Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Червяков, генеральный директор ГРПЗ:
"С уверенностью в будущем"


Ноябрь 2004 года Илья Кедров, Военно-промышленный курьер


Государственный рязанский приборный завод наращивает выпуск высокотехнологичной продукции.

История ГРПЗ ведет свое начало с 1918 г. С 1950-х гг. предприятие производит бортовое радиоэлектронное оборудование для военных и гражданских самолетов и прочно занимает одну из лидирующих позиций в этой отрасли. ГРПЗ владеет широкими технологическими возможностями и имеет мощный интеллектуальный потенциал. Предприятие оснащено современным оборудованием, освоены необходимые для производства бортового радиоэлектронного оборудования технологические процессы. Наличие на заводе мощного испытательного центра с возможностью моделирования реальных механических, климатических, акустических и других воздействий обеспечивает высокое качество и надежность выпускаемых изделий. На вопросы "ВПК" ответил генеральный директор ГРПЗ Александр ЧЕРВЯКОВ.

- Александр Николаевич, что можно сказать о сегодняшнем дне ГРПЗ? Каковы предварительные итоги деятельности предприятия в 2004 году?

- На сегодняшний день Государственный Рязанский приборный завод (ГРПЗ) является одним из крупнейших российских предприятий оборонно-промышленного комплекса, которое совместно со своим разработчиком и основным партнером - ОАО "НИИП им. В.В. Тихомирова" (НИИП) специализируется на выпуске сложного авиационного радиоэлектронного оборудования.

ГРПЗ c 1950 года выпускает радиолокационную продукцию и осуществляет серийные поставки бортовых радиолокационных станций (БРЛС) как для ВВС России, так и для зарубежных заказчиков. Авиационными системами производства ГРПЗ были оснащены самолеты Су-11, Су-15, Як-28, МиГ-23 всех модификаций, МиГ-29, Су-27, Су-30. Оборудование производства ГРПЗ в составе самолетов успешно эксплуатируется за рубежом: в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, на Африканском континенте и Ближнем Востоке. Наряду с широкими производственными возможностями ГРПЗ располагает и современной научно-технической базой для модернизации выпускаемых изделий и разработки новых образцов продукции.

В числе собственных разработок ГРПЗ - бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) для перспективных бортовых комплексов, блоки предварительной обработки радиолокационных сигналов приемных трактов БРЛС, усилители мощности передающих трактов сверхвысоких частот (СВЧ) с высоким показателем удельной мощности, бортовой многофункциональный интегрированный ответчик для работы в системах управления воздушным движением. Завод участвует в создании радиоэлектронных систем, обеспечивающих применение современных ракет с самонаведением, малогабаритных радиолокационных систем для Сухопутных войск, самостоятельно разрабатывается бортовая аппаратура для системы управления воздушным движением.

Помимо радиолокационных систем предприятие производит новые комплексы для боевых всепогодных вертолетов Ми-28, Ка-50 и Ка-52.

Рязанский завод принимает участие в программах модернизации самолетного парка и для дальнего зарубежья, и для России и стран СНГ.

Другим направлением в работе завода уже давно стали товары производственно-технического назначения и медицинская техника. Всего около 30 видов наименований. Компактные сварочные аппараты, цифровые телефонные станции, малогабаритные радиостанции, атмосферные оптические линии связи, сигнализаторы утечек газа, счетчики электроэнергии, уникальные медицинские приборы - вот неполный перечень изделий, выпускаемых ГРПЗ. Медицинские приборы филиала ГРПЗ - Касимовского приборного завода - стерилизаторы, термостаты, медицинская мебель и другие изделия пользуются спросом на рынке.

Все это обеспечивает необходимую загрузку предприятия, высокие темпы роста объемов производства, а также стабильные показатели эффективности его деятельности. Результатом финансово-экономической деятельности за 2003 год и 1 полугодие 2004 года явилось выполнение плановых заданий по объему производства товарной продукции. Ожидаемое выполнение плана производства продукции в 2004 году составляет 101%, при этом по спецпродукции - 100%, по гражданской продукции - 110%.

Показатели эффективности деятельности ГПРЗ являются стабильными. Предприятие находится в устойчивом финансовом положении, платежеспособно, рентабельно. Однако, начиная с конца 2003 года и продолжаясь в 2004 году, наблюдается резкое снижение спроса со стороны инозаказчика на продукцию авиапрома, вследствие этого происходит замедление темпов роста выпуска продукции. Ожидаемый темп роста товарной продукции в 2004 году по отношению к 2003 году составит 103%, в том числе спецпродукции 101%. Негативное влияние оказывает и макроэкономическая ситуация, в частности, падение в 2003-2004 годах курса доллара США по отношению к рублю.

Покупателем конечного продукта является инозаказчик - цена зафиксирована в долларах и не подлежит пересмотру, и при падении курса доллара предприятие несет прямые убытки. Кроме того, при неизменной цене реализации основной продукции ГРПЗ постоянно происходит увеличение цены на комплектацию и материалы, на электроэнергию и газ. Их доля в себестоимости продукции составляет более 62%, поэтому любое повышение цен на них приводит к уменьшению рентабельности продукции. Нужно понимать, что уровня 2002-2003 годов не будет никогда, мы приближаемся к мировым ценам на все ресурсы. Предприятие придерживается политики поддержания заработной платы работников на уровне пика загрузки и небольшой положительной динамики, то есть средняя заработная плата постоянно растет, за 2004 год рост составит 15%. При снижении объема выпускаемой продукции предприятия накладные расходы остаются на прежнем уровне. Все вышеперечисленные факторы уменьшают рентабельность выпускаемой продукции.

Но тем не менее предприятие находит возможности для дальнейшего развития, постоянно обновляя фонды, приобретая современное оборудование, совершенствуя технологии, наращивая производственные мощности.

Предприятие не имеет просроченной задолженности по заработной плате, отчислениям в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Еще в 2002 году проведена работа по созданию негосударственного пенсионного фонда, и в настоящее время работники предприятия - пенсионеры получают существенную надбавку к пенсии.

Огромную роль играет работа с персоналом: подготовка и переподготовка специалистов, повышение квалификации и стажировка за рубежом, краткосрочные семинары и тренинги в рамках внутрифирменного обучения. На предприятии это воспринимается как особо значимая составляющая социальной работы.

На ГРПЗ сохранена, действует и продолжает развиваться социальная сфера услуг. Завод содержит спортивный комплекс, комфортабельный дом отдыха, гостиницу, поликлинику, столовую, спортивный и тренажерный залы, туристический клуб, теплицу, охотохозяйство, четыре общежития. Размер средств из прибыли предприятия, направляемых на развитие, содержание социальной сферы и предоставление социальных льгот работникам с каждым годом возрастает.

ГРПЗ принимает активное участие в жизни города и области, вносит огромный вклад в социально-экономическое развитие и решение социальных проблем.

Одним из важнейших направлений деятельности предприятия остается благотворительность. В рамках благотворительной политики ГПРЗ выделяет средства на развитие учреждений образования, культуры, здравоохранения, спорта, различных общественных организаций города; оказывает помощь социально незащищенным общественным категориям: детям, инвалидам, ветеранам, пенсионерам.

- Какова доля продукции, производимой ГРПЗ в рамках государственного оборонного заказа?

- Доля продукции, производимой Государственным Рязанским приборным заводом в рамках государственного оборонного заказа в 2004 году составит 8,6% в общем объеме товарной продукции.

- Насколько оправдано участие ГРПЗ в Корпорации "Аэрокосмическое оборудование"?

- Авиастроение и его важнейшая часть - авиаприборостроение - это сложная система научно-производственной кооперации. В современных условиях ее функционирование невозможно без концентрации значительных ресурсов и обеспечения эффективного управления. Наиболее продуктивно это может быть осуществлено в рамках интегрированной структуры (холдинга). Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" является такой интегрированной структурой, призванной обеспечить работу подотрасли авиаприборостроения.

Государственный Рязанский приборный завод как основной серийный производитель радиолокационных систем - ключевой составляющей комплекса БРЭО современного самолета - тесно включен в кооперационную систему предприятий - участников Корпорации. Доля Корпорации в портфеле заказов ГРПЗ в 2003 году составила 68,8% от общего объема выручки ГРПЗ или 83% по продукции военного назначения.

Данное обстоятельство нашло свое отражение в федеральных целевых программах развития ОПК, утвержденных постановлениями правительства РФ №625 от 24.06.98 и № 713 от 11.10.01. Указанные документы рассматривают ГРПЗ как одно из ключевых предприятий, подлежащих включению в состав Корпорации "Аэрокосмическое оборудование" для обеспечения замкнутого контура разработки и производства современной авиационной техники.

- Что из изделий военного назначения можно назвать наиболее перспективной продукцией ГРПЗ?

- Прежде всего это производство бортовых РЛС (БРЛС) с фазированными антенными решетками (ФАР) для современных и перспективных самолетов. ГРПЗ является на сегодняшний день единственным в России предприятием, серийно выпускающим ФАР для БРЛС с электронным управлением диаграммой направленности антенны. БРЛС с таким методом управления ДНА имеют ряд известных преимуществ по сравнению с БРЛС, в которых применяется электромеханическое управление антенной. ГРПЗ освоил и выпускает БРЛС с ФАР типа "Барс" (истребители класса Су-27 и Су-30) и подготовил производство для выпуска БРЛС "Оса" (легкие фронтовые истребители), которые привлекательны для отечественных и зарубежных покупателей. БРЛС "Оса" с ФАР может быть установлена как на отечественные самолеты МиГ-21, МиГ-29УБ, Су-22, МиГ-АТ, Як-130, так и на аналогичные им зарубежные машины.

Наши БРЛС успешно решают задачи в составе самолетов, поставляемых в Китай и Индию. Готовится производство для изготовления БРЛС для поставки в составе самолетов для Индонезии и Малайзии.

Достижением ГРПЗ явилось создание собственного производства бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ), оснащенного автоматизированной линией поверхностного монтажа. Это позволило изготавливать серийно БЦВМ с использованием новейшей элементной базы при непременном выполнении современных требований по вычислительной мощности и массогабаритным показателям. ОКР по созданию БЦВМ успешно провели специалисты ГРПЗ. Разработчики и конструкторы предприятия имеют портфель заказов на разработку перспективных БЦВМ для БРЛС самолетов поколения "4++", базовые станции для тактического звена управления (БВС и БМС) и бортового вычислительного комплекса вертолетной БРЛС.

Кроме БЦВМ ГРПЗ выпускает целый ряд изделий для перспективных бортовых комплексов. К ним относятся блоки предварительной обработки радиолокационных сигналов приемных трактов БРЛС, входные мощные усилители СВЧ сигнала передающих трактов БРЛС, в т.ч. для РЛС морского базирования, бортовой многофункциональный интегрированный ответчик для работы в системах управления воздушным движением (УВД).

На ГРПЗ освоен выпуск стендовых комплектов для подготовки личного состава по обслуживанию и ремонту поставляемых заказчику образцов вооружения.

На предприятии активно ведутся работы по созданию авионики нового поколения для вертолетов. Первой "ласточкой" был комплекс навигации и электронной индикации (КНЭИ) для модернизированных вариантов вертолета Ми-8.

Для придания вертолетам возможности выполнения боевых задач круглосуточно и в любых погодных условиях научно-технические центры ГРПЗ выполняют ОКР по созданию аппаратуры "интеллектуальной" обработки видеоинформации в оптико-электронных обзорных и прицельных системах отображения информации (СОИ) "Охотник", радаров миллиметрового диапазона волн, многоканальной лазерно-лучевой системы "Блик" для наведения управляемого оружия, нашлемного обзорно-пилотажного канала. Все эти изделия могут использоваться как в рамках интегрированного бортового комплекса, так и автономно при модернизации существующего вертолетного парка.

Таким образом, научно-технические, производственные и технологические возможности ГРПЗ, полувековой опыт работы в области производства бортового радиолокационного оборудования, продолжающееся целенаправленное техническое перевооружение гарантирует успешное решение актуальной задачи освоения производства многофункциональной интегрированной системы для истребителя пятого поколения.

- Каково участие ГРПЗ в создании БРЛС для самолета пятого поколения?

- Прежде всего, необходимо отметить, что ведущими специалистами ОАО "НИИП им. В.В. Тихомирова" и ГРПЗ была проведена активная работа по подготовке материалов для участия в конкурсе на право разработки и изготовления БРЛС для самолета пятого поколения.

Наше технико-экономическое обоснование возможности производства БРЛС поколения "5" на заводе сыграло не последнюю роль в выборе изготовителя сложнейшей аппаратуры, которым определен ГРПЗ.

Центральным звеном в БРЛС пятого поколения является активная фазированная антенная решетка (АФАР). Завод уже сейчас на свои средства ведет работы по обеспечению производства рабочими местами как составных частей АФАР, так и АФАР в целом. Это будут роботизированные комплексы с применением объективных средств контроля.

ГРПЗ вкладывает собственные финансовые средства для развития испытательной базы и оснащения производства современным технологическим оборудованием для изготовления приемо-передающих модулей АФАР. Подразделение микроэлектроники модернизируется под производство нового поколения радаров с АФАР. Уже в настоящее время уникальное технологическое оборудование позволяет изготавливать многослойные (до 20 слоев) печатные платы 4-го и 5-го классов точности, под компоненты и корпуса с шагом 0,5 мм, с глухими отверстиями, теплоотводящими слоями и металлизацией контура.

Наряду с развитием производственно-испытательно-технологической базы ГРПЗ ведет ОКР по созданию составных частей БРЛС истребителя 5-го поколения по техническим заданиям ОАО "НИИП им. В.В. Тихомирова" и ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование", которое является победителем конкурса на право проведения ОКР по созданию БРЛС. НТЦ ГРПЗ разрабатывает единую коммутируемую вычислительную систему (ЕКВС) и многофункциональную систему L-диапазона волн вторичной радиолокации для управления воздушным движением. Это признание опыта, научно-технической базы и задела, которые накоплены на ГРПЗ при выполнении предыдущих ОКР.

- Каково соотношение военной и гражданской продукции в структуре производства ГРПЗ?

- Сегодня доля военной продукции в общем объеме работ занимает значительно большую часть. Но в настоящее время производство претерпевает структурные сдвиги в сторону увеличения доли гражданской продукции в общем объеме производства. Развитие гражданского направления финансируется за счет собственных средств предприятия. В настоящее время мы выпускаем изделия радиорелейной, лазерной и УКВ-радиосвязи, сварочные аппараты с высокими показателями качества шва и малой массой, медицинскую аппаратуру для диагностики заболеваний сердца и глаз, медицинские стерилизаторы, электронные счетчики электроэнергии в промышленном и бытовом вариантах. Ведутся работы по разработке электронной системы управления двигателями, которые будут применяться на грузовых автомобилях.

- Ведутся ли работы по модернизации производства и освоению новых технологий?

- Производство современной военной и гражданской техники потребовало применения новейших технологий, современного оборудования, качественного информационного обеспечения, квалифицированных инженерных и рабочих кадров.

Первым по разработанным и утвержденным руководством завода планам технического перевооружения было производство печатных плат. В результате проведенных работ сегодня на ГРПЗ достигнута поддержка сквозного проектирования от создания принципиальной схемы до технологической подготовки производства в реальном времени и в рамках единого проекта. Внедрено порядка трех десятков единиц сложного специализированного оборудования ведущих зарубежных фирм, созданы новые технологические участки с чистыми климатическими зонами, удовлетворяющие требованиям технологии. Данная модернизация технологии и оборудования позволила ГРПЗ выйти в лидеры производства печатных плат в России. Этот вид продукции награжден Золотым знаком XXI века.

Для монтажа современных элементов на печатные платы в соответствии с планом технического перевооружения создано новое производство автоматизированной сборки узлов методом поверхностного монтажа. В настоящее время ГРПЗ производит автоматический монтаж всех типов комплектующих современной элементной базы. Также для автоматического монтажа был разработан и внедрен с помощью нового оборудования технологический процесс изготовления стальных трафаретов методом лазерной обработки.

Еще одним направлением технического перевооружения ГРПЗ является комплекс механообработки. Литейное производство с помощью современных литьевых машин имеет возможность получения тонкостенных алюминиевых отливок высокого качества. Использование автоматизированного рабочего места (АРМ) "Литейщик" позволяет проводить предварительный анализ проливаемости формы и проектирование формообразующей поверхности в автоматическом режиме.

Новый парк металлообрабатывающего оборудования - 3-х, 4-х и 5-ти осевые обрабатывающие центры, токарные обрабатывающие центры с радиальным приводом инструмента и контршпинделем, автоматические вырубные и гибочные прессы - позволил освоить технологию изготовления прецизионных деталей корпусного типа и типа тел вращения, имеющих сложный многоступенчатый профиль.

Модернизация технологии изготовления оснастки была проведена путем внедрения нового оборудования и АРМ проектирования оснастки, что существенно снизило сроки изготовления и улучшения ее качества.

В настоящее время в конструкторских отделах научно-технического центра предприятия осуществляется поэтапное внедрение CALS-технологий, позволяющих обеспечить интегрированную информационную поддержку выпускаемой продукции на всех этапах жизненного цикла. Внедрение этих технологий значительно повышает качество изготавливаемой продукции, ускоряет проведение НИОКР, значительно снижает издержки при производстве и эксплуатации наукоемких изделий.

Предприятие постоянно совершенствует выпускаемую продукцию, повышая качество изделий, которые отвечают требованиям современного рынка и пользуются неизменным спросом у потребителей. Подтверждением этому являются непрерывный рост сбыта по всей номенклатуре изделий, увеличение количества предприятий, приобретающих нашу продукцию.

Ежегодно увеличивается количество регионов, где реализуются товары производственно-технического назначения и медицинская техника ГРПЗ, постоянно расширяется дилерская сеть. В настоящее время она представлена сетью более чем у 70 дилеров во всех регионах, включая зарубежье. Конкурентоспособность нашей продукции, ее высокое качество отмечены не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Мы гордимся нашим предприятием и уверенно смотрим в будущее.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer