Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Погосян:
"С набором высоты"


Март 2004 года Анатолий Антипов, Красная Звезда


Авиационная холдинговая компания "Сухой" являет собой пример фирмы, которая добротно работает на державу, укрепляя ее оборонный и экономический потенциалы и достойно представляя ее на мировом рынке высоких технологий.

Михаил Погосян
Полковник ВВС Индонезии Хари Мульено потомственный офицер. В 1976 г. закончил летное училище ВВС Индонезии. В 1980 г. - Военную академию Вооруженных сил Индонезии. С 1980 г. служил пилотом. В 1986-1988 гг. - пилот-инструктор. В 1988-1995 гг. занимал различные командные должности на авиабазах и в главном штабе ВВС Индонезии. В 1995 г. закончил курсы пилотов в Лондоне. В 1998 г. назначен главой операционного центра штаба ВВС. В 1999-2000 гг. проходил подготовку для поездки в Россию на должность военного атташе Индонезии в Москве. С 2000 по 2003 г. - военный атташе Индонезии в России.

Авиационная холдинговая компания "Сухой" являет собой пример фирмы, которая добротно работает на державу, укрепляя ее оборонный и экономический потенциалы и достойно представляя ее на мировом рынке высоких технологий. По итогам 2003 года компания "Сухой" лидирует в российском ОПК по объемам продаж вооружения и военной техники. Чем сегодня живет ведущая российская самолетостроительная компания, над какими проектами трудится коллектив, каковы перспективы ее развития - эти и многие другие вопросы были в центре внимания на встрече редакционной коллегии "Красной звезды" с главой компании Михаилом ПОГОСЯНОМ.

С чем идем в день завтрашний?

- Михаил Асланович, как бы вы оценили "состояние здоровья" российского авиапрома? Чем стал минувший год для вашей компании?

- Пользуясь медицинской терминологией, можно сказать, что пошатнувшееся в 1990-е годы здоровье "больного" сегодня идет на поправку. Если охарактеризовать положение дел в отечественном авиастроении в целом, то с полным основанием можно говорить о начале подъема отрасли. Не стала исключением и наша фирма. Прошлый год, например, стал для компании "Сухой" лучшим по объемам производства и внешнеэкономической деятельности - нами было поставлено инозаказчикам 35 авиационных комплексов. Кроме того, мы обеспечивали лицензионное производство нашей техники в соответствии с заключенными контрактами. Другими словами, экспортная составляющая твердо стоит на ногах и год от года укрепляется.

Принципиально важно и то, что компания сделала серьезный шаг в оснащении отечественных ВВС модернизированной авиационной техникой: им же переданы первые пять модернизированных Су-27. Идет подготовка летных кадров, технического персонала к освоению этой техники. В целом мы проделали большую работу по модернизации боевых авиационных комплексов, состоящих на вооружении ВВС. Были получены заключения по трем основным типам самолетов: Су-27, Су-24 и Су-25, а также предварительное заключение по Су-27ИБ (Су-34) - эта перспективная машина в последнее время прошла большой этап испытаний.

В "ОКБ Сухого" в 2003 году выполнено около 2.000 испытательных полетов. Средний налет у наших летчиков-испытателей составил около 200 часов; максимальный налет имеет летчик-испытатель 1-го класса Сергей Богдан - 350 часов. Звание Героя Российской Федерации присвоено летчику-испытателю 1-го класса Юрию Ващуку.

- Насколько весом "военный портфель" заказов вашей компании?

- Планы на этот год предусматривают дальнейшую передачу модернизированных самолетов Су-27, Су-24 и Су-25 в российские ВВС. Сегодня наша компания совместно с Минобороны работает над тем, чтобы в рамках программы модернизации авиатехники постепенно перейти от годовых контрактов к трехлетним. Это позволит, с одной стороны, лучше планировать работу, а с другой - снизить стоимость модернизируемой техники. Производство и поставка единичных образцов, безусловно, ведет к увеличению накладных расходов, а значит, и к удорожанию. Если будет заключен контракт на большее количество самолетов, а такие планы сегодня у военного ведомства есть, то это обеспечит ритмичность в работе наших предприятий, повысит качество авиационной техники, снизит ее стоимость.

Вторая наиболее важная задача по линии Министерства обороны - это работа над Су-27ИБ (Су-34). В конце прошлого года на базе Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) в воздух была поднята первая серийная машина. За ее полетом наблюдали начальник Генерального штаба ВС РФ и главнокомандующий ВВС. Этот самолет уникален по характеристикам. Судя по тому, как идут работы по этой важнейшей для нас программе, можно сказать, что поставленные Министерством обороны задачи по испытаниям Су-27ИБ будут выполнены полностью.

В целом у нас есть взаимопонимание с руководством Министерства обороны, ВВС по вопросам комплексного развития авиационной техники. Этому большое внимание уделяют и министр обороны, и начальник Генерального штаба. И у нас, разработчиков и авиастроителей, есть твердая уверенность, что у ВВС будут и впредь надежные крылья.

- Вы говорите и о "крыльях 5-го поколения"?

- Действительно, создание самолета 5-го поколения - важнейшее направление деятельности нашей фирмы. Оно напрямую связано с укреплением оборонного и технологического могущества страны. В прошлом году был завершен трудоемкий процесс по формированию необходимой договорной базы. Сроки создания авиационного комплекса 5-го поколения, согласованные с Министерством обороны, фирмой "Сухой" и всей нашей кооперацией предприятий, выдерживаются полностью.

И вот что здесь представляется важным. Без серьезных шагов по модернизации авиатехники, внедрению ее в войска невозможно вести речь о самолете 5-го поколения. Уже сегодня необходимо готовить и летчиков, и техников к работе на авиационных комплексах завтрашнего дня. Нельзя допустить большого разрыва между тем, что ныне эксплуатируется, и той техникой, которая придет на смену. Летный и технический персонал должен суметь осуществить переход от работы с так называемыми стрелочными приборами к работе с летающим компьютером - а именно таким будет авиакомплекс 5-го поколения. И в этом плане модернизация - обязательный шаг в данном направлении.

Сохранение конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках требует от нас выхода на самые современные технологии. Речь идет об активном внедрении безбумажных технологий, электронного проектирования планера и всего авиационного комплекса, создании автоматизированных систем контроля, GALS-технологий. Именно с этим мы связываем создание перспективных образцов техники, каким является самолет 5-го поколения.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о ближнесрочных задачах, каковы они?

- В рамках сотрудничества с Министерством обороны по модернизации авиационной техники этот год должен стать более результативным, чем минувший. Что касается экспортных планов, то эти показатели также будут выше, чем в 2003 году. На повестке дня - реализация ряда ранее подписанных контрактов, в том числе одного из последних, на поставку четырех машин во Вьетнам. По объемам поставляемой за рубеж техники мы выйдем на уровень более 40 самолетов.

Я не случайно делаю акцент на безусловном выполнении заключенных контрактов и необходимости подписания новых. От этого напрямую зависят уровень загрузки наших предприятий и конструкторского бюро, их финансовые возможности в освоении нового серийного продукта. Нельзя топтаться на месте, надо делать следующий шаг. Мы готовы сделать предложения нашим потенциальным партнерам по дальнейшему наращиванию боевых характеристик имеющихся авиакомплексов за счет их модернизации, что позволит нам сохранить конкурентоспособность на внешнем рынке в ближайшие годы. Это в первую очередь наращивание возможностей комплекса бортового оборудования, подвесок, авиационных средств поражения и т.д. Это и решение вопросов повышения качества послепродажного обслуживания, сокращение времени обслуживания техники, увеличение ее ресурса.

Сегодня все настойчивее на первый план выходит проблема наращивания возможностей авиационных комплексов за счет обеспечения качественного послепродажного обслуживания (ППО). Оно должно полностью соответствовать современным требованиям и уровню характеристик наших самолетов. Это для нас приоритетное направление, которое включает создание целой системы сервисных центров и центров логистической поддержки. Их задача - упреждать возникновение каких-либо проблем за счет грамотного и своевременного прогноза, эффективного решения всего спектра технических вопросов, что в итоге позволит сократить эксплуатационные расходы и повысить боеготовность авиационной техники. Этим вопросам мы придаем такое же первостепенное значение, как и вопросам создания современной техники.

В этом смысле прошлый год для нашей фирмы был особенный: мы впервые работали как самостоятельный субъект Военно-технического сотрудничества в части проведения ППО и поставок запчастей. И если по итогам 2003 года мы вышли на объем поставок около 15 млн. долларов, то в этом году должны взять рубеж в 100 млн. Увеличение объема связываем в первую очередь с предоставлением качественных услуг по послепродажной поддержке, которые будут носить комплексный характер. Для этой цели в "ОКБ Сухого" практически введен в строй центр логистической поддержки , который будет управлять всем процессом ППО.

Нужны не только истребители

- Понятно, что только за счет гособоронзаказа предприятиям ОПК не выжить. С какими гражданскими проектами ваша компания связывает свои планы?

- Ключевым направлением нашей фирмы здесь стало создание семейства региональных пассажирских самолетов RRJ. В прошлом году мы выиграли соответствующий тендер Росавиакосмоса в первую очередь за счет того, что предложили новый подход к созданию перспективной авиатехники, который не внедрялся другими авиафирмами. Он заключается в создании перспективных гражданских самолетов, ориентированных не только на внутренний, но и внешний авиарынок.

Наш подход, как и в области военной авиатехники, состоит в том, чтобы создавать продукт, который бы не только соответствовал, но и был сертифицирован по международным стандартам. Потому что соответствие и сертификация - это разные вещи. Лайнер или истребитель может по своим характеристикам соответствовать принятым в мире стандартам, но отсутствие у фирмы международного сертификата сведет на нет все усилия по продвижению этой продукции. Это аксиома. Наличие сертификата дает "зеленую улицу" в этом направлении. Путь, которым мы идем, - это путь интеграции, привлечения лучших мировых наработок в области гражданской авиации. В этом плане мы сотрудничаем с крупнейшими российскими и зарубежными компаниями.

Справка "КЗ". Самолет RRJ создается совместными усилиями ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (головной разработчик), Авиационного комплекса имени Ильюшина, ОКБ имени Яковлева и американской компании Boeing. Головным предприятием по выпуску самолетов RRJ определено Новосибирское АПО и Комсомольское-на-Амуре АПО. На всех базовых вариантах самолетов будут устанавливаться авиадвигатели SM146, разработанные НПО "Сатурн" и французской фирмой Snecma Moteurs.

В середине текущего года должна стартовать программа создания этого самолета. Однако необходимым условием для этого является получение твердых заказов на 40-60 машин. Переговоры о заказах ведутся как с российскими (Аэрофлот, Сибирь, Ютейр, Трансаэро), так и с зарубежными авиакомпаниями и группами авиакомпаний (Эйр Франс, ФинЭйр, SAS). Начало серийного производства самолета запланировано на 2006 год.

Мы придаем работе в данном направлении принципиальное значение еще и потому, что это позволит нам обеспечить загрузку предприятий комплекса. Ведь объем военных заказов не столь большой, как нам того хотелось бы. Даже такому устойчиво функционирующему предприятию в области военной техники, как Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО), не хватает загрузки для ритмичного производства. Что тогда говорить о других заводах? Поэтому гражданская авиатехника даст нам возможность, с одной стороны, расширить присутствие на рынке, а с другой - обеспечить более планомерную загрузку наших предприятий, в том числе снизить издержки производства военной авиатехники.

Интеграция решает все

- Как вы оцениваете возможности создания единого российского самолетостроительного холдинга?

- Я сторонник интеграции авиационной промышленности. 2004 год должен стать серьезным шагом на пути объединения российского авиапрома вокруг перспективных программ. Сейчас осуществляется большая подготовительная работа, обсуждаются пути и механизмы интеграции. Если проанализировать программы создания современных авиационных комплексов, то становится ясно, что они требуют колоссального объема ресурсов - материальных, финансовых, интеллектуальных и т.д. Их консолидация приводит к созданию высококонкурентной продукции. Авиапромышленность в мире давно идет по пути создания мощных интегрированных структур. Например, в США остались две крупнейшие корпорации - Локхид и Боинг, которые занимаются созданием боевой и гражданской авиатехники. Европа объединилась в концерн EADS.

Отечественному авиапрому интеграция необходима как воздух. Эта тенденция одобрена руководством страны еще в 2000 году, когда был разработан поэтапный процесс создания холдингов производителей по видам продукции. И в этом направлении сделано немало. В правительстве считают необходимым подойти к созданию единой авиастроительной компании. Я полностью разделяю эту позицию. Конечно, данный процесс должен быть тщательно проработан, но мы обязаны начать движение, чтобы не отстать от конкурентов. Устранение внутренней конкуренции между предприятиями в условиях сокращения заказов и объемов производства позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы и потенциал на главных направлениях создания отечественной авиационной техники, сохранить ее конкурентоспособность на мировом рынке. Вот почему предпринимаемые шаги в этом направлении объективно необходимы.

- Как идет развитие спортивного авиастроения?

- Не без гордости отмечу, что на чемпионате мира по высшему пилотажу в США в прошлом году сборная команда Российской Федерации, костяк которой составляют летчики "ОКБ Сухого", завоевала 9 золотых, 6 серебряных, 6 бронзовых медалей - всего 21 из 27, что является своеобразным рекордом. Безусловно, это весомый успех, но, как говорится, почивать на лаврах нельзя, конкуренция и в этой области довольно жесткая. В этом году мы стремимся на должном уровне обеспечить участие нашей команды в чемпионате Европы.

Любой летчик вам скажет, что авиационный рекорд во многом зависит от возможностей летательного аппарата. Спортивные самолеты также нуждаются в постоянном совершенствовании. Модернизированный Су-26МЗ имеет, например, увеличенную тягу двигателя с 360 до 420 л.с. Кстати, абсолютная чемпионка мира Светлана Капанина в третий раз завоевала этот титул как раз на этом самолете.

Один в поле не воин

- В современном боевом авиационном комплексе заключены усилия многих разработчиков. Как вы оцениваете вклад предприятий кооперации?

- Безусловно, успех всех без исключения проектов, которые мы реализуем, - это успех не только фирмы "Сухой", но и всех наших соразработчиков. Двигателистов, которые впервые в мире осуществили производство двигателей с поворотным вектором тяги и значительно увеличили их ресурс. Это успех создателей новых радиолокационных систем с фазированной антенной решеткой, а также всей кооперации по бортовому радиоэлектронному оборудованию (БРЭО), по самолетным системам.

В современном авиационном комплексе интегрируются усилия многих коллективов. Нельзя создать хороший авиационный комплекс с плохим локатором или двигателем. В сумме это будет плохой самолет. У современного истребителя не могут быть слабые авиационные средства поражения, не способные выполнить возложенные на них задачи. Самолеты, носящие имя Сухого, отвечают самым изысканным требованиям заказчиков. Поэтому все свои достижения мы по справедливости делим с партнерами.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBaHM1
Заказать Газель в Краснодаре на http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/geo/krasnodar/.
https://youdo.com/auto/brand/landrover/ - лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer