Обычно в декабре главнокомандующего ВВС генерала армии Владимира МИХАЙЛОВА спрашивают, какие новые самолеты появятся в следующем году. Но "РК" решил начать разговор с главкомом о казалось бы далекой перспективе - истребителе пятого поколения и сразу же получил сенсационный ответ.
- Владимир Сергеевич, обычно военные, когда речь заходит о новой технике, ссылаются на скудное финансирование. И все же вопрос о перспективе. Пентагон утверждает, что в США истребитель нового, пятого поколения появится в 2008 году. У наших проектантов всегда происходило соревнование с американцами. Поэтому вопрос о том, насколько мы отстаем в этом деле? Или еще более конкретнее: когда взлетит то, что в ВВС пока называют ПАК ФА - перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации?
- В 2007 году наш самолет 5-го поколения полетит. Именно об этом сроке подъема в воздух перспективного авиакомплекса фронтовой авиации я ранее докладывал Верховному главнокомандующему, и на сегодняшний день у меня нет сомнений в возможности решения этой задачи. Недавно побывал в компании 'Сухой', где занимался анализом проблем, связанных с созданием ПАК ФА. Полностью готова электронная модель самолета 5-го поколения, определены его аэродинамический облик, ряд других параметров. Мы настраиваем инженеров на то, чтобы они 'придирались', искали как можно больше недостатков, чтобы на этом, начальном этапе, устранить выявленные недоработки и быстрее двигаться дальше.
Нерешенные проблемы есть, в частности, по вооружению, авионике. Надо подумать, как использовать импортную составляющую проекта и стоит ли это делать вообще. Все это рабочие моменты, но в целом мы существенно продвинулись вперед. Даже - при том в какой-то степени ограниченном финансировании, которое имело место в 2003, 2004 годах и есть в планах на 2005-й год. И все же в 2007-м году самолет пятого поколения полетит. Я Михаилу Аслановичу Погосяну (гендиректор компании 'Сухой'. - Прим. авт.) сказал так: 'Можно поднять самолет и 31 декабря, но - 2007 года'.
- Внешне на какую ныне действующую машину ПАК будет похож? Тем более что сейчас многие самолеты фронтовой авиации проходят модификацию с учетом наработок по пятому поколению.
- Это будет совершенно новый самолет - вот что пока могу сказать. А что касается модификаций, то мы их делаем. В прошлом году сделали Су-27СМ. Великолепная получилась машина. Су-27СМ близок по своим боевым возможностям к самолету 5-го поколения, но он их не достигнет, потому что за эти годы заделы по ПАК будут приумножены.
Нужно отметить важную роль компьютерного моделирования при работе над пятым поколением. Раньше мы ломали самолеты и двигатели, определяя их прочностные свойства. Сейчас на экранах компьютеров, создавая различные условия, наглядно видим прочностные характеристики всех узлов и агрегатов. Компьютерное моделирование позволяет безошибочно просчитывать возможные варианты и выбирать оптимальные решения.
- А теперь вопрос, можно сказать, гражданский. 1 января начнут действовать более жесткие запреты на полеты в Европы воздушных судов, которые не отвечают требованиям ИКАО по шумам и вредным выбросам в атмосферу? Что предпринимается для того, чтобы ведомственные самолеты Минобороны могли летать в европейские страны? Что более оправдано: закупка новых самолетов, например, Ту-214 или модернизация имеющегося пассажирского авиапарка?
- Действительно, из-за ограничений по шумам и вредным выбросам в атмосферу те самолеты, которые стоят у нас на вооружении, летать в Европу не смогут. В начале декабря года я побывал на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО), где мы заказываем самолеты Ту-214, которые будут отвечать новым требованиям ИКАО. К настоящему времени казанские авиастроители выпустили на российские трассы уже семь Ту-214, восьмая машина сейчас находится в покраске, тоже скоро выйдет. Девятая в хорошем заделе, десятая, одиннадцатая: До последнего времени у КАПО было мало заказов, и поэтому там так медленно раскручивали производство Ту-214. Но сейчас оно полностью налажено. Двигатели на самолетах стоят наши - ПС-90 'Пермских моторов'. Так что все готово к выпуску Ту-214, нужны только деньги.
- А сколько машин этого типа заказаны для Минобороны?
- Три. И скоро закажем еще. В перспективе парк военно-транспортных самолетов ВВС будем обновлять за счет Ту-214 более интенсивно. Но поездка в Казань показала, что к 1 января первый самолет мы не получим, - только к середине 2006 года. Причин несколько, одна из них заключается в том, что двигатели для Ту-214 должны собираться по особой технологии, под особым контролем со стороны военной приемки, как, собственно, и весь самолет. Ранее мы планировали взять седьмой Ту-214, но тогда не нашлось денег, и сейчас он летает в 'Дальавиа'. Собственно и сегодня нас сдерживает, по большей части, только нехватка денег. Тем не менее на 'Пермских моторах' уже заказаны и два двигателя для первого самолета, так что постараемся этот Ту-214 получить к середине 2006 года.
- Опять придется говорить о финансировании. У ВВС есть возможность зарабатывать деньги. Мы о военно-транспортной авиации...
- Все деньги, заработанные по этой статье, уходят в авиадивизию особого назначения (АДОН) на поддержание исправности самолетного парка, на доработки летательных аппаратов, чтобы можно было летать по Европе в соответствии с новыми требованиями ИКАО. В том числе и за счет денег от коммерческих перевозок самолетами АДОН. Мы держим эти машины в исправности, и на сегодняшний день они отвечают всем требованиям ИКАО. Но есть еще один важный момент. Выполняя коммерческие рейсы, скажем, на Ил-76, экипаж одновременно знакомится с возможными театрами военных действий, получает опыт полетов по международным трассам. В рейс отправляются, как правило, опытный инструктор и молодой, который, слетав один раз, второй, третий, потом и сам может коллегу провезти. Та же боевая подготовка, но за керосин коммерсантов.
- Насколько нам известно, с 2006 года доля ВВС в общей структуре военных расходов России будет удвоена. Можете, Владимир Сергеевич, это подтвердить?
- Да, это так. На тему приоритетного развития авиации говорили и говорят много, но до последнего времени это были только слова. С 2006-го года, если наши предложения, которые уже предварительно утверждены, останутся в силе, то произойдет примерно двукратное увеличение расходов на ВВС.
- То есть с нынешних 12-14%...
- Примерно до 30%. Это надо было делать давно. Потому что до объединения шесть лет назад в один вид Вооруженных сил - ВВС - Войска ПВО получали 14-15% от военных расходов государства, а прежние Военно-воздушные силы - 15%. Казалось бы, объединившись, вместе мы должны заиметь те 30%, которые прежде и планировались суммарно на эти две структуры. Но мы стали одним видом, а лимит остался прежним - 13-14%. Что и несправедливо, и неправильно. Я этот вопрос поднял еще в 2002 году, хотя понимал, что сразу выйти на желаемые параметры будет сложно. Но уже четко определено, что будем делать. К примеру, учебно-боевым самолетом в российских ВВС будет Як-130. Сейчас он находится на испытаниях и скоро поднимется в воздух.
У нас есть программы модернизации фактически всего авиапарка - Су-27, МиГ-29, Су-24, Су-25: К слову, модернизации нужно было больше внимания уделять еще раньше. Нельзя идти к авиакомплексам следующих поколений семимильными шагами. Надо все делать постепенно. Американцы свой F-16 модернизируют уже пятый раз - по мере развития авионики. Именно она сейчас краеугольный камень. Ее, авионику, сразу одним махом не создашь - чтобы имела и электромагнитную совместимость, и решала все необходимые задачи. Попытаться сделать можно, но это контрпродуктивно: уйдут годы и огромнейшее количество денег. Да, не так уж и сложно написать лихое тактико-техническое задание на самолет 5-го поколения, которое специалист прочтет как фантастическую повесть. Но когда начнешь создавать этот летательный аппарат, способный почти до Луны летать, потратишь уйму времени и огромнейшие деньги. Не нужно этого. Все надо делать, повторяю, поэтапно. Создаем планер, двигатель - есть машина, отвечающая определенным требованиям. Пошли двигаться дальше. Но при этом самолет-то уже на вооружении, летает.
Взять ту же модернизацию в вариант Су-27СМ. Машина поднимает 8 тонн боекомплекта - и класса 'воздух-воздух', и 'воздух-земля', и управляемое, и неуправляемое вооружение - любые задачи под силу. На заводе ей усилили шасси, другие элементы, и самолет, покидая предприятие, получает срок жизни 12 лет. Почти как новый. А затраты на него, по сравнению с новой машиной, в семь раз меньше. Вместе с тем модернизированный Су-27СМ отвечает всем требованиям нового самолета и даже, извините, переплюнул поставляемые в Китай и Индию Су-30МКК и Су-30МКИ вместе взятые. Потому что мы вложили в него все лучшее из них. Вот это и есть оптимальный вариант модернизации.
И американцы давно таким путем идут. У них В-52 уже 50 лет стоит на вооружении за счет нескольких модернизаций. И нам у Ту-160 не надо менять великолепный планер этого стратегического бомбардировщика. Безусловно, какие-то доработки на нем будут, но в первую очередь надо заниматься совершенствованием его авионики. Самое главное, чтобы Ту-160 мог, взяв на борт все, что нужно, в любое время дня и ночи, в любых метеоусловиях весь свой боезапас отправлять точно в цель. Вот к чему нужно стремиться, а не к переделкам планера и крыльев.
- Последний вопрос, можно сказать, политический. По украинскому транспортному самолету Ан-70 позиция не изменилась? Напомним для несведующих, что вы считали эту машину неготовой, чтобы ее брать в ВВС России, хотя на продвижении Ан-70 настаивал президент Леонид Кучма...
- Да, нас 'кусали' и продолжают это делать за принципиальную нашу позицию по самолету Ан-70, которую, считаю, мы выстроили абсолютно правильно, подкрепив ее, прежде всего, техническими, а не политическими обоснованиями. Жизнь показала, что мы правы. Сейчас, добившись устранения ряда недоработок в двигателе Д-27, планируем снова приступить к его летным испытаниям. Но, подчеркиваю, на них вышли, пройдя все намеченные наземные испытания, в ходе которых один двигатель разрушился. Если бы мы разрешили проводить летные испытания, не завершив наземные, не выявив до конца все недостатки в двигателе Д-27, то было бы, наверное, очередное летное происшествие на этом самолете.
Однако сейчас даже украинская сторона согласилась с тем, что мы двигались правильным путем. И сегодня на выполнение новых полетов мы вышли уже с устранением недостатков, связанных с газодинамической устойчивостью двигателя, что позволяет поднимать машину в воздух и говорить об определенной надежности Д-27.