"Мне трудно подводить итоги конференции, потому что я почти полностью ее пропустил", - признался министр обороны Сергей Иванов в Норфолке, где проходила конференция по сотрудничеству военных России и НАТО в борьбе с терроризмом. Сидевший рядом с министром генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер понимающе закивал - он тоже многое пропустил. Где же провели время российский военный министр и глава крупнейшего военного блока мира?..
..."Специально для журналистов, освещающих конференцию России-НАТО, будет устроена экскурсия на лодке" - так первоначально звучало мероприятие, которое предложили гостям натовские военные. Днем позже выяснилось: "лодка" - это один из крупнейших американских авианосцев, недавно вернувшийся из Персидского залива. Атомный авианосец "Энтерпрайз" прибыл домой...
Джекки - член экипажа авианосца, сотрудник пресс-службы. Накрашенные ресницы, длинные светлые волосы, правда, заплетенные в тугую косу, которую держит темно-синяя бейсболка с вышитым названием корабля. Такие кепки носит весь экипаж. Это 3 тысячи человек, вместе с летным составом - 5 тысяч. Однако сегодня внутри авианосца - пусто.
- Всего на корабле одновременно могут быть размещены 72 самолета, - говорит сопровождающая.
- А где они сейчас?
- Улетели на свои базы. Самолеты не находятся на корабле во время стоянки, они возвращаются с аэродромов, к которым приписаны, только перед самым отплытием.
Место "стоянки" самолетов - с хорошее футбольное поле. На нем в разных углах работает экипаж. Не обращая никакого внимания на "делегацию" с камерами и фотоаппаратами, мужчины и женщины в темно-синих брюках и куртках на равных, спокойно, но сосредоточенно работают. Группа из трех человек проверяет какой-то прибор, мужчина в очках, больше напоминающий доцента технического вуза, копается в двигателе устройства, похожего на вагонетку. Все заняты делом.
- Мы были в Ираке, в Афганистане, - рассказывает Джекки. - А вчера, - она обводит рукой "футбольное поле", - здесь были флаги - к экипажу приходили семьи, и мы все здесь фотографировались.
К ней подходит кто-то из коллег, с минуту они переговариваются, после чего Джекки поворачивается к гостям.
- Вы знаете, сейчас сюда, оказывается, приедет ваш министр и генеральный секретарь НАТО, - говорит она.
Как вы думаете, что происходит на авианосце после этого? Аврал? Ничего подобного! Экипаж продолжает работать.
- Хотите, мы продолжим экскурсию? Или подождем здесь вашего министра? - спокойно спрашивает "гид", так, как будто визит генсека для нее - обычное дело.
Проходит минут пять, и на авианосец поднимается делегация VIP. Никаких построений, салютов, марширований, "покраски газонов", ракет и лодок (от просьбы посетить судно до прихода зарубежных гостей на атомный американский авианосец прошло не больше двух часов). Гостей принимает один человек, даже не командир - командир в Вашингтоне. Делегация проходит внутрь, поднимается по узким трапам, по ходу "движения" им попадаются моряки и офицеры - они спокойно идут по своим делам, никто не глазеет, не вытягивается в струнку, никого по сторонам не раскидывает охрана. На одной из палуб в двух метрах от проходящих люди стоят, вообще повернувшись спиной, - они чем-то заняты, никто даже не обернулся посмотреть, что за топот раздается сзади...
Палуба, с которой взлетают и на которую приземляются истребители. Гости разбредаются фотографироваться. В соседнем доке - еще один авианосец, виден бортовой номер - "75".
- А это кто?
- Семьдесят пять, семьдесят пять, - вспоминает, морща лоб, Джекки. - А, это "Гэрри Трумэн"!
"Энтерпрайз" - первый атомный авианосец. Его построили еще в конце 1950-х (это к вопросу о том, сколько служит корабль, если с ним достойно обращаться), в 1960-м поставлен на боевое дежурство. По нему во многом можно проследить полувековую политическую историю США: 1960 год - Вьетнам, 1989-й - Филиппины, 1996-й - Босния и самая оперативная переброска (за 6 дней) в Персидский залив, 1998 год - операции "Буря в пустыне" и "Пустынная лиса". Век XXI - Афганистан, Ирак...
10-я палуба, капитанская рубка: компьютеры, GPS, капитанское место. Слева за иллюминатором - зеркало, как в автомобиле, только больше.
- По нему, - объясняет Джекки, - капитан видит, как взлетают и садятся самолеты. Это как бы зеркало "заднего вида".
Зеркало заднего вида российских военных, кажется, добило...
В довершение гостям продемонстрировали комнату, назначение которой можно перевести как "центр принятия решений по нанесению ударов". Темная комната ("Чтобы лучше видеть информацию на экранах, - пояснил руководитель центра, - мы тут, как грибы, живем в темноте..."), электронные системы, датчики, компьютеры, перечень видов угроз - с воздуха, с моря и т.д.
- Что-то непохоже, чтобы все это было с 60-го года, - заметил кто-то из гостей.
Сотрудники центра с готовностью отвечали на вопросы. Никто не пугался, не искал глазами начальника, девушка за соседним столиком продолжала сосредоточенно стучать по клавиатуре. Экскурсия подходила к концу.
- Кепки, нам бы кепки на память, - заметили некоторые из гостей.
- Сейчас, - с готовностью отозвалась Джекки.
Еще несколько уровней вниз - и посетители оказались в небольшом супермаркете с нормальными магазинными полками, холодильниками с чаем, водой и кассой. За кассой сидела девушка в такой же форме, как у остальных членов экипажа, с отличным акриловым маникюром на руках...
Правда, министр и генсек уже не видели ни кепок, ни расшитых шевронов, ни стеллажей с чипсами - для них экскурсию провели по "усеченной программе", чтобы они успели поприсутствовать хотя бы на части заседания конференции. Необходимо углубление сотрудничества по обмену разведданными, повышению оперативной совместимости, наступает время практической работы, подвел итоги конференции Яап де Хооп Схеффер. "А для этого необходимы взаимная "транспарентность и доверие", - добавил Иванов. Что ж, теперь российские военные могут пригласить американцев на свой корабль. Например, на "Петр Великий"...