Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Меркулов Александр Алексеевич, заместитель главнокомандующего ВВС по тылу:
"Бросок по воздуху"


Июнь 2004 года Олег Фаличев, Военно-промышленный курьер


Как уже сообщал "ВПК", в Вооруженных Силах РФ начались оперативно-стратегические маневры по переброске войск и техники с северо-запада на восток страны. Их основная фаза пройдет на Дальнем Востоке в период с 22 по 25 июня. По воздушному мосту будет переброшено 800 военнослужащих с вооружением и боевой техникой, задействованы 120 единиц бронетанковой и автомобильной техники, до 50 самолетов военно-транспортной авиации, а также несколько аэродромов в различных регионах страны.

В РОССИИ ИДУТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ПО МАСШТАБАМ УЧЕНИЯ

Как уже сообщал "ВПК", в Вооруженных Силах РФ начались оперативно-стратегические маневры по переброске войск и техники с северо-запада на восток страны. Их основная фаза пройдет на Дальнем Востоке в период с 22 по 25 июня. По воздушному мосту будет переброшено 800 военнослужащих с вооружением и боевой техникой, задействованы 120 единиц бронетанковой и автомобильной техники, до 50 самолетов военно-транспортной авиации, а также несколько аэродромов в различных регионах страны. Впервые с момента создания российских ВС также будет полностью развернута авиационно-тыловая база... Как сказал министр обороны РФ Сергей Иванов, "таких учений в России еще не было". Насколько оказалась готова аэродромная сеть к столь серьезным испытаниям? Как решается вопрос с выделением горючего? Что сделано для обеспечения полетов тыловой службой ВВС? Корреспондент "ВПК" встретился с начальником тыла - заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами по тылу генерал-лейтенантом Александром МЕРКУЛОВЫМ и попросил его ответить на ряд вопросов.




ЛИЧНОЕ ДЕЛО

МЕРКУЛОВ Александр Алексеевич

Родился 23 августа 1951 г. в селе Телегино Липецкой области. Окончил Вольское высшее военное училище тыла, Военную академию тыла и транспорта, Военную академию Генерального штаба. Службу начал помощником начальника госпиталя по материально-техническому обеспечению. Был заместителем командира полка, бригады, дивизии по тылу, начальником тыла армии. С 20 июля 1998 г. - заместитель главнокомандующего ВВС по тылу. Женат, двое детей.




- Александр Алексеевич, судя по масштабу и необычности задач, подобное учение не проводилось в Вооруженных Силах России довольно давно. Подготовка к нему потребовала, видимо, особой скрупулезности и тщательности. Что сделано в этом отношении?

- Мы получили задачу и работали над тем, чтобы на всех наших аэродромах создать запасы топлива, которое потребуется для авиации. Взаимодействуем для этого и с командирами частей центрального подчинения, поскольку на полную мощь задействовать и развернуть авиационно-тыловую базу (АТБ) не так уж просто.

В рамках этого учения пройдут также сборы с начальниками тыловых служб: им покажут порядок развертывания элементов АТБ. Новизна в том, что с момента образования и создания таких баз они полностью практически никогда не разворачивались.

- Означает ли создание запасов авиакеросина "под мероприятие" сокращение его запасов в иных регионах, а значит, ограничение полетов военной авиации? Вспомним: раньше, чтобы провести масштабные учения, нередко приходилось чуть ли не приостанавливать учебный процесс и боевую учебу в других частях...

- Да, мы создали запасы из собственных резервов. Но у нас есть управление боевой подготовки, регулирующее эти процессы. Есть главнокомандующий, который своим решением может произвести перераспределение сил и средств. А вообще сегодня в ВВС везде идет очень интенсивная подготовка летчиков, чему не могут помешать даже возможные накладки. Скажем, Липецкий центр имеет свое структурное подразделение "Савастлейка". Там пока неисправен подъездной путь и не поставляется горючее. Ничего страшного. Пока идет ремонт, летчиков передислоцировали в Липецк и готовят там. По обстановке могут вноситься коррективы и в учебный процесс летчиков, скажем, в Борисоглебске, Ейске... То есть своими лимитами горючего мы можем плавно маневрировать. Главное, чтобы это не отражалось на боеготовности и качестве боевой подготовки.

- В представлении многих гражданских читателей слово база (даже АТБ) может ассоциироваться с базой овощной. В лучшем случае, со складом хранения техники. А на самом деле? Насколько сложна структура такого хозяйства и как запустить механизм его надежного функционирования на полную мощь?

- АТБ - учреждение, которое занимается обеспечением всеми видами материальных средств нашей авиации. Кстати, его структурный масштаб сопоставим с армейским: это довольно солидная организация. Есть в ней, безусловно, и складские помещения для хранения горючего, кислорода, азота, автомобильные парки. Словом, вся номенклатура матобеспечения: от авиационной до общевойсковой составляющей. Плюс подразделения подвоза, медицинской помощи... Все это будет разворачиваться нашими силами, без привлечения дополнительных мобресурсов. Задействуем, полагаю, лишь курсантов Воронежского военного института и Балашовского центра подготовки младших специалистов тыла.

Добавлю, что на довольствии такой базы стоят не только авиационные части, но и ЗРВ, РТВ, которые также потребляют продовольствие, горючее, вещевое имущество. Кроме того, как вы помните, некоторое время назад произошло объединение ВВС и ПВО. Теперь наступило время посмотреть: не увеличить ли нам наши запасы, отвечает ли требованиям времени их структура и т. п.

- Если не секрет, где конкретно будет развернута, образно говоря, показательная АТБ?

- В районе Ступино. Точнее на Ступинском аэродроме, где сейчас расположился инженерно-аэродромный батальон Дальней авиации. Там мы подготовили соответствующие площадки, развертываем склады...

- Что будет потом с этим имуществом и немалыми материальными ценностями? Не получится ли так, что половина "потеряется в пути"?

- Нет, не получится. Мы все это, как говорится, соберем, учтем и передадим в полном составе в 16-ю воздушную армию. То есть ничто не пропадет, а 16-я ВА получит, считай, уже готовую базу с площадками, хранилищами, контейнерами, палатками и т. д.

- Проблемы тыловой службы ВВС, видимо, те же, что и у Вооруженных Сил в целом. Но, наверняка, есть и специфические. Какие из них наиболее остры, требуют рассмотрения?

- 1 сентября будет ровно 36 лет, как я на тыловой должности. Порою невольно сравниваю, как было и как стало. Должен сказать, что в прежние времена проблем, о которых вы говорите, было меньше. Потому что четко ставились и выполнялись задачи по централизованному обеспечению ВС всем необходимым. Четко работала система: Центр - военный округ - армия - дивизия - полк - военнослужащий. Сегодня она сохранилась, но, видимо, из-за нехватки финансовых средств некоторые вопросы не решаются. Например, сегодня нет проблем с продовольственным обеспечением. На 100% закрыт и вопрос с денежной компенсацией за продовольствие и обеспеченностью медицинских учреждений. Однако некоторые трудности все же остаются со снабжением войск ГСМ. На сегодня ВВС обеспечены ими для подготовки летчиков где-то на 70%, но это с учетом неисправности некоторых летательных аппаратов. Если же взять всю штатную численность самолетного парка, то эта цифра снизится с 70 до 50%. А вот выделяли бы нам дополнительно, как мы просим, еще около 100 тыс. тонн авиационного керосина, то возрос бы и налет летчиков.

Особо подчеркну: динамика по поставкам авиационного керосина, дизельного топлива в войска все же неплохая. Ежегодно ее объемы возрастают на 5-10%.

- Но это, видимо, усредненный показатель?

- Безусловно. Речь, прежде всего, о боевых частях. Пилоты военно-транспортной авиации поднимаются в небо, конечно, гораздо чаще и имеют хороший налет часов. Неплохо обстоит с этим дело и в военных авиационных институтах. Для подготовки курсантов там решением главкома выделен повышенный лимит горючего. Хорошо бы теперь подумать о летчиках боевых частей.

Как и о техническом состоянии средств наземного обеспечения полетов. Недавно у нас работала инспекция министра обороны. Пришлось отчитываться по армейской авиации, которую приняли в свои ряды полтора года назад. Да и самим себе ответить на вопрос: а что мы сделали для снабжения ее всем необходимым? Это, конечно, большая забота, учитывая исправность средств содержания аэродромов, которая равна 61%. (Имею в виду, прежде всего, поливо-моечные машины и шнеко-роторные, другую технику и оборудование, необходимые для того, чтобы самолет взлетел). Процент не очень высокий. Почему? В течение года мы получаем на ВВС всего три-четыре единицы такой техники, когда потребность в ней гораздо выше.

- Кстати, что показали прошедшие полтора года: решение по переводу армейской авиации оказалось правильным? Помню, на этот счет было много дискуссий...

- Решение правильное, хотя и немного запоздалое. Хочется, чтобы оно было последним. Армейская авиация за прошедшие годы не раз дрейфовала то в одну, то в другую сторону. Побывала и в Сухопутных войсках, и в ВВС, и чуть ли не на самостоятельных хлебах: Вряд ли такие метания пошли ей на пользу. Но главная проблема там кадровая. Во всяком случае, вопросами подготовки тыловых кадров, судя по всему, никто не занимался. За 11 лет, например, нашу академию Тыла и транспорта окончили всего 7 специалистов. Пришлось срочно поправлять ситуацию, направлять на учебу наиболее подготовленных офицеров. В этом году сразу по два человека поступают на очное и заочное отделение.

В центре подготовки летного состава в Торжке провели сборы. Подтянули работу тыла и в Туле, Калуге... На недавней проверке авиаторы получили твердую удовлетворительную оценку. Так что результаты есть.

- А как вы оцениваете состояние аэродромной сети? Не кажется ли вам, что многие аэродромы требуют ремонта, а новые, увы, не появляются?

- Могу назвать на этот счет более точную цифру. Сегодня 70-75% из них требуют капитального и среднего ремонта. Конечно же, мы делаем все, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. В год капитально ремонтируем один аэродром. Но это очень мало, если учесть, что обновления требуют около 100 аэродромов. Да и средства выделяются в основном на текущий ремонт, а необходим, повторю, капитальный.

Что касается новых аэродромов, то, вы правы, они не строились уже довольно давно. Последний - в Ашулуке, который мы сдали в позапрошлом году с разворотами и местами стоянок даже для Ту-154, Ту-134. Больше за последние годы как бы и вспомнить нечего.

- Потребуется, видимо, специальная программа модернизации аэродромной сети и создания новых ВПП, привлечения инвестиций... Такая, как "Дороги России". Но есть и более приземленные проблемы, например, обеспечение военнослужащих вещевым довольствием. Даже в одном строю сегодня можно увидеть довольно разношерстно одетых солдат. Вы согласны с этим?

- Что тут скрывать, встречаются еще военнослужащие, одетые кто во что горазд. Смешение формы одежды уже никого особенно не удивляет. Хотя в армейском строю должно быть, как вы понимаете, единообразие. Более того, это и дисциплина, и нравственное состояние воинов. Поговоришь иной раз с курсантом военного института по душам и узнаешь, что парень стесняется идти в увольнение в город из-за отсутствия тех или иных элементов форменной одежды или просто нежелания быть в ней в городе.

А ведь в нашу армейскую молодость мы не стеснялись своей формы, а гордились ею. Бывало, как сапоги начистишь до блеска да стрелки нагладишь, значки воинской доблести на кителе в ряд выстроишь, так даже девчонки оглядываются: И над тем, как вернуть солдату, сержанту чувство собственного достоинства, нам всем надо крепко задуматься. Это, поверьте, тоже элемент боеготовности.

- В заключение позвольте затронуть проблему сохранения здоровья авиаторов. Ведь все лечебные учреждения и санатории ВВС - часть Тыла. Недавно мне довелось побывать на научно-практической конференции в известной здравнице ВВС "Чемитоквадже", где прозвучала удивительная цифра. В последние годы среди отдыхающих и проходящих лечение в нем реальных летчиков - 5-7%. Выходит, люди, ради которых и создавался санаторий, попадают туда крайне редко. Почему?

- Все наши санатории предназначены в первую очередь для летного состава. Это однозначно. Но почему получается наоборот? Дело в том, что многие летчики проходят лечение в профилакториях по месту службы. Например, на Дальнем Востоке, в Сибири, где есть свои санатории. С другой стороны люди, видимо, по каким-то причинам не хотят ехать, хотя путевки недорогие. Более того, мы в войска отдаем их с указанием: "только для летно-подъемного состава".

Но есть еще один момент. Количество путевок нам устанавливает ГВМУ, хотя было бы лучше, если бы их распределяли начальник Военно-медицинской службы ВВС и начальник санатория. Тогда, может, и летчиков попадало сюда больше. Словом, речь - о нашей самостоятельности. Но это вопрос, как вы понимаете, требующий проработки и расчетов, а также соответствующего решения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBp3dg
Рекомендуем: https://youdo.com/auto/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer