Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Василий Ключенок, руководитель рабочей группы, заместитель председателя комитета по обороне и безопасности:
""Государство теряет самолетов больше, чем производит""


Апрель 2004 года Николай Поросков, Время Новостей


27 апреля, комитет Совета Федерации по обороне и безопасности обсуждался проект федерального конституционного закона "О государственном регулировании и надзоре в сфере обеспечения безопасности полетов в авиации Российской Федерации". После заседания комитета законопроект будет доработан и по инициативе Совета Федерации направлен в Государственную думу. Накануне заседания обозреватель газеты "Время новостей" Николай ПОРОСКОВ побеседовал с руководителем рабочей группы, заместителем председателя комитета по обороне и безопасности, генерал-лейтенантом авиации, заслуженным военным летчиком Василием КЛЮЧЕНКОМ.

Василий Ключенок, руководитель рабочей группы, заместитель председателя комитета по обороне и безопасности
Дмитрий Каменщик родился 26 апреля 1968 г. в Свердловске (сейчас - Екатеринбург). Окончил социологический факультет МГУ. В 1992 - 1993 гг. - генеральный представитель СП "Ист Лайн" в Москве, в 1994 - 1995 гг. - гендиректор АОЗТ "Ист Лайн". В 1995 г. возглавил совет директоров группы "Ист Лайн". Участники рынка считают его одним из совладельцев группы. Член совета по предпринимательству при правительстве России, советник губернатора Московской области.

- Почему за вечную для авиации проблему аварийности ваш комитет взялся именно сейчас?

- Последние десять лет в российской авиации растет число происшествий, тяжесть их последствий все весомее. В гражданской авиации с 1992 по 2002 год погибли 1834 человека - члены экипажей и пассажиры. В государственной авиации, куда относятся и военные летчики, - 837 человек. Утеряны десятки дорогостоящих машин. Громадные издержки несет государство, списывая самолеты, получившие серьезные повреждения в полете и на земле. Надо учесть, что не все такие случаи должным образом расследуются, а профилактика летных происшествий у нас вообще в загоне. Ежегодно государство теряет воздушных судов в несколько раз больше, чем их производит. Налет на одного летчика сократился в среднем в три раза.

- В таких случаях принято обвинять многочисленные реформы, отстраненность государства, "вольности демократии"...

- Я бы среди причин на первое место поставил бы несовершенство воздушного законодательства. В Воздушном кодексе РФ нет даже раздела, который регламентировал бы государственное регулирование в области безопасности полетов. Правда, этот недостаток отчасти сгладили вышедшие в 1998 году два указа президента, возложившие контроль воздушного пространства и расследование летных происшествий в государственной авиации на Минобороны. В гражданской же авиации разрозненных контрольных органов множество. Объединить их Правилами расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов позволено Межгосударственному авиационному комитету (МАК). Однако - обратите внимание - и там правит бал не федеральный закон.

МАК в соответствии с Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, подписанным главами правительств бывших республик СССР еще в декабре 1991 года, считается преемником Госавианадзора СССР. Однако полномочия МАК значительно уже. В частности, он не проводит надзор за профилактикой летных происшествий. Словом, единого органа, отвечающего за безопасность полетов в гражданской авиации, нет. В результате трагедии повторяются. В январе 2002 года в катастрофе вертолета Ми-8 компании "Енисейский меридиан" погибло восемь человек, в том числе губернатор Александр Лебедь. Через три месяца самолет Ан-3Т с высокими чиновниками на борту столкнулся с деревьями, экипаж и пассажиры чудом остались живы. И только после катастрофы вертолета Ми-8Т, когда погиб сахалинский губернатор Игорь Фархутдинов, появилась инструкция для так называемых литерных рейсов. Ее положения распространяются и на перевозку высших должностных лиц субъектов государства, и полномочных представителей президента. То есть должностное лицо не может дать распоряжение на вылет без учета погодных условий, количества пассажиров, изменить маршрут и так далее.

- Как контролируются частные авиакомпании?

- Вы помните аварию российского Ил-62М в Киргизии в октябре 2002 года? Командир судна, он же генеральный директор авиакомпании, до 1990 года был всего-навсего борттехником Ми-8, с 1999 года стал летать как пилот-любитель на четырехместной "Вильге-35А", спустя еще год окончил училище в Калуге и получил квалификацию пилота коммерческой авиации третьего класса. За три года стал линейным пилотом гражданской авиации первого класса - командиром гигантского Ил-62. И с таким уровнем выполнял даже международные полеты! Сертификат эксплуатации компании был продлен. И вот результат.

- Но хотя бы в государственной авиации, где контроль за безопасностью полетов и расследование авиапроисшествий возложены на службу безопасности полетов вооруженных сил, есть порядок?

- Несмотря на требования президента, два постановления правительства, функции этой службы весьма ограниченны, поскольку ее специалисты могут начать расследование авиационного происшествия, лишь получив согласие руководителей федеральных органов исполнительной власти. Захочет чиновник - позволит расследовать, не захочет - извините.

- Так что же мешает принять нормальные законы? Ведь речь идет о дорогостоящей технике и, что еще важнее, о жизни людей?

- Непрофессиональное вмешательство чиновников аппарата правительства в документы по авиационным вопросам, представленные на утверждение. Например, в проект Положения о службе безопасности полетов были добавлены несвойственные ей функции: расследование авиационных инцидентов в государственной авиации (ежегодно более тысячи), их классификация и учет, оперативное информирование об этих инцидентах руководителей федеральных органов исполнительной власти. Выполнение всего этого в силу малочисленности подразделения просто невозможно. Служба лишена возможности проводить внезапные проверки - а это наиболее эффективный вид государственного надзора. Начальник Генштаба генерал Квашнин вынужден был обратиться в правительство, однако реакции нет вот уже два с лишним года.

Сегодня в изобилии законодательные противоречия. Скажем, Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов разрешают министерствам расследовать аварии и катастрофы самолетов, которые им принадлежат, а Воздушный кодекс и соответствующие указы президента России - нет. Из имеющихся документов сегодня так и не ясно, кто имеет право на окончательное заключение о причинах аварии или катастрофы - служба безопасности полетов или руководители органов исполнительной власти, которые назначают комиссию по расследованию. В этих условиях ни о каком полноценном госконтроле и речи идти не может.

- И как это выглядит на практике?

- Вот пример. Председателем комиссии по расследованию катастрофы вертолета Ми-26Т приказом главы МЧС был назначен человек, не имеющий летного образования. Это уже нарушение правил расследования. В заместители к председателю определили начальника авиации МЧС, причастного к организации и обеспечению полета, закончившегося катастрофой. Этого тоже нельзя делать. В результате комиссия нарушения квалифицировала как недостатки, авиатехнику на обследование не направила, причину происшествия определила как "последствие воздействия на вертолет природных явлений". Еще пример. В Сызранском авиационном училище вертолет Ми-8Т столкнулся с фонарными столбами АЗС на автотрассе. Комиссия, в которую входили и представители училища, "упустила" из виду, что на борту незаконно находились пассажиры женского пола. Видимо, летчики решили покатать подружек. Вот и "покрасовались".

- Как обстоит дело с кадрами в органах безопасности полетов?

- Их хронически не хватает. При любых сокращениях "под нож" идут в первую очередь специалисты этого профиля. Решили увеличить число персонала по сервисному обслуживанию - опять за счет сферы безопасности. Сокращена даже должность начальника Центра безопасности полетов вооруженных сил, хотя эта структура работала на несколько ведомств.

- Что же вы предлагаете?

- Создать стройную систему государственного регулирования и контроля за безопасностью полетов в государстве. Определить наконец предмет, субъекты и объекты в этой области. Навести элементарный юридический порядок в контроле, создать единый государственный орган для всех видов авиации.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5ZSM
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/courier-services/crr/nedorogo/, смотреть тут.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/geo/mskreg/, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer