Будущий год обещает быть богатым на новости для транспортной отрасли России. Ожидается, что авиаперевозчики получат право беспошлинно покупать западные самолеты, судоходные компании больше не будут искать налоговых послаблений в офшорах, а в строительство автодорог потекут частные инвестиции. О том, насколько оправданы эти ожидания, министр транспорта Игорь Левитин рассказал корреспонденту "Известий" Тимуру Хикматову.
"Нельзя поднимать авиапром за счет дискриминации перевозчиков"
- Таможенные пошлины на западные самолеты действительно отменят?
- Долго применять высокие пошлины не удастся. При вступлении России в ВТО к нашей стране по этому поводу будут большие вопросы. Есть и другой момент. В 2006 году Европа ужесточит требования по шумам двигателей и практически оставит нас без парка самолетов для полетов по этому направлению. Что делать авиакомпаниям, если отечественный авиапром не в силах удовлетворить их запросы? Россия не должна полностью зависеть от поставок авиационной техники. Но и поднимать авиапром за счет дискриминации перевозчиков, которые платят в бюджет больше, чем промышленность, было бы неправильно.
- Но пока что авиакомпании только поднимают цены на билеты. Вы будете с этим бороться?
- Мы обратились ко всем поставщикам керосина с предложением не только перестать повышать тарифы, а даже снизить их. Сегодня отрасли необходимы финансы для закупки технических средств для обеспечения авиационной безопасности, а вместо этого основные средства приходится тратить на керосин. Кроме того, мы планируем с 2005 года организовать работу с альтернативными поставщиками топлива. Сегодня ситуация ненормальная: в 95% российских аэропортов работает лишь один поставщик.
- Поставщики тоже могут договориться между собой...
- Да, такая опасность есть. Но если смотреть на перспективу, то ситуация с высокими тарифами на керосин не выгодна и поставщикам. Снижение цен на топливо позволило бы увеличить транзитный поток через Россию, потому что в других странах керосин еще дороже. Иностранцы могли бы приземляться у нас для дозаправки, а это выгодно и аэропортам, и поставщикам.
Платные дороги "без привлечения бюджетных средств"
- Когда у нас наконец появятся платные дороги?
- Уже вышло постановление правительства о реконструкции и последующей эксплуатации на платной основе дороги в аэропорт "Домодедово". Сейчас "Домодедово" обслуживает порядка 9 млн. пассажиров в год, а через пару лет пассажиров будет еще больше. Поэтому уже сегодня нужно решать вопрос с автомобильной доступностью этого аэропорта. Примечательно, что все работы на этой дороге будут производиться без привлечения бюджетных средств. А привлечь инвестора в строительство дорог непросто. Если в морских портах сроки окупаемости проекта составляют 2-3 года, в аэропортах - до 5 лет, то в строительстве дорог в зависимости от сложности проекта они варьируются от 7 до 20 лет.
- Это не ущемит тех, кто сейчас ездит в "Домодедово" бесплатно?
- Самое главное условие - наличие дороги-дублера. Только в этом случае можно вести речь о строительстве платной дороги. Есть и технологические критерии: по трассе должно проходить до 20 тыс. автомашин в сутки, плюс должна быть развита соответствующая инфраструктура. Если эти три фактора имеются, то платную дорогу можно строить.
"Вернутся не все суда"
- Минтранс уже давно проводит кампанию по возвращению судов наших пароходств под российский флаг. Недавно под этим лозунгом даже сменили руководство одной из ведущих судоходных компаний. Много судов удалось вернуть?
- Нам наконец-то удалось согласовать со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами проект закона "О международном реестре морских судов". Считаю, что после его принятия Думой Россия сможет вернуть суда из офшоров под отечественный флаг.
- Но судовладельцы говорят, что это невозможно. Ведь большинство новых судов куплено на иностранные кредиты с тем условием, что они будут зарегистрированы под офшорными флагами.
- Мы отдаем себе отчет в том, что вернутся не все суда. Главное, что новые корабли, которые строятся за границей, будут регистрироваться уже под российским флагом. С принятием закона работать под родным флагом будет так же комфортно, как и под офшорным.
- Про этот закон Минтранс говорит уже много лет. Почему так долго?
- Сложилась интересная ситуация. До административной реформы законопроект был согласован со всеми ведомствами. А после указа президента новые министерства, а мы как раз оказались среди таковых, должны были свои законопроекты направить на пересогласование. Когда закон "О международном реестре судов" попал на новое согласование в Минфин, то нам вначале отказали, хотя ранее давали согласие. Я думаю, что новые исполнители тогда просто до конца эту ситуацию для себя не прояснили. Но мы смогли их убедить в необходимости принятия этого закона, поскольку, кроме проблем с судостроением, нельзя забывать о том, что большое количество наших моряков числится в штате офшорных компаний. Мы теряем налоговые поступления, которые они платят в бюджеты зарубежных стран.