Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Алексей Ланде, начальник отдела боевой подготовки транспортных и специальных вертолетов управления армейской авиации:
"К Дню армейской авиации"


Октябрь 2004 года АНДРЕЙ ЛУНЁВ, Красная Звезда


Ровно год назад был завершен прием частей армейской авиации в состав Военно-воздушных сил. Обусловлено это было сложившимся на тот момент негативным положением дел в армейской авиации - говорилось даже, что вертолетчики превратились в некую 'частную перевозочную лавочку' для некоторых должностных лиц. Толчком к передаче послужила трагическая авиакатастрофа вертолета Ми-26 летом 2002 года в Чечне, и уже с марта следующего года процесс, что называется, пошел.

Ровно год назад был завершен прием частей армейской авиации в состав Военно-воздушных сил. Обусловлено это было сложившимся на тот момент негативным положением дел в армейской авиации - говорилось даже, что вертолетчики превратились в некую 'частную перевозочную лавочку' для некоторых должностных лиц. Толчком к передаче послужила трагическая авиакатастрофа вертолета Ми-26 летом 2002 года в Чечне, и уже с марта следующего года процесс, что называется, пошел. Считалось, что под флагом ВВС армейская авиация будет лучше работать, успешнее решать боевые задачи. Оно и понятно: даже когда она находилась у сухопутчиков, то очень редко выполняла задачи без взаимодействия со штурмовой или фронтовой авиацией. Всегда вместе разрабатывался план действий, и главенствовал при этом представитель Военно-воздушных сил, который указывал и подсказывал, как работать вертолетчикам, чтобы со своей стороны ВВС смогли прочистить коридоры, обеспечить пролеты и т.д. О том, как переподчинение сказалось на качестве выполняемых экипажами задач, о состоянии вертолетного парка и перспективах развития армейской авиации, несколько раз за свою 56-летнюю историю переходившей из ВВС в Сухопутные войска и обратно, 'Красной звезде' рассказал начальник отдела боевой подготовки транспортных и специальных вертолетов управления армейской авиации управления начальника авиации ВВС полковник Алексей Ланде.

- Алексей Анатольевич, в прошлом году основным больным вопросом армейской авиации, по словам главкома ВВС, было состояние авиатехники. Около половины ее тогда считалось неисправной. Основу вертолетного парка составляли морально устаревшие Ми-8 и Ми-24. Современных образцов вертолетов (Ка-50, Ми-26) - около 10 процентов от штатной численности. Изменилась ли эта ситуация сегодня?

- После переподчинения армейской авиации ВВС исправности авиатехники стало уделяться более пристальное внимание. Однако необходимо учитывать такой фактор, как ее естественное старение. Часть наших Ми-8 и Ми-24 выпуска 1980-х годов подходит к предельным срокам эксплуатации, причем модернизировать их уже нельзя - металл попросту стареет, и ничего с этим не поделаешь. Новые вертолеты закупать сейчас нет возможности, поэтому поддерживаем исправность техники, приобретая запчасти для тех вертолетов, которые имеют достаточный запас ресурса по календарному сроку эксплуатации и наработку в часах. А вообще боевой потенциал частей поддерживаем за счет модернизированных вертолетов, которые по своим характеристикам почти вдвое могут превосходить базовые образцы. К примеру, на вертолетах серии Ми-24М улучшена аэродинамика, уменьшен общий вес машины за счет установки неубирающегося шасси и удаления части крыла. Имеется и современное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), с ним вертолет способен решать навигационные задачи с помощью спутниковых и инерционных систем. Но, к сожалению, и у некоторых модернизированных машин существует недостаток - вся начинка-то новая, а вот у так называемого планера через некоторое время наступят предельные сроки эксплуатации.

- А когда ожидается поступление в войска новой авиатехники и какими темпами проходит модернизация уже имеющейся?

- Честно скажу, темпы далеки от ударных в силу экономических возможностей нашей страны. Однако в государственной программе перевооружения, которая должна быть реализована до 2016 года, заложено поступление в армейскую авиацию (и это решение Президента России) нового вертолета Ми-28 - он станет нашим основным ударным вертолетом. А около восьмидесяти Ми-8 и Ми-24, у которых еще достаточный запас прочности, планируется приспособить для ночного применения.

Если раньше боевые и ударные вертолеты были лишь дневного действия (для работы ночью им 'подсвечивали' другие вертолеты или специальными снарядами с земли), то сейчас постепенно появляется целая плеяда модернизированных вертолетов, которые благодаря современному оборудованию способны вести ночную разведку с помощью тепловизионных устройств и систем. К сожалению, отечественная промышленность отстает в их производстве от иностранных коллег. Наши вертолеты, работающие сейчас в Чечне, - Ми-8МТКО и Ми-24ПК, имеют в своем арсенале иностранную элементную базу - тепловизоры в основном шведского и французского производства, которые обеспечивают дальность обнаружения цели до восьми километров.

А российские приборы, взятые в основном с танков, раза в три меньше. Естественно, это не дает желаемого результата, так как у вертушки скорость большая и после обнаружения объекта у летчика остаются считанные секунды для того, чтобы определить, что это противник, прицелиться и применить средства поражения. Получается, что в одном боевом заходе, пускается одна эффективная ракета. Поэтому модернизация отечественных тепловизионных систем тоже будет большим подспорьем для более эффективной работы наших вертолетов. Кстати, сейчас проходит испытания модернизированный Ми-24ПК2. У него уже более совершенная отечественная тепловизионная система и система ночного видения.

- Какие еще современные системы вооружения устанавливаются на вертолеты?

- Например, на вертолетах Ка-50 установлен лазерный дальномер-подсветчик. По подсвеченному лазером лучу с удаления нескольких километров ракеты более тяжелого класса - ПТУРы, в которых сохранены точностные характеристики и увеличена мощность боевого заряда для уничтожения пунктов управления противника, идут точно в цель. А весной этого года совместно с Липецким центром боевого применения и переучивания летного состава мы проводили исследования возможности подсвета Ка-50 штурмовикам Су-25 с такими ракетами и бомбардировщикам Су-24. Из трех пусков лишь один был не совсем удачным - ракета приземлилась в нескольких метрах от цели и то лишь из-за неправильно выбранного направления, а два других - прямые попадания.

Получается очень эффектная связка - не входя в зону поражения ПВО противника, самолет пускает ракету, находясь на большом удалении от цели и вертолета, порядка 15 километров, и уходит, а вертолет, также не досягаемый до врага, доводит ее до цели. Поэтому дальнейшие работы по совершенствованию взаимодействия с фронтовой авиацией будут продолжены и в следующем году, так как это перспективное направление. К примеру, у американцев все управляемые ракеты нового класса идут по управляемому лазерному лучу. Думаю, что в течение трех-четырех лет подобная система наведения ракет на цель будет реализована как на вертолетах Ми-24, так и Ми-8. Просто сама жизнь заставит это сделать.

- Какие задачи армейская авиация выполняет в Чечне?

- Армейская авиация в Чечне представлена отдельным вертолетным авиаполком, который входит в состав объединенной группировки авиации ОГВ(с) на Северном Кавказе. Наши экипажи перевозят личный состав и грузы, осуществляют радиотехническую, тепловизорную разведку местности и поисково-спасательные операции, сопровождают колонны и наносят удары по выявленным объектам боевиков. Естественно, периодически происходит замена пилотов из разных объединений ВВС и ПВО. А для того чтобы сберечь ресурс авиатехники, мы ограничили налет летного состава определенным количеством часов, и часть задач по перевозке грузов, которые раньше выполняла авиация, теперь переложены на автомобильный и железнодорожный транспорт - ситуация в республике уже стабилизируется.

- Востребован ли в Чечне вертолет Ка-50 'Черная акула'?

- К сожалению, в Чечне Ка-50 применялся лишь однажды, в 2002 году. Этот вертолет и его последователь Ка-52 'Аллигатор' просто незаменимы для работы в горных условиях - в силу конструктивных особенностей винта и летно-технических характеристик. К примеру, они могут зависнуть на высоте четырех тысяч метров и оттуда осуществлять огневое поражение цели - на такое ни один из отечественных вертолетов больше неспособен. Однако все прекрасно понимают, что при нынешней экономической ситуации в государстве развивать два типа вертолета нецелесообразно. Поэтому все усилия сейчас направлены на то, чтобы где-то с 2008 года залетал Ми-28. Но нельзя же забывать и о Ка-50, который стоит у нас на вооружении с 1995 года. Кстати, на прошедших учениях 'Рубеж-2004' Ка-50 опять же великолепно показал себя в горных условиях. Считаю, что целесообразно было бы создать подразделение таких машин, которые бы выполняли специальные задачи на Северном Кавказе.

- До конца этого года планируется уменьшить численность военнослужащих в нашей армии на 100 тыс. человек. Самые масштабные сокращения пройдут в ВВС. Как это затронет армейскую авиацию? Ожидается, что прекратят свое существование несколько вертолетных полков Ми-8МТ и Ми-24.

- Повального сокращения вертолетных полков армейской авиации не предполагается. Будет оптимизирована штатная численность боевого состава, то есть списана та авиатехника, в которую, исходя из срока ее службы, вкладывать средства уже нецелесообразно. А уже под боевой состав будет подведена штатная численность личного состава. В дальнейшем планируется, чтобы вертолетные полки состояли из двух эскадрилий.

- Каков налет у летчиков армейской авиации? Есть ли возможность его повышать при существующих лимитах выделения топлива?

- Возможности, конечно же, нет. Ведь лимиты топлива - самый 'больной' вопрос во всех Военно-воздушных силах. Что касается годового налета, то он колеблется от 20-30 часов у молодых летчиков, выпускников авиаинститута, и до 200 часов у пилотов, выполняющих задачи в Северо-Кавказском регионе. Вертолетчики, находящиеся с миротворческой миссией в африканской Сьерра-Леоне, в год летают порядка 250 часов. При наличии топлива, даже при существующем ныне парке авиационной техники, мы бы смогли существенно повысить показатели налета. Сейчас же тех пилотов, которые способны, как говорится, в любых условиях выполнить боевую задачу в полках можно по пальцам пересчитать.

- Сызранский военно-авиационный институт - единственный в стране, который готовит кадры для армейской авиации. В каком состоянии находится его учебно-материальная база? Планируется ли обеспечить ее современными компьютерами, тренажерами и авиатехникой, позволяющей эффективно проводить летное обучение курсантов?

- Учебно-материальная база находится, скажем так, в состоянии постоянного совершенствования. Мы мечтаем, чтобы она отвечала всем современным требованиям. В этом году мы сократили один из четырех вертолетных полков - для обучения курсантов достаточно трех. Один полк на Ми-8, второй на Ми-24. А третий полк сейчас переходит на вертолеты Ми-2, от которых мы после развала Союза отказались (вертолетный завод для них остался в Польше). Всего будет две эскадрильи по 12 машин. Первые десять - уже на месте, в Соколе Саратовской области. Остальные прибудут в скором времени, после модернизации на 'Роствертоле'. На Ми-2 переходим по вполне понятным причинам: у них меньше затраты моторесурса и топлива.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgByqG9
Курьер на час: http://courier.youdo.com/products-delivery/meat/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer