Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Валентин Дудин:
"штурман, эксперт по безопасности полетов ": ""Полет с vip-персоной приводит к "летной невменяемости""


Январь 2004 года Елена Лория, Известия


Приговор, вынесенный Красноярским краевым судом вертолетчикам Тахиру Ахмерову и Алексею Куриловичу, вызвал недоумение у многих авиаторов - почему людей, чудом выживших в катастрофе и ставших инвалидами, приговаривают к лишению свободы. Впрочем, крайними пилоты оказываются практически после каждого расследования авиакатастрофы.

Валентин Дудин
Полковник ВВС Индонезии Хари Мульено потомственный офицер. В 1976 г. закончил летное училище ВВС Индонезии. В 1980 г. - Военную академию Вооруженных сил Индонезии. С 1980 г. служил пилотом. В 1986-1988 гг. - пилот-инструктор. В 1988-1995 гг. занимал различные командные должности на авиабазах и в главном штабе ВВС Индонезии. В 1995 г. закончил курсы пилотов в Лондоне. В 1998 г. назначен главой операционного центра штаба ВВС. В 1999-2000 гг. проходил подготовку для поездки в Россию на должность военного атташе Индонезии в Москве. С 2000 по 2003 г. - военный атташе Индонезии в России.

Приговор, вынесенный Красноярским краевым судом вертолетчикам Тахиру Ахмерову и Алексею Куриловичу, вызвал недоумение у многих авиаторов - почему людей, чудом выживших в катастрофе и ставших инвалидами, приговаривают к лишению свободы. Впрочем, крайними пилоты оказываются практически после каждого расследования авиакатастрофы. О том, почему так происходит, эксперт по безопасности полетов штурман Валентин ДУДИН рассказал обозревателю "Известий" Елене ЛОРИЯ.

- Валентин Иванович, почему практически после каждой катастрофы, часто даже до окончания расследования, виновными объявляют пилотов?

- Пилотам предъявили уже ставшее традиционным для таких авиа-ЧП обвинение - в нарушениях правил полета, приведших к тяжелому исходу с гибелью людей. Оно было сформулировано исходя из содержания и выводов акта комиссии, расследовавшей эту катастрофу, а также следственных действий сотрудников краевой прокуратуры.

- Значит, у комиссии, тем более такого высокого уровня, были основания обвинять в катастрофе пилотов?

- Комиссии был придан статус государственной, ее возглавил министр Шойгу. Но, к сожалению, многолетний опыт расследования "громких" авиакатастроф свидетельствует о том, что государственный уровень комиссий и их высокое руководство далеко не всегда обеспечивают эффективное и принципиальное выяснение всех обстоятельств и причин случившегося. Наиболее яркий пример такого рода - расследование катастрофы Гагарина-Серегина. Расследование возглавил заместитель председателя Совмина СССР Смирнов. Но оно так и закончилось ничем. Кстати, в пункте 12 современных "Правил расследования авиационных происшествий", принятых в 2000 году, сказано, что комиссию должно возглавлять "...только лицо, имеющее летное образование".

- Но у Шойгу нет летного образования...

- Нет. Поэтому с самого начала работа комиссии велась не оптимально.

- Это не первая катастрофа с вип-пассажирами на борту. При расследовании катастрофы вертолета этот факт как-то учитывался?

- Нет, конечно! Отсутствие в составе комиссии квалифицированного авиационного психолога-практика не позволило сделать в заключительном акте акцент на том, что вылет с вип-пассажирами существенно отличается для экипажа от рутинных полетов с обычными людьми. В таких полетах очень часто превалируют не потребности безопасности полетов, а прежде всего стремление доставить вип-персону в заданный пункт во что бы то ни стало. Об этом, кстати, прекрасно написал шеф-пилот Бориса Ельцина. Мне кажется, можно говорить о таком феномене, как "летная невменяемость" экипажа, который действует даже в угрозу самому себе, не отдавая в этом отчета или подавляя чувство осторожности. Но комиссия "не заметила" этого неприятного, но очевидного момента.

- Это единственное, что было "не замечено" при расследовании?

- Нет. Расследователи умолчали о том, что правила полетов были нарушены не только экипажем, но и вышестоящим руководством. Почему никто не обеспечил безопасность этого полета? Почему не было даже попытки организовать заблаговременный ознакомительный вылет на сложную высокогорную площадку? Ведь экипаж, ни разу не летавший до этого по данному маршруту, не имея других ориентиров, шел вдоль шоссе Абакан - Кызыл, проходившего через перевал. А почему не была произведена разведка погоды другим вертолетом? Почему не был доставлен к месту посадки вертолета диспетчер с радиостанцией? В общем, на скамье подсудимых рядом с пилотами вполне мог бы посидеть кто-то из местных авиационных начальников. Если бы обвинение предъявили не только пилотам, это послужило бы хорошим уроком и для других. И тогда, может быть, при организации вылета с Камчатки сахалинского губернатора Игоря Фархутдинова не повторилась бы почти один в один эта ситуация. Ведь и этот экипаж по сути принудили к грубейшим нарушениям правил полета.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8Zhw
YouDo: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/geo/odintsovo/, лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer