По двигателям - это российская компания "Сатурн" и европейская Snecma. По шасси - Messier-Dowty, а также "Гидромаш" или "Авиаагрегат". По интерьеру салона - который в Фарнборо мы впервые демонстрируем - английская фирма BE Aerospace. Это крупнейшая международная кооперация в сочетании с опытом, имеющимся у "Сухого", даст нам возможность выполнить все обязательства, которые мы на себя берем после подписания контракта с "Сибирью".
Би-би-си: На какую долю мирового рынка вы можете рассчитывать при наиболее благоприятном развитии событий?
М.П.: Сегодня "Сухой" занимает 15% мирового рынка в области фронтовой авиации. С учетом наших достаточно сильных позиций на внутреннем рынке Российской Федерации, в Юго-Восточной Азии, а также заинтересованности ряда европейских компаний, мы считаем 15% рынка региональных самолетов вполне реальной для себя задачей.
Би-би-си: Кто может быть там вашими главными конкурентами?
М.П.: Объем и динамика этого рынка позволяют присутствовать на нем сразу нескольким игрокам. Мы с большим уважением относимся к достижениям фирм Embraer и Bombardier и надеемся занять место рядом с ними.
Би-би-си: Какие преимущества у вашего самолета?
М.П.: Целый комплекс преимуществ. Во-первых, сечение пассажирского салона не 2+2 кресла, а 2+3. Это более оптимально для самолетов вместимостью 80-100 мест. Во-вторых, более высокие требования к надежности. В третьих, более низкая стоимость эксплуатации за счет использования современных двигателей и более низкая стоимость продукта за счет использования российских технологий и возможностей именно нашей компании.
Би-би-си: А в области военной техники, в каком направлении ведутся разработки?
М.П.: Первое - это модернизация авиационной техники, второе - создание перспективных авиационных комплексов, пилотируемых и беспилотных.
Би-би-си: Пожалуйста, поподробнее о беспилотных...
М.П.: Мы находимся на стадии выработки своей идеологии и согласовываем ее с министерством обороны для того, чтобы определиться, как развивать это направление, которое становится одним из приоритетных в развития военной авиации.