Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей РАЗОВ:
"Разрушить визовую стену между Европой и россиянами "


Июль 2003 года Катерина ЛАБЕЦКАЯ , Время Новостей


Сергей РАЗОВ
Николай Федорович Никитин родился 1 января 1950 г. в деревне Орудьево Дмитровского района Московской области в семье военнослужащего. В 1973 г. окончил Московский авиационный институт по специальности "инженер-механик по самолетостроению". С 1973 по 1997 г. работал в "ОКБ Сухого", где прошел путь от инженера до заместителя генерального конструктора. В 1997-1999 гг. - первый заместитель гендиректора АВПК "Сухой". В феврале 1999 г. постановлением правительства РФ назначен генеральным директором - генеральным конструктором ВПК "МАПО" (в декабре 1999 г. переименовано в РСК "МиГ"). Лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, заслуженный конструктор РФ, кандидат экономических наук.

Сегодня в Москву с рабочим визитом прибывает Сильвио Берлускони, премьер Италии, которая во второй половине этого года председательствует в Евросоюзе. Москва пытается добиться от ЕС того, чтобы в ближайшем будущем российские граждане смогли выезжать в европейское сообщество без виз. Дальнейшие подвижки в этом Москва связывает и с председательством Италии, поскольку с этой страной у России складываются традиционно хорошие отношения.

Сейчас МИД России ведет работу по упрощению процедуры получения виз с перспективой выхода на безвизовый режим. Об этом спецкор газеты 'Время новостей' Катерина ЛАБЕЦКАЯ беседует с заместителем министра иностранных дел России Сергеем РАЗОВЫМ. Разговор начался с вопроса, способствует ли действующая схема калининградского транзита, часто называемого экспертами пилотным проектом безвизового режима России с ЕС, поиску компромисса на шенгенском пространстве.

-- Мы нашли устроивший всех вариант транзита российских граждан из одной части Российской Федерации в другую через территорию государства -- будущего члена ЕС (Литвы. -- Ред.). Тем самым мы одновременно решили ряд других задач. Ратифицировано в обеих палатах Федерального Собрания и утверждено президентом соглашение с Литвой о реадмиссии (о возврате в Россию из-за рубежа нелегальных мигрантов. -- Ред.). С 20 августа оно вступит в силу. Это действительно пилотный проект, у нас ни с одним другим государством мира нет соглашения о реадмиссии.

Переговоры о реадмиссии начаты и с Евросоюзом, достигнуто понимание относительно содержательной стороны этого соглашения.

-- Подписание соглашения о реадмиссии с Литвой при отсутствии такового с другими странами не обременит нас чужими мигрантами?

-- По этому соглашению никто из Литвы в Россию автоматически возвращаться не будет. Разработан четкий механизм приема и передачи лиц органами внутренних дел. Должно быть документально доказано, что незаконный мигрант прибыл в Литву именно с российской территории. Возврату не подлежат граждане соседних с Литвой стран, даже если они прибыли из России. Исходим из того, что ежегодный возврат незаконных мигрантов в Россию из Литвы не превысит нескольких десятков человек.

Предстоит работа и на 'миграционно опасных' для России направлениях. Например, наша граница с Казахстаном протяженностью более 7 тыс. км по существу неохраняемая, прозрачная. Надо совместно думать, как решать проблему.

-- Согласившись на калининградский транзит, ЕС модифицировал Шенгенские соглашения. Подобное политическое решение ожидается и по безвизовому режиму ЕС--Россия?

-- Прошлой осенью президент Путин предложил руководителям государств ЕС и председателю КЕС (Еврокомиссии. -- Ред.) Романо Проди подумать о перспективе перехода на безвизовой режим взаимных поездок граждан России и ЕС. Ведь если сообща строить единую, демократическую Европу без разделительных линий и искусственных барьеров, то прежде всего надо снимать барьеры в общении между людьми. Если Россия официально заявляет о своем европейском выборе и большинство государств Европы, ЕС как организация признают Россию неотъемлемой частью Европы, а последний саммит в Санкт-Петербурге еще раз наглядно это подтвердил, то надо думать, как снимать эти барьеры. У ЕС почти с 45 странами, в том числе с весьма отдаленными Панамой, Боливией, Гондурасом, Эквадором, есть соглашения о безвизовом режиме.

-- ЕС не наркотрафик страшит, а россиянин?

-- С этого аргумента, кстати, мы начинали переговоры по калининградскому транзиту.

В ответ на письмо президента Путина о введении безвизового режима никто не сказал 'нет'. Общее мнение: это очень сложная, долгосрочная задача. Мы прекрасно понимаем это и сами. Но, чтобы реализовать эту идею, нужна политическая воля и смелость. Важно, что в Санкт-Петербурге была четко обозначена цель перехода в перспективе к безвизовым поездкам граждан России и ЕС. Над этим мы и работаем.

-- Что Россия должна реально предпринять?

-- В краткосрочном плане -- внесение изменений либо поиск гибкостей в шенгенском и российском законодательствах, которые, пока не отменяя визы, значительно упростили бы их получение по процедуре, срокам, стоимости и категориям граждан, их получающих.

В долгосрочном плане -- обустроить свои границы, усовершенствовать миграционный и пограничный контроль, урегулировать вопросы реадмиссии. А это потребует немалых организационных, технических, финансовых затрат.

-- И все за наш счет?

-- В деталях разговор на эту тему еще не ведется. По калининградскому транзиту, например, на начальном этапе реализации новой схемы Брюссель предоставил Литве 12 млн евро. У ЕС для этого есть фонды. Но Литва в отличие от России будущий член Евросоюза.

-- У итальянцев в вопросе предоставления виз россиянам уже какие-то послабления есть?

-- С отдельными странами ЕС (сейчас их 15, будет 25) ситуацию можно варьировать. Например, в Литву по соглашению о взаимных поездках граждан жители Калининградской области могут ездить по многократным годовым бесплатным визам, без приглашения. Подобное соглашение прорабатывается и с Польшей. Идет разговор с Германией об упрощении на основе взаимности визовых процедур. Предложения на этот счет могут быть наработаны МИД и МВД уже к намеченному на осень очередному российско-германскому саммиту. Консультации о подписании соглашений о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам идут с Италией и рядом других стран. ЕС многолик, с каждой отдельной страной даже в рамках единых шенгенских требований можно работать.

-- Глава Еврокомиссии Романо Проди еще в феврале обещал Владимиру Путину создать совместную рабочую группу по безвизовому режиму. Ее нет. Можно ли верить прогнозу Проди, что через пять лет безвизовый режим между Россией и ЕС будет введен?

-- Заявление председателя Комиссии ЕС мы, разумеется, поддерживаем, и его энтузиазм разделяем. И только приветствовали бы выход на такое совместное решение к 2007--2008 году.

Мы по-прежнему настаиваем, чтобы была создана и скорее заработала специальная совместная рабочая группа. К сожалению, при переходе с высокого политического уровня на бюрократический договоренности нередко 'растворяются'.

-- А скоро ли начнутся безвизовые поездки по синим служебным паспортам?

-- С литовцами с августа планируем начать переговоры по межправительственному соглашению о взаимных безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам. Эту же тему обсуждаем с поляками, итальянцами.

-- Советом сотрудничества Россия--ЕС договоренность по синим паспортам была достигнута еще в апреле в Люксембурге?

-- В Люксембурге в целом шла речь об упрощении режима взаимных поездок. Синие служебные паспорта -- только часть проблемы. Мы ставим ее гораздо шире. Предлагаем максимально упростить выдачу виз школьникам, студентам, представителям деловых кругов, деятелям науки и культуры, лицам, направляющимся на лечение. Речь идет о многих категориях граждан.

-- Что мешает созданию рабочей группы?

-- Формальные препоны: в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве Россия--ЕС упомянута подгруппа по вопросам юстиции и права. Брюссель предлагает разговаривать в ее рамках. Мы же считаем целесообразным создание специальной группы для решения в комплексе поставленной руководством задачи. Пока полного понимания на этот счет нет, но какой-то формат в ближайшие месяцы мы найдем.

-- Движение к безвизовому режиму тормозит именно отсутствие рабочей группы?

-- Отчасти. Разговор по Калининграду тоже начинался с разногласий по формату совместной работы. Начальная фаза переговоров развивалась в точном соответствии с законами евклидовой геометрии, когда параллельные плоскости -- позиции сторон -- не пересекаются. И только позже заработали правила геометрии Римана -- в конечном счете даже параллельные плоскости пересеклись, но для этого потребовалась политическая воля, желание договориться, адекватный учет взаимных озабоченностей. Оказалось, что можно и 'священную корову' -- шенгенские соглашения -- модифицировать. Принципиально важно, что политическая задача относительно безвизового режима взаимных поездок граждан зафиксирована в решениях саммита Россия--ЕС.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5Vrv
Рекомендуем: https://youdo.com/lawyer/realestate/, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer