Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Лихарев, генеральный директор самарского авиационного завода "Авиакор":
""Авиакор" продавать никто не собирается""


Октябрь 2004 года Глеб Столяров, Самара, Ведомости


Назначенному летом управляющим 'Авиакором' Сергею Лихареву повезло больше, чем его предшественникам: владелец авиазавода холдинг 'Базовый элемент' ('Базэл') решил сам профинансировать достройку самолета Ан-140. В течение года 'Авиакор' пытался сделать это собственными силами, но не смог.

Назначенному летом управляющим 'Авиакором' Сергею Лихареву повезло больше, чем его предшественникам: владелец авиазавода холдинг 'Базовый элемент' ('Базэл') решил сам профинансировать достройку самолета Ан-140. В течение года 'Авиакор' пытался сделать это собственными силами, но не смог.

Лихарев утверждает, что 'Базэл' не собирается продавать свой авиастроительный бизнес, а надеется к 2006 г. сделать его рентабельным.



- Вы пришли в 'Базэл' из телекоммуникационной компании 'Голден Телеком', и вас поставили управлять самым проблемным активом холдинга - авиастроительным заводом. У вас есть опыт антикризисного управления?

- Как сотрудник 'Голден Телекома' я руководил реструктуризацией узбекской компании Naytov, активы которой были переведены в компанию Buzton (дочка 'Голден Телекома' в Узбекистане). Еще раньше я работал директором по маркетингу и сбыту Останкинского мясоперерабатывающего комбината и реструктурировал коммерческую службу этого предприятия, так что опыт подобной работы у меня есть. В 'Голден Телеком' я попал прямо из бизнес-школы.

- Вы часто меняете специализацию - пищевая промышленность, телекоммуникации, теперь авиастроение:

- Да, это были разные компании, но задача везде стояла одна: реструктурировать организацию, оптимизировать бизнес-процессы и заново наладить отношения с партнерами. Это и есть тот самый general management, который практически не зависит от технической специфики предприятия.

- Кто вас пригласил в 'Базэл'?

- Мы познакомились с гендиректором 'Базэла' Игорем Смолькиным на одном из мероприятий, организованном Профессиональной ассоциацией русскоговорящих выпускников ведущих школ бизнеса (CluMBA), в которой я занимаю одну из руководящих должностей. И когда у 'Базэла' возникла необходимость резко улучшить ситуацию на 'Авиакоре', думаю, это предварительное знакомство пришлось очень кстати.

- Для 'Базэла' авиастроительные активы далеко не основное направление бизнеса, более того, холдинг несколько раз заявлял о своем желании их продать. С чем связано ваше назначение? Речь идет о предпродажной подготовке?

- Для 'Базэла' 'не основных направлений бизнеса' не существует, и авиастроение не является исключением. Компания готова инвестировать в авиационный бизнес - как в авиаперевозки, так и в авиастроение. И я могу официально заявить, что 'Авиакор' продавать никто не собирается.

- Недавно в СМИ прошла информация о том, что авиакомпания 'Авиалинии Кубани' (контролируется 'Базэлом'. - 'Ведомости') заказала на 'Авиакоре' два самолета Ту-154. Значит ли это, что внутри холдинга будет создана новая связка - авиазавод и авиакомпания?

- 'Авиалинии Кубани' действительно покупают у нас два Ту-154. Все принципиальные моменты сделки согласованы, и контракт будет подписан в начале ноября, а производство мы начнем уже на следующей неделе. В дальнейшем мы планируем обсудить закупки 'Авиалиниями Кубани' и самолетов Ан-140, но для начала нам надо достроить первый такой самолет.

- Вы не первый менеджер 'Базэла', который пытается вывести 'Авиакор' из кризиса. Есть ли у вас рецепт выживания 'Авиакора'?

- Когда два месяца назад я получил в управление 'Авиакор', завод был в глубочайшем кризисе, практически в предбанкротном состоянии. Это был пожар, который нужно было срочно тушить, поскольку дальше так работать было невозможно. Сейчас у нас готов бизнес-план по конкретным направлениям - это программа Ан-140, программа достройки самолетов Ту-154, сервис и ремонт Ту-154.

Я не хочу давать пустых обещаний о том, что смогу очень быстро вывести завод на прибыльность - в нынешнем состоянии предприятия очень сложно делать длительные прогнозы. Но то, что завод будет работать и строить самолеты, - это точно. Все задачи пока обозначены максимум до конца 2005 г., а дальше будем ориентироваться по результатам выполнения программы-минимум. Думаю, что где-то к 2006 г. мы станем рентабельными.

- Принято считать, что задолженность 'Авиакора' настолько велика, что он не способен приносить прибыль своему собственнику и подлежит банкротству. Какова ваша оценка долга, какая сумма и на какой срок может быть реструктурирована?

- Задолженность очень значительная (по неподтвержденной информации, около 1 млрд руб. - 'Ведомости'). Основные кредиторы - это бюджеты всех уровней, персонал предприятия, поставщики товаров и услуг. Сейчас полностью урегулированы отношения с 'Самараэнерго' и 'Туполевым', с другими кредиторами переговоры продолжаются.

- При вступлении в должность управляющего директора 'Авиакора' вы говорили, что структура предприятия была запутанной и неэффективной. Вы имели в виду то, что часть финансовых потоков завода шла мимо кармана акционеров?

- Я имел в виду, что имеющиеся ресурсы расходовались крайне неэффективно. Не были оптимизированы производственные процессы, не решалась проблема избыточности активов. Фактически вырученные средства буквально пускались на ветер. И эти проблемы, вызванные несогласованностью действий отдельных менеджеров, неясным видением ситуации и неопределенными полномочиями и функциями, копились много лет. Сбытом, например, занимались сразу несколько начальников отделов - а в результате за продажи не отвечал никто. Примерно такая же ситуация была с управлением финансами.

- Что вам удалось сделать за несколько месяцев? Какие кадровые перестановки были сделаны?

- Нормализованы отношения с ключевыми заказчиками, партнерами и кредиторами. Упорядочена структура управления. Сменены директора по продажам, финансам, экономике и кадрам.

Мы уже освободились от большинства избыточных активов, которые не задействованы в авиастроительном бизнесе, вывели их в отдельную компанию 'ЦПЛ-Авиапортал'. Сейчас на балансе завода, не считая 'Авиапортала', осталось около 300 000 кв. м производственных площадей. После окончания программы концентрации производства планируем высвободить еще около 100 000 кв. м, но это будет позже, в 2005 г.

- Несколько самарских компаний выражали желание купить освобождаемые площади 'Авиакора'. Что это за компании и чем они планируют заниматься на этих площадях?

- У компании 'ЦПЛ-Авиапортал' на балансе находится 141 000 кв. м отдельных площадей, предназначенных для аренды или продажи. Несколько крупных самарских компаний заявляли о своем желании купить эти площади. Мы провели с ними переговоры, но пока нас не устроила предложенная ими цена. Сейчас переговоры приостановлены, мы решили пригласить компанию-оценщика, чтобы получить независимую оценку стоимости этих активов.

- В чем суть бизнес-плана по реструктуризации 'Авиакора'? Какие проекты будут свернуты? Будут ли ликвидированы многочисленные 'дочки' 'Авиакора'?

- 'Авиакор' будет продолжать все существующие направления бизнеса: достройку, ремонт и сервис Ту-154, строительство Ан-140. Возможно, в будущем появятся и другие варианты развития. Сейчас в авиационный холдинг компании 'Базовый элемент' входит несколько дочерних предприятий: 'Авиакор-Ремонт' (ремонт Ту-154), 'Авиакор-Сервис' (обслуживание Ту-154), 'Авиакор-Аэропорт', 'ЦПЛ Авиапортал' и 'Авиакор-Лидер'. Контрольный пакет во всех этих фирмах принадлежит 'Базовому элементу'. Также у нас создано совместное предприятие (50 на 50) 'МАП-140' с Харьковским государственным авиастроительным производственным предприятием (ХГАПП). В ближайшее время не предполагается юридической ликвидации дочерних предприятий, но по большинству из них новых сделок заключаться не будет, и все направления бизнеса будут собраны в центральной компании.

- Каждый новый руководитель 'Авиакора' при вступлении в должность обозначал дату окончания строительства Ан-140. Сколько не хватает денег на достройку, будут ли привлекаться средства и откуда?

- Невыполненных обещаний было действительно много. Однако я считаю, что сейчас ситуация изменилась кардинальным образом. В сентябре была утверждена программа достройки первого Ан-140. По плану мы должны поднять его в воздух в декабре 2004 г. Средства, достаточные для его достройки и проведения летных испытаний, уже выделены, в том числе 'Базэлом'. Частично они уже освоены. Мы окончательно договорились с ХГАПП о взаимодействии по этому проекту, в частности о поставке всех необходимых комплектующих. Пока остается проблема заключения лицензионного соглашения с АНТК им. Антонова на выпуск Ан-140. Я надеюсь, что эту проблему мы урегулируем до конца октября.

- То есть в декабре самолет взлетит?

- Есть план, есть ресурсы, и, если не вмешаются форс-мажорные обстоятельства, Ан-140 взлетит.

- Первый самолет будет передан авиакомпании 'Самара'?

- У нас пока подписан только протокол о намерениях, который ни к чему стороны не обязывает. Переговоры продолжаются. Спрос на Ан-140 есть, это очевидно. Сейчас кончается ресурс самолетов Ан-24, Як-40, Як-42, и на рынке небольших региональных самолетов остается фактически только Ан-140. Под него не нужно будет создавать инфраструктуру - принимать и обслуживать Ан-24 могут большинство аэропортов. Но потенциальные клиенты не готовы продолжать переговоры, пока не увидят первый полет Ан-140. Кредит доверия 'Авиакора', к сожалению, практически полностью растрачен, и его надо восстанавливать. Лучший способ для этого - поднять самолет в воздух.

- Сборка Ту-154 будет свернута? Есть ли контракты на досборку готовых планеров?

- Новых самолетов с нуля мы закладывать не будем. Сейчас на заводе осталось восемь неподконтрактных планеров. Два из них мы достроим для 'Авиалиний Кубани'. По поводу еще пяти ведем переговоры с рядом заинтересованных компаний.

- Эксперты утверждают, что ремонт Ту-154 - самый прибыльный и жизнеспособный проект на 'Авиакоре'. Намерен ли 'Базэл' развивать это направление бизнеса?

- Действительно, доходы от ремонта и сервиса Ту-154 сейчас приносят около 60-70% от общей выручки завода. Это стабильный и устоявшийся бизнес. Поэтому мы будем поддерживать его, пока он приносит деньги, но одновременно запускать и новые проекты типа Ан-140.

- Вы озвучивали идею привлечения иностранного инвестора для строительства грузового терминала на базе внутреннего аэропорта 'Авиакора'. Сейчас ведутся переговоры по этому поводу?

- Аэродром готов принимать любые типы самолетов. Сейчас мы поддерживаем его в минимально рабочем состоянии за счет собственных средств завода. Но для нас это избыточная нагрузка, поэтому мы готовы продать аэродром с условием сохранения за 'Авиакором' права пользования им.

- У вас есть конкретные предложения от инвесторов?

- Мы готовы рассматривать любые варианты, но реального предложения, из которого было бы ясно, на чем будут делаться деньги и как это 'отобьется', нам до сих пор не поступало. Пока все ограничивается только предложениями сделать дорогой бизнес-план.

- А итальянские инвесторы? Что это за компания и на каком этапе сейчас переговоры?

- Переговоры продолжаются. Был период затишья, связанный со сменой менеджмента завода. Но в начале ноября мы ожидаем визита на завод представительной делегации.



БИОГРАФИЯ

Сергей Лихарев
родился в Москве в 1964 г. В 1987 г. окончил физический факультет МГУ, кандидат физико-математических наук. В 1993 г. начал свою карьеру в бизнесе со стратегического консалтинга в фирмах Cannon Associates и Coopers & Lybrand. В 1997 г. перешел в холдинг 'Интеррос', где занимал в том числе должность директора по маркетингу и сбыту Останкинского мясоперерабатывающего комбината. В 2000 г. получил степень MBA в Cornell University (США), после чего четыре года работал в компании Golden Telecom сначала коммерческим директором, а потом президентом дочернего предприятия Buzton в Узбекистане. После узбекского проекта принял предложение 'Базового элемента' стать генеральным директором самарского авиационного завода 'Авиакор'.



О КОМПАНИИ

Завод 'Авиакор - Авиационный завод'
контролируется холдингом Олега Дерипаски 'Базовый элемент' ('Базэл') c 1999 г. За это время на заводе сменилось три гендиректора - Андрей Карклин, Владимир Белогуб и Геннадий Плотников. Весной 2003 г. 'Базэл' попытался продать 'Авиакор' за $16 млн, но желающих купить его не нашлось. Летом 2003 г. 'Авиакор' и 'дочка' Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) учредили совместное российско-украинское предприятие 'МАП-140' для серийной сборки на самарском авиазаводе регионального турбовинтового самолета Ан-140.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer