Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Аркадий Кравцов, зав. отделом совместных программ космических и информационных технологий Объединенного института проблем информатики:
"И космос у нас один"


Ноябрь 2004 года Илья Макаров, Российская газета


Российские и белорусские ученые и конструкторы ведут совместные разработки в космической отрасли.

На страницах "СОЮЗа" мы не раз рассказывали о научно-техническом сотрудничестве России и Беларуси. Нашими странами-соседями создаются двигатели, карьерный транспорт, во многих домах по вечерам загораются голубые экраны телевизоров, созданных в рамках союзной программы. Сегодня рассказываем о сотрудничестве в сфере высоких технологий, в частности в космической отрасли.

Минск: создаем общий банк данных

Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси в феврале будущего года отпразднует свое сорокалетие. Этот институт со старыми корнями - раньше он назывался институтом технической кибернетики, который в Советском Союзе был одним из основных головных исполнителей проектов систем автоматизированного проектирования. Ведущим институт стал и по проектам электронной картографии, а еще начал заниматься работами космической направленности. Сегодня здесь работают над многими проектами - среди них различные телекоммуникации, распознавание образов, создание систем больших интегральных схем. Изучают тут и речевые технологии - синтез и распознавание речи, основной способ борьбы с телефонным терроризмом.

О работе института по союзной программе "Космос-СГ" корреспонденту "СОЮЗа" рассказал заведующий отделом совместных программ космических и информационных технологий Объединенного института проблем информатики кандидат технических наук Аркадий Кравцов.



- Главная задача программы состоит в том, чтобы на базе научно-технического потенциала России и Беларуси выйти на создание конкурентоспособных космических средств, - отметил Аркадий Анатольевич. - Это могут быть как приборы, так и технологии по обработке космических изображений, которые можно было бы представить на мировой рынок высоких технологий. Вместе нам, российским и белорусским специалистам, это будет проще сделать.

- Какие приборы или технологии могут появиться в ходе реализации союзной программы "Космос-СГ"?

- Учитывая, что сегодня мировая тенденция направлена на то, чтобы перейти на более экономичные спутники (а сейчас в основном от больших ИСЗ переходят к малым, мини- или даже микроспутникам), основным нашим направлением станет дистанционное зондирование Земли - съемка нашей планеты из космоса в разных диапазонах: в видимом, инфракрасном, тепловом и других. Технологии движутся вперед. Поэтому на современном этапе мы можем сделать такие приборы, которые поместятся даже на микроспутниках. А это находит все большее применение сегодня. Простой пример: необходимо отследить перегон отар овец - увидеть, где зеленая трава, и по оптимальному маршруту направить туда стада. Естественно, нельзя забывать и о поиске полезных ископаемых, об экологии, мониторинге трубопроводов. Сейчас белорусские ученые совместно с российскими коллегами начнут создавать приборы, которые будут изучать свечение в атмосфере. Замечено: перед землетрясениями верхние слои атмосферы начинают светиться, имея свои максимумы и минимумы. Научиться определять по этим параметрам надвигающееся землетрясение - важная задача, которая так же будет решаться в рамках союзной программы. Предыдущая программа "Космос-БР" явилась началом нашего сотрудничества, она стала хорошей основой для нынешней программы "Космос-СГ".

- А где будут производиться приборы, разработанные по союзной программе?

- Например, камеры для дистанционного зондирования Земли для разных диапазонов будут создаваться на разных предприятиях России. В Беларуси будут производить камеру "Пеленг" БелОМО. Эта марка известна еще со времен Советского Союза. Но если эта камера раньше была оптической, то сейчас мы модернизируем ее до электронно-оптической. Сохраняя высокое разрешение камеры, нам необходимо уменьшить ее размеры. Что касается озонометрического оборудования, то экспериментальный образец будет сделан в Беларуси, а летный образец и его испытания - в России. Нас связывает очень тесное сотрудничество, которое "обкатали" при реализации первой программы.

- Разрабатываемые приборы будут выпускаться серийно или единично?

- Пока речь идет о единичных экземплярах. Во-первых, для спутников поточное производство не сделаешь - сейчас их не так много запускают. Притом нужно учитывать движение науки вперед - сейчас мы поставляем одну аппаратуру, а примерно через пять лет будем изобретать новую. Появятся новые интегральные схемы, новые возможности, новая элементная база.

- Расскажите о результатах совместной деятельности ученых наших стран?

- По предыдущей программе мы создали центр по приему информации со спутников. Этот центр располагается в нашем Объединенном институте проблем информатики. Раньше мы принимали информацию только с американских спутников, теперь благодаря российской поставленной аппаратуре принимаем ее и со спутников коллег-россиян. В рамках новой программы планируем создать новую систему обеспечения космической информацией потребителей - как российских, так и белорусских. Также планируется создать общий банк данных - все, что накоплено нами и коллегами из России. Раньше объединение БелОМО поставляло устройство траекторных измерений на все космодромы СССР - когда взлетает космический корабль, этот прибор позволяет высчитывать, смотреть траектории и вносить на основе полученных данных нужные коррекции. Естественно, за прошедшие тридцать лет устройство морально устарело. В рамках новой программы создан новый прибор, который в отличие от предшественника позволяет регистрировать информацию в режиме реального времени. Это устройство было успешно испытано на космодроме Байконур, где сейчас эксплуатируется.

- Какие-либо проблемы встают на вашем пути?

- Основные проблемы связаны с неувязкой финансирования программы. У нас были большие стремления запустить программу "Космос-СГ" и начать активно работать. Даже не имея средств, мы с нашими коллегами сделали некоторый задел. В этом году бюджет Союзного государства был утвержден в августе, работы по союзной программе застопорились. Но мы оптимисты: если сможем дать старт программе в нынешнем году, то со следующего года будем работать в полную силу.

Москва: спутники - науке, людям - Интернет

По союзной программе "Космос-СГ" в российской столице работает Научно-исследовательский институт космических систем, являющийся филиалом Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева. Главной задачей известного предприятия являются запуски спутников различного назначения на геостационарную орбиту с помощью тяжелых ракет-носителей "Протон". Одним из направлений деятельности самого НИИ является разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства.

О деятельности института в рамках программы "Космос-СГ" рассказал заместитель директора НИИ космических систем кандидат технических наук Сергей Пушкарский:

- Для чего нужна эта программа? Ее главная цель - объединение материального и интеллектуального потенциала стран-участниц и использование рыночных механизмов функционирования экономики. Понятно, без космических технологий сегодня ничто не может развиваться. В нашем случае потенциал России и Беларуси максимально объединен для решения прикладных задач использования космических орбитальных средств. Где области применения таких средств? Космическая связь, космическая навигация. Одна из главных задач - дистанционное зондирование Земли. Это позволит многим министерствам и ведомствам по предупреждению чрезвычайных, аварийных ситуаций прогнозировать паводки, регистрировать пожары и многое другое.

- Сколько "стоит" эта союзная программа?

- Программа объемна - ее стоимость на четыре года составляет 570 миллионов российских рублей. Существует строгий учет и контроль всех выполняемых работ, на определенном этапе осуществляется сдача этих работ и определяются пути и перспективы развития программы. Основным затруднением в старте ее реализации стало то, что она была утверждена только в конце октября прошлого года, когда проект бюджета был уже сверстан. Но Постоянным Комитетом Союзного государства были приложены все усилия, чтобы уже в 2004 году найти дополнительные источники финансирования для данной программы.

- Какие работы проводятся сегодня в рамках программы "Космос-СГ"?

- Сейчас мы ведем подготовительные работы для развертывания всей кооперации. Сегодня и с белорусской, и с российской стороны прилагаются все усилия, чтобы в короткие сроки обеспечить успешное начало реализации программы.

- А что получат граждане Союзного государства от реализации союзной программы? Спутники и приборы, что-то иное?

- Скорее спутники получим мы - наука. Народ наш получит конечный продукт, который будет использоваться в его жизнедеятельности. Тут и прогноз погоды, и предупреждение чрезвычайных ситуаций, и управление транспортными потоками. В милиции, МЧС, Вооруженных силах появится высокоточная аппаратура. Каждый человек сможет получить высокоскоростной доступ в сеть Интернет и мобильную связь...




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnRRP
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/, в Москве.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer