Более половины личного состава Космических войск - офицеры и прапорщики. Это самые что ни на есть профессиональные войска. В то же время социальные заботы и проблемы здесь не отличаются от тех, что беспокоят людей, к примеру, в Сухопутных войсках, РВСН или на флоте. А высокий интеллектуальный потенциал и вообще специфика 'космоса в погонах' требуют применения, что называется, высоких технологий и в деле воспитания. Есть ли таковые на вооружении воспитательных структур Космических войск, какими методами удается здесь в нынешних трудных условиях поддерживать приемлемый уровень морально-психологического состояния людей? Об этом рассказывает заместитель командующего Космическими войсками по воспитательной работе доктор педагогических наук генерал-лейтенант.
- Войска создавались, как известно, на основании Указа Президента Российской Федерации, - начал разговор Иван Егорович. - Нам при переходе из РВСН в Космические войска пришлось заново создавать управление воспитательной работы, потому что его попросту не было. Были я и мой заместитель...
В Космических войсках солдат и сержантов, проходящих службу по призыву, - не более пятидесяти процентов. А потому должен быть и несколько иной взгляд на саму проблему воспитания. Обратились за помощью к ученым. В Военно-космической академии имени Можайского сегодня нам помогли разработать научную базу системы воспитания, в особенности офицерского состава. Безусловно, это потребовало времени, но в итоге мы имеем сегодня солидную научную базу для работы.
В настоящее время у нас есть полноценное управление воспитательной работы, состоящее из трех отделов и психологической службы. Психологическая служба в ее нынешнем виде - это совершенно новое направление нашей работы. Психологи способствуют оздоровлению обстановки в подразделениях, оказывают психологическую помощь, совместно с медицинскими работниками выявляют группы риска и т.д. Такой факт. В Космических войсках около 300 военнослужащих состоят в группе динамического наблюдения.
Может возникнуть закономерный вопрос: не зря ли мы тратим государственные деньги и время на тех, кто, к примеру, ведет нездоровый образ жизни? Хорошо, а если у офицера семья, двое детей... К тому же мы его подготовили, на государственные средства дали высшее образование. Мы можем и должны помочь ему. Конечно, если после принятых мер воздействия пошли рецидивы, тогда прощаемся навсегда.
Это к вопросу об особенностях воспитательной работы в Космических войсках: у нас большее внимание уделяется офицерам. Возьмем особенности морально-психологического обеспечения, к примеру, запуска космического аппарата. Психолог и заместитель командира по воспитательной работе должны знать, сколько раз человек участвовал в запусках, какой у него опыт работы, уровень квалифицированности, как он провел дни и ночи перед запуском... Нелишне и напоминать человеку, что за его плечами огромная ответственность.
- А какова система отбора военнослужащих, проходящих службу по призыву? Ведь они и в запусках участвуют.
- Первая задача - 'отсеять' по максимуму непригодных еще в военкомате. Вторая - разумно распределить новобранцев по подразделениям согласно специальностям. Есть разные группы допуска. В соответствии с этим надо решить, кого допустить к энергоустановкам, кого - к караульной службе... На боевое дежурство - особый подбор людей. Осуществляется он комплексно: командирами, воспитателями, психологами, медиками.
К сожалению, очень не хватает полностью психологически и физически подготовленных к службе солдат. Девять из десяти призывников, как правило, 'отсеиваются'.
- В Космических войсках довольно много офицеров, призываемых из запаса. Что делается для того, чтобы 'двухгодичники' переходили из переменного состава в кадровый?
- Вопрос очень серьезный. Действительно, многие остаются. Тут важна адаптация: как человек освоит специальность, впишется в уклад нашей жизни... Разумеется, ему нужна помощь воспитателя, психолога, всего офицерского коллектива. Многое зависит от того, как офицер устроился, где живет. Ведь сегодня солдат в казарме порой живет в лучших условиях, чем офицер...
- Иван Егорович, вы окончили филологический факультет университета и на два года призвались командиром взвода в РВСН. Как вам помогли найти призвание и надолго связать жизнь с армией? Нашлись достойные учителя, люди, с которых хочется брать пример?
- Конечно. Я вспоминаю своего замполита, командира полка (он сейчас работает в Государственной Думе). Помню, как я водил своих солдат в театр еще лейтенантом, а они не очень интеллигентно выражали свои эмоции. На следующий день я читал им правила поведения в общественных местах. Меня услышал командир полка и... два часа читал 'лекцию' по Уставу, знания положений которого мне действительно тогда не хватало. Таким вот образом он скорректировал мой подход к работе с личным составом.
А вообще встречалось немало людей, которым и сейчас хочется подражать. Со своими наставниками я поддерживаю связь. Они у меня, к слову, были не только на этапе офицерского становления. Например, командующий армией генерал-лейтенант Иван Васильевич Вершков. Я, будучи его замом, в звании подполковника собирался уходить из армии, когда упразднили институт замполитов. Передо мной остро встал вопрос: нужна ли моя работа Родине? Он меня остановил, и я проработал с ним пять лет, ощущая свою полезность. Или генерал-полковник Юрий Федорович Кириллов, ныне начальник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. Исключительный человек. Я у него недолго проработал, всего полгода, но многому научился. Мы сохранили дружеские отношения, советуюсь с ним постоянно...
- К вопросу: кто придет на смену? В Санкт-Петербурге, рядом с Военно-космической академией, находится Космический Петра Великого кадетский корпус. Вероятно, его воспитанникам предстоит стать в будущем костяком офицерского корпуса Космических войск. Как вы работаете с подрастающим поколением?
- В первую очередь тщательно отбираем командиров-воспитателей, психологов. Критерии отбора? Например, чтобы служить в кадетском корпусе, офицер-воспитатель сам должен иметь сына, быть увлеченным человеком.
Воспитанники обучаются в корпусе 4 года, выпускные экзамены там являются вступительными в 'космические' вузы. И четыре года мы сопровождаем этих детей, прививаем традиции. Они находятся под постоянной опекой воспитателей, так что наверняка кто-то из кадетов сам в будущем станет воспитателем. Тем более что теперь у нас появилась, как говорится, база воспроизводства: в прошлом году в Военно-космическую академию поступили первые 27 курсантов, которые будут выпускаться замами по воспитательной работе. Их подготовке мы уделяем самое пристальное внимание.
- Во всех гарнизонах Космических войск ведется активная работа с семьями военнослужащих. Вы ее направляете, координируете?
- Да, к примеру, не так давно мы собирали инструкторов по работе с семьями, о чем широко рассказывала 'Красная звезда'. Они прибыли из всех гарнизонов, перед ними выступили командующий, его заместители, начальники управлений, мы провели ряд занятий. Состоялся обмен опытом. Инструкторы - люди специально подобранные и находящиеся на штатных должностях. Представляете, какое огромное влияние они оказывают на моральный климат гарнизона: работают с детьми, выпускниками вузов, с молодыми семьями... По большому счету эта работа помогает снять социальную напряженность.
- А удается ли вам как-то влиять на решение социальных проблем?
- Очень сложный спектр проблем. На первом плане - жилищная. У нас около 8.000 бесквартирных. И здесь важны справедливость в распределении, контроль за соблюдением очередности. Обычно офицеры-воспитатели входят в жилищные комиссии.
Сегодня уже можно говорить о том, что мы имеем определенные рычаги влияния. Наше управление состоит из двадцати человек. А всего в Космических войсках около 900 офицеров-воспитателей. Они работают, можно сказать, на стыке самых разноплановых проблем. На своем уровне я, конечно, также вникаю в них как член военного совета.
Продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовой базы обеспечения социальной защиты военнослужащих, особенно несущих боевое дежурство. Совершенствуется взаимодействие с местными органами власти в интересах решения социальных проблем. Совместно с главами администраций мест дислокации и субъектов Российской Федерации реализуется ряд социальных проектов в интересах военнослужащих. Оказываются адресная помощь и поддержка молодым и малообеспеченным семьям. Несмотря на имеющиеся трудности, принятыми мерами удалось, например, обеспечить жильем всех выпускников вузов 2002 года, а это более 1.000 молодых офицеров.
И еще. В войсках трудится немало ветеранов, прошедших большую школу службы в Вооруженных Силах. Невозможно представить ни одного мероприятия без участия межрегиональной общественной организации 'Союз ветеранов Космических войск', которая в июле была зарегистрирована в Минюсте России на правах Общероссийского союза общественных объединений. Она уже сегодня позволяет более качественно решать целый спектр задач, связанных с военно-патриотическим воспитанием.
Космические войска считаются невоюющими в том плане, что личному составу не приходится вступать в боестолкновения. А между тем, к примеру, в Таджикистане, где размещен оптико-электронный комплекс 'Окно' системы контроля космического пространства, наши люди и сегодня буквально не выпускают из рук оружия. Именно там несколько лет назад в бою с бандитами погиб смертью храбрых заместитель командира части по воспитательной работе майор Белимов. В городе Нуреке его именем названа улица... На таких вот примерах мужества и героизма и стараемся воспитывать молодежь - будущее Космических войск России.