Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Валентин Горелов, главный конструктор по перспективным разработкам ФГУП ММПП "Салют":
"Авиационный двигатель пятого поколения будет создан к 2010 году"


Декабрь 2004 года Виктор Мясников , Независимое Военное Обозрение


В этом уверен заместитель генерального конструктора - главный конструктор по перспективным разработкам ФГУП ММПП "Салют" Валентин Горелов

В последнее время много говорят о трудностях создания боевого самолета 5-го поколения. Но в конструкторском отделе Московского машиностроительного производственного предприятия "Салют" - производитель авиадвигателей для самолетов семейства Су и МиГ, нашли способ, как при минимальных расходах решить эту проблему. Об этом "НВО" рассказал заместитель генерального конструктора - главный конструктор по перспективным разработкам ФГУП ММПП "Салют" .

Из досье НВО

Валентин Алексеевич Горелов родился в 1933 году. В 1956 г. окончил Московский авиационный институт. Работал инженером-конструктором на ЛНПО имени Климова. С 1959 по 1996 г. работал на НПО "Сатурн" (Москва) в должности ведущего, а затем и главного конструктора по двигателю АЛ-41Ф. С 1997 по 2004 г. занимался перспективными разработками в Центральном институте авиационных материалов. В настоящее время является заместителем генерального конструктора - главным конструктором по перспективным разработкам ФГУП ММПП "Салют". Кандидат технических наук.


- Валентин Алексеевич, как бы вы охарактеризовали ситуацию в отрасли и на ММПП "Салют"?

- Сегодня положение в авиадвигателестроении определяется длительным спадом в период с начала 90-х годов, когда было сокращено, а по некоторым программам полностью прекратилось государственное финансирование. Некоторое оживление началось после 2001 года, когда возникла острая необходимость модернизации авиатехники и появились проекты перспективных самолетов. Большое влияние на развитие ситуации оказало стихийно проходившее акционирование ряда оборонных предприятий и связанные с этим организационные и кадровые изменения, причем далеко не всегда этот болезненный процесс приводил к положительным результатам.

В связи с появлением в авиапроме предприятий разной формы собственности возникла дискуссия об эффективности в новых экономических условиях государственных предприятий.

В связи с этим положение дел на ФГУП ММПП "Салют", предприятии государственной формы собственности, говорит само за себя. ММПП "Салют" является крупнейшим производителем авиадвигателей в Восточной Европе. Было сделано все, чтобы сохранить и приумножить научно-технический и производственный потенциал предприятия и подготовить его к работе в новых условиях. За счет использования части прибыли от продажи техники за рубеж был существенно обновлен станочный парк, освоены новые сложные технологические процессы, разрабатывается ряд направлений в металлургии и в материаловедении. Эта работа проводится в тесном контакте с отраслевыми институтами. Особенно следует выделить такое организационно-техническое мероприятие, как создание в составе ФГУП ММПП "Салют" собственного ОКБ.

Необходимость создания собственного КБ возникла вследствие того, что в результате известных экономических преобразований значительно ослабли или прекратились вообще многолетние творческие связи между предприятиями. Поэтому, чтобы сохранить перспективу, нужно было развивать собственные разработки.

- Многие предприятия ОПК оказались на грани распада в период кризиса, потеряны кадры. Благодаря чему "Салюту" удалось сохранить стабильность и развиваться дальше?

- Когда поставлена цель и идет работа, а не пустые разговоры, то всегда можно достичь результата. Особенно если на это есть воля руководства и финансирование. ФГУП ММПП "Салют" давно поставляет двигатели в Китай и Индию, в ближайшее время будут подписаны новые долгосрочные контракты с зарубежными странами. Вырученные от экспорта средства ММПП "Салют" вкладывает в развитие производства и конструкторской базы. Производство развивается целенаправленно, с позиции внедрения высоких технологий, которые позволят, когда поступят соответствующие чертежи от конструкторского отдела, создавать более сложные изделия, переходить к технике 5-го поколения.

- В рыночных условиях особенно важна работа на опережение, на перспективу. Как с этим обстоят дела?

- Авиастроительные предприятия всегда были ориентированы на перспективу. Однако в 90-е годы процесс создания научно-технического задела прервался.

Очевидно, что в новых экономических условиях работать по-старому, когда финансирование было практически неограниченным, невозможно. Поэтому любой перспективный проект может быть признан пригодным к реализации, если четко определены источники его финансирования. При этом решающее значение имеет желание и возможность предприятия инвестировать в разработку проекта собственные средства.

На ФГУП ММПП "Салют", реализуя программу создания военного авиационного двигателя 5-го поколения, пошли по пути последовательной модернизации базового двигателя АЛ-31Ф. При этом параметры двигателя на каждом этапе модернизации выбраны таким образом, чтобы он представлял интерес для применения на конкретных самолетах и, следовательно, являлся объектом продажи.

В этом случае, разработав модификацию с относительно небольшими затратами и продавая ее, мы получаем возможность финансировать работы по следующей модификации. Работая по такой схеме, можно реструктурировать средства, уменьшить долю государства в финансировании проекта.

- В чем суть модификаций двигателя и как они производятся?

- Цель модификации (форсирования) авиационного двигателя - повысить основной параметр - тягу, при этом необходимо сохранить или увеличить ресурс и улучшить эксплуатационные качества. Последовательно, от модификации к модификации повышаются параметры рабочего процесса: степень сжатия компрессора, температура газа, вводятся необходимые конструктивные изменения.

Очень важно сохранить взаимозаменяемость двигателя при установке его на самолет.

Путь создания модификаций часто используется на Западе. Пример - американский двигатель F-414.

В настоящее время на ФГУП ММПП "Салют" разработана и подготовлена к государственным испытанием модификация АЛ-31Ф М1.

В хорошем заделе находится следующая модификация - АЛ-31Ф М2.

Ведутся экспериментальные и проектные работы по модификации М3 и двигателю 5-го поколения.

- Разработка двигателя 5-го поколения военного назначения - это сложный и дорогостоящий проект. Как ММПП "Салют" собирается реализовать эту программу?

- Авиационный двигатель 5-го поколения должен обеспечивать существенное улучшение летных характеристик перспективного самолета. Это предполагается достигнуть за счет повышения параметров рабочего процесса и снижения веса конструкции. Поскольку двигатели 4-го поколения (РД-33, АЛ-31Ф) уже имели чрезвычайно напряженные параметры цикла и достаточно легкую конструкцию, ясно, что дальнейшее движение в этом направлении сопряжено с большими техническими трудностями.

В этом случае вопрос о реальных источниках финансирования, а стоимость всей программы по различным оценкам колеблется от 400 до 600 миллионов долларов, при реализации этого проекта имеет решающее значение.

Чрезвычайно важно также оптимизировать требования к техническому уровню двигателя. Его параметры, включая вес, должны обеспечить заявленные тактико-технические данные самолета, в то же время стоимость и срок реализации программы не должны быть запредельными.

На ФГУП ММПП "Салют" разработана концепция создания двигателя 5-го поколения, которая отвечает этим требованиям.

Как я уже говорил, в основу работы заложен принцип последовательной модернизации двигателя АЛ-31Ф.

Другой возможный путь - это когда сразу, минуя модернизацию, закладывается двигатель на предельно высокие параметры и декларируется очень низкий вес конструкции. То есть предлагается совершить своего рода "большой скачок". По нашему мнению, этот путь может быть привлекательным с технической стороны, но вряд ли приемлем сегодня.

- Много лет идет реформа ВПК. Авиапром она также затронула. Как бы вы оценили результаты?

- Я не могу сказать, что проводятся какие либо реформы, вопрос, как говорится, находится в стадии обсуждения.

Процессы, которые в последние годы идут в авиапроме, и в частности в двигателестроении, характеризуются тенденцией к неуправляемому объединению акционерных обществ, созданных на базе прежних государственных предприятий.

Крупные компании, которые при этом возникают, объединяют подчас предприятия с разными профессиональными интересами.

Инициаторы этих преобразований мотивируют необходимость укрупнения возможностью большей концентрации материальных ресурсов и повышением конкурентоспособности по отношению к Западу, что, в общем, справедливо.

Однако процесс акционирования и укрупнения должен иметь разумные пределы. В интересах прогресса авиации и безопасности государства необходимо сохранить успешно работающие предприятия и конструкторские коллективы государственной формы собственности и оказывать им поддержку.

Необходимо также восстановить централизованное управление военно-промышленным комплексом, возможно, по типу прежнего ВПК, наделив этот орган соответствующими полномочиями.

К руководству этим органом необходимо привлечь людей, имеющих большой опыт работы в промышленности.

В заключение хочу сказать, что, по моему мнению, несмотря на все трудности и вопреки высказываниям отдельных скептиков, российский авиапром при соответствующем внимании и поддержке государства способен самостоятельно решать задачи своей отрасли. Развитие авиационной промышленности как одной из наиболее высокотехнологичных отраслей в стране, несомненно, будет способствовать общему подъему российской экономики.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer