Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Михайлов, главнокомандующий ВВС:
"Самолет пятого поколения взлетит в 2007 году "


Декабрь 2004 года Виталий Струговец, Владимир Дробышевский, газета "Русский курьер"


Обычно в декабре главнокомандующего ВВС генерала армии Владимира МИХАЙЛОВА спрашивают, какие новые самолеты появятся в следующем году.

Обычно в декабре главнокомандующего ВВС генерала армии Владимира МИХАЙЛОВА спрашивают, какие новые самолеты появятся в следующем году. Но "РК" решил начать разговор с главкомом о казалось бы далекой перспективе - истребителе пятого поколения и сразу же получил сенсационный ответ.

- Владимир Сергеевич, обычно военные, когда речь заходит о новой технике, ссылаются на скудное финансирование. И все же вопрос о перспективе. Пентагон утверждает, что в США истребитель нового, пятого поколения появится в 2008 году. У наших проектантов всегда происходило соревнование с американцами. Поэтому вопрос о том, насколько мы отстаем в этом деле? Или еще более конкретнее: когда взлетит то, что в ВВС пока называют ПАК ФА - перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации?

- В 2007 году наш самолет 5-го поколения полетит. Именно об этом сроке подъема в воздух перспективного авиакомплекса фронтовой авиации я ранее докладывал Верховному главнокомандующему, и на сегодняшний день у меня нет сомнений в возможности решения этой задачи. Недавно побывал в компании 'Сухой', где занимался анализом проблем, связанных с созданием ПАК ФА. Полностью готова электронная модель самолета 5-го поколения, определены его аэродинамический облик, ряд других параметров. Мы настраиваем инженеров на то, чтобы они 'придирались', искали как можно больше недостатков, чтобы на этом, начальном этапе, устранить выявленные недоработки и быстрее двигаться дальше.

Нерешенные проблемы есть, в частности, по вооружению, авионике. Надо подумать, как использовать импортную составляющую проекта и стоит ли это делать вообще. Все это рабочие моменты, но в целом мы существенно продвинулись вперед. Даже - при том в какой-то степени ограниченном финансировании, которое имело место в 2003, 2004 годах и есть в планах на 2005-й год. И все же в 2007-м году самолет пятого поколения полетит. Я Михаилу Аслановичу Погосяну (гендиректор компании 'Сухой'. - Прим. авт.) сказал так: 'Можно поднять самолет и 31 декабря, но - 2007 года'.

- Внешне на какую ныне действующую машину ПАК будет похож? Тем более что сейчас многие самолеты фронтовой авиации проходят модификацию с учетом наработок по пятому поколению.

- Это будет совершенно новый самолет - вот что пока могу сказать. А что касается модификаций, то мы их делаем. В прошлом году сделали Су-27СМ. Великолепная получилась машина. Су-27СМ близок по своим боевым возможностям к самолету 5-го поколения, но он их не достигнет, потому что за эти годы заделы по ПАК будут приумножены.

Нужно отметить важную роль компьютерного моделирования при работе над пятым поколением. Раньше мы ломали самолеты и двигатели, определяя их прочностные свойства. Сейчас на экранах компьютеров, создавая различные условия, наглядно видим прочностные характеристики всех узлов и агрегатов. Компьютерное моделирование позволяет безошибочно просчитывать возможные варианты и выбирать оптимальные решения.

- А теперь вопрос, можно сказать, гражданский. 1 января начнут действовать более жесткие запреты на полеты в Европы воздушных судов, которые не отвечают требованиям ИКАО по шумам и вредным выбросам в атмосферу? Что предпринимается для того, чтобы ведомственные самолеты Минобороны могли летать в европейские страны? Что более оправдано: закупка новых самолетов, например, Ту-214 или модернизация имеющегося пассажирского авиапарка?

- Действительно, из-за ограничений по шумам и вредным выбросам в атмосферу те самолеты, которые стоят у нас на вооружении, летать в Европу не смогут. В начале декабря года я побывал на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО), где мы заказываем самолеты Ту-214, которые будут отвечать новым требованиям ИКАО. К настоящему времени казанские авиастроители выпустили на российские трассы уже семь Ту-214, восьмая машина сейчас находится в покраске, тоже скоро выйдет. Девятая в хорошем заделе, десятая, одиннадцатая: До последнего времени у КАПО было мало заказов, и поэтому там так медленно раскручивали производство Ту-214. Но сейчас оно полностью налажено. Двигатели на самолетах стоят наши - ПС-90 'Пермских моторов'. Так что все готово к выпуску Ту-214, нужны только деньги.

- А сколько машин этого типа заказаны для Минобороны?

- Три. И скоро закажем еще. В перспективе парк военно-транспортных самолетов ВВС будем обновлять за счет Ту-214 более интенсивно. Но поездка в Казань показала, что к 1 января первый самолет мы не получим, - только к середине 2006 года. Причин несколько, одна из них заключается в том, что двигатели для Ту-214 должны собираться по особой технологии, под особым контролем со стороны военной приемки, как, собственно, и весь самолет. Ранее мы планировали взять седьмой Ту-214, но тогда не нашлось денег, и сейчас он летает в 'Дальавиа'. Собственно и сегодня нас сдерживает, по большей части, только нехватка денег. Тем не менее на 'Пермских моторах' уже заказаны и два двигателя для первого самолета, так что постараемся этот Ту-214 получить к середине 2006 года.

- Опять придется говорить о финансировании. У ВВС есть возможность зарабатывать деньги. Мы о военно-транспортной авиации...

- Все деньги, заработанные по этой статье, уходят в авиадивизию особого назначения (АДОН) на поддержание исправности самолетного парка, на доработки летательных аппаратов, чтобы можно было летать по Европе в соответствии с новыми требованиями ИКАО. В том числе и за счет денег от коммерческих перевозок самолетами АДОН. Мы держим эти машины в исправности, и на сегодняшний день они отвечают всем требованиям ИКАО. Но есть еще один важный момент. Выполняя коммерческие рейсы, скажем, на Ил-76, экипаж одновременно знакомится с возможными театрами военных действий, получает опыт полетов по международным трассам. В рейс отправляются, как правило, опытный инструктор и молодой, который, слетав один раз, второй, третий, потом и сам может коллегу провезти. Та же боевая подготовка, но за керосин коммерсантов.

- Насколько нам известно, с 2006 года доля ВВС в общей структуре военных расходов России будет удвоена. Можете, Владимир Сергеевич, это подтвердить?

- Да, это так. На тему приоритетного развития авиации говорили и говорят много, но до последнего времени это были только слова. С 2006-го года, если наши предложения, которые уже предварительно утверждены, останутся в силе, то произойдет примерно двукратное увеличение расходов на ВВС.

- То есть с нынешних 12-14%...

- Примерно до 30%. Это надо было делать давно. Потому что до объединения шесть лет назад в один вид Вооруженных сил - ВВС - Войска ПВО получали 14-15% от военных расходов государства, а прежние Военно-воздушные силы - 15%. Казалось бы, объединившись, вместе мы должны заиметь те 30%, которые прежде и планировались суммарно на эти две структуры. Но мы стали одним видом, а лимит остался прежним - 13-14%. Что и несправедливо, и неправильно. Я этот вопрос поднял еще в 2002 году, хотя понимал, что сразу выйти на желаемые параметры будет сложно. Но уже четко определено, что будем делать. К примеру, учебно-боевым самолетом в российских ВВС будет Як-130. Сейчас он находится на испытаниях и скоро поднимется в воздух.

У нас есть программы модернизации фактически всего авиапарка - Су-27, МиГ-29, Су-24, Су-25: К слову, модернизации нужно было больше внимания уделять еще раньше. Нельзя идти к авиакомплексам следующих поколений семимильными шагами. Надо все делать постепенно. Американцы свой F-16 модернизируют уже пятый раз - по мере развития авионики. Именно она сейчас краеугольный камень. Ее, авионику, сразу одним махом не создашь - чтобы имела и электромагнитную совместимость, и решала все необходимые задачи. Попытаться сделать можно, но это контрпродуктивно: уйдут годы и огромнейшее количество денег. Да, не так уж и сложно написать лихое тактико-техническое задание на самолет 5-го поколения, которое специалист прочтет как фантастическую повесть. Но когда начнешь создавать этот летательный аппарат, способный почти до Луны летать, потратишь уйму времени и огромнейшие деньги. Не нужно этого. Все надо делать, повторяю, поэтапно. Создаем планер, двигатель - есть машина, отвечающая определенным требованиям. Пошли двигаться дальше. Но при этом самолет-то уже на вооружении, летает.

Взять ту же модернизацию в вариант Су-27СМ. Машина поднимает 8 тонн боекомплекта - и класса 'воздух-воздух', и 'воздух-земля', и управляемое, и неуправляемое вооружение - любые задачи под силу. На заводе ей усилили шасси, другие элементы, и самолет, покидая предприятие, получает срок жизни 12 лет. Почти как новый. А затраты на него, по сравнению с новой машиной, в семь раз меньше. Вместе с тем модернизированный Су-27СМ отвечает всем требованиям нового самолета и даже, извините, переплюнул поставляемые в Китай и Индию Су-30МКК и Су-30МКИ вместе взятые. Потому что мы вложили в него все лучшее из них. Вот это и есть оптимальный вариант модернизации.

И американцы давно таким путем идут. У них В-52 уже 50 лет стоит на вооружении за счет нескольких модернизаций. И нам у Ту-160 не надо менять великолепный планер этого стратегического бомбардировщика. Безусловно, какие-то доработки на нем будут, но в первую очередь надо заниматься совершенствованием его авионики. Самое главное, чтобы Ту-160 мог, взяв на борт все, что нужно, в любое время дня и ночи, в любых метеоусловиях весь свой боезапас отправлять точно в цель. Вот к чему нужно стремиться, а не к переделкам планера и крыльев.

- Последний вопрос, можно сказать, политический. По украинскому транспортному самолету Ан-70 позиция не изменилась? Напомним для несведующих, что вы считали эту машину неготовой, чтобы ее брать в ВВС России, хотя на продвижении Ан-70 настаивал президент Леонид Кучма...

- Да, нас 'кусали' и продолжают это делать за принципиальную нашу позицию по самолету Ан-70, которую, считаю, мы выстроили абсолютно правильно, подкрепив ее, прежде всего, техническими, а не политическими обоснованиями. Жизнь показала, что мы правы. Сейчас, добившись устранения ряда недоработок в двигателе Д-27, планируем снова приступить к его летным испытаниям. Но, подчеркиваю, на них вышли, пройдя все намеченные наземные испытания, в ходе которых один двигатель разрушился. Если бы мы разрешили проводить летные испытания, не завершив наземные, не выявив до конца все недостатки в двигателе Д-27, то было бы, наверное, очередное летное происшествие на этом самолете.

Однако сейчас даже украинская сторона согласилась с тем, что мы двигались правильным путем. И сегодня на выполнение новых полетов мы вышли уже с устранением недостатков, связанных с газодинамической устойчивостью двигателя, что позволяет поднимать машину в воздух и говорить об определенной надежности Д-27.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer