Европейский аэрокосмический концерн EADS получил разрешение российского правительства на покупку 10% акций корпорации "Иркут". По оценкам аналитиков, сумма сделки - $50 млн. О дальнейших вложениях в российский авиапром и перспективах сотрудничества корреспонденту "Известий" Тимуру Хикматову рассказал президент EADS Райнер Гертрих.
- Вы приезжали в Москву для того, чтобы ускорить процесс покупки 10% акций "Иркута"?
- Мы по-прежнему заинтересованы в приобретении 10% акций "Иркута". Желает этого и сам "Иркут". Но на сделку требовалось соответствующее разрешение российского правительства. Мой нынешний визит в Москву был посвящен в том числе и продвижению этого вопроса.
- 2 июля 2001 года EADS заключил соглашение о сотрудничестве с Российским авиационно-космическим агентством. Почему же российский авиапром, как это было обещано, практически не задействован в выпуске самолетов А-319, A-320, A-380?
- Я не согласен с вашей оценкой, что это соглашение не имело успеха. Многие проекты, которые мы тогда обсуждали, находятся сегодня на стадии исполнения. Я могу это подтвердить цифрами и рядом примеров. Общий объем сделок по этому соглашению равен 15 млн. евро. На будущий год он возрастет до 150 млн. евро. До конца нынешнего года мы подпишем новые субконтракты на поставку в течение 10 лет различных деталей и узлов к самолетам семейства А-320 на сумму в 150 млн. евро.
Продолжает активную работу инженерный центр, созданный EADS с российской группой "Каскол". В нем трудятся около 100 специалистов.
- Можно ли ожидать, что россияне примут участие в проекте создания нового европейского среднего военно-транспортного самолета А-400М?
- Сейчас идет обсуждение этого вопроса. Предполагается, что российский авиапром будет задействован в производстве шасси для этого самолета. Дело в том, что EADS никогда не занимался выпуском шасси, предпочитая отдавать это дело в руки субподрядчиков.
- А вы не боитесь, что ваша кооперация с российским авиапромом будет способствовать его восстановлению, и через пять-десять лет Airbas (подразделение EADS, строящее гражданские самолеты. - "Известия") получит мощного конкурента?
- Российский авиапром уже сегодня в отдельных отраслях является нашим сильным конкурентом. Особенно это касается военного сектора и космической техники. Но мы не боимся конкуренции, поскольку от этого выигрывают не только потребители, но и мы, производители: это заставляет нас работать еще лучше. Что касается гражданских самолетов, то Россия действительно пока отстает. Но билет для вхождения в мировой клуб производителей самолетов такой дорогой, что в течение ближайших 10 лет Россия не составит здесь нам конкуренцию.
- Россию заставили снять пошлины на ввозимые самолеты как условие присоединения к ВТО. Это вам выгодно?
- Я являюсь активным поборником свободной торговли во всем мире, что открывает широкие возможности для экономического развития всех стран. Ведь подобные соглашения открывают просторы для беспошлинной торговли в обоих направлениях, что создает условия для сильной конкуренции. А от этого всегда выигрывает покупатель. Что в этом плохого?
- В 2010 году США начнут продажи на мировом рынке истребителя четвертого поколения F-35. Россия работает над самолетом пятого поколения. Вы бы не хотели присоединиться?
- Если на продукцию нет потенциального спроса, то соответственно не будет и государственных субсидий на эту программу. Нужно понимать ситуацию в Европе, где расположены основные заказчики EADS. Сейчас начаты работы по использованию "Еврофайтера" - самого продвинутого европейского самолета четвертого поколения. Поэтому у нас сейчас нет необходимости заниматься созданием истребителя пятого поколения.
- Руководители вашего главного конкурента - Boeing - не раз заявляли, что победы Airbus основаны на демпинге. Это было, по их словам, и в сделке по приобретению "Аэрофлотом" 18 аэробусов.
- Мы производим самолеты только тогда, когда в этом есть рыночная потребность. Иначе товар никто не возьмет. А если сравнить эксплутационные показатели, то у наших самолетов они более предпочтительные. Поэтому их покупают, а у EADS есть прибыль. Airbus приносит нам гораздо больше прибыли, чем подразделение Boeing по производству гражданских самолетов. Политика демпинга таких результатов не дала бы.
Справка "Известий"
EADS - вторая в мире аэрокосмическая корпорация после Boeing. Создана в 2001 г. в результате слияния трех европейских аэрокосмических компаний - германской DASA, французской Aerospatiale Matra и испанской CASA. Производит пассажирские авиалайнеры марки Airbus, космическую и оборонную технику. 80% производства приходится на гражданскую и 20% - на военную авиатехнику. В 2003 г. оборот компании составил более $30 млрд.