Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Иан ХАТЧИСОН:
"Личный досмотр"


Июль 2003 года Ольга Дмитриева., Российская газета


Британия ужесточает проверку на авиадорогах

Иан ХАТЧИСОН
Николай Федорович Никитин родился 1 января 1950 г. в деревне Орудьево Дмитровского района Московской области в семье военнослужащего. В 1973 г. окончил Московский авиационный институт по специальности "инженер-механик по самолетостроению". С 1973 по 1997 г. работал в "ОКБ Сухого", где прошел путь от инженера до заместителя генерального конструктора. В 1997-1999 гг. - первый заместитель гендиректора АВПК "Сухой". В феврале 1999 г. постановлением правительства РФ назначен генеральным директором - генеральным конструктором ВПК "МАПО" (в декабре 1999 г. переименовано в РСК "МиГ"). Лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, заслуженный конструктор РФ, кандидат экономических наук.

После трагических событий 11 сентября система авиационной безопасности во всем мире была поставлена буквально на дыбы, с тем чтобы максимально ужесточить фильтрацию пассажиропотока и грузопотока и не пропустить на борт подрывной элемент. Какие конкретно меры принимаются сегодня службой безопасности?

Насколько сильно страдает от ужесточения проверки рядовой добропорядочный пассажир? Кого и на каком основании подвергают личному досмотру и можно ли его избежать?

Об этом наш лондонский корреспондент беседует с директором службы безопасности Управления британских аэропортов (BAA) Ианом ХАТЧИСОНОМ.

- Британия относится к числу тех стран, которые рассматриваются как наиболее вероятная мишень потенциальной крупномасштабной террористической атаки. Подобного рода теракт может быть осуществлен в том числе и методом захвата воздушных судов. В Хитроу, являющемся самым крупным по числу авиаперевозок аэропортом планеты, уже прибегали в начале года к самым крутым превентивным мерам - вводили войска. Именно такое состояние повышенной "боевой готовности" является сегодня буднями служб авиационной безопасности?

- Теракты, происшедшие 11 сентября, заставили авиационные службы во всем мире максимально туго затянуть "ремни безопасности" и произвести в ряде случаев кардинальные изменения. И в этом смысле британские службы - не исключение. Перестройку в системе авиационной безопасности мы начали на целое десятилетие раньше остальных: вынудил нас к этому трагический инцидент в небе над Локэрби (теракт от 21 декабря 1988 года со взрывом самолета авиакомпании "ПанАмерикэн" ливийскими террористами над шотландской деревней Локэрби. Погибли 270 человек. - О.Д.). Но после 11 сентября мы вместе с остальными также ввели целый ряд дополнительных мер.

Нынче ежегодно мы тратим на безопасность британских аэропортов около 165 миллионов фунтов стерлингов, хотя очевидно, что усиленная разработка новой техники отслеживания или, например, звучащие сегодня призывы со стороны международных организаций увеличить инвестиции в подготовку персонала для служб безопасности аэропортов, заставят нас наращивать затраты.

- В Британии служба авиационной безопасности - это частный бизнес, не так ли?

- Да, в отличие от большинства других стран мы - частная организация, так как в конце 80-х британская служба аэропортов ВАА, отвечающая за перевозку около 200 миллионов пассажиров в год, была приватизирована. Сие, помимо прочего, означает, что госказна Соединенного Королевства не отпускает средства на нужды авиационной безопасности и эти средства мы находим сами. В этом плане мы значительно отличаемся, скажем, от США, где ведомство, отвечающее за безопасность аэропортов, находится в федеральном управлении, или от многих других стран, в которых за безопасность гражданских аэропортов отвечают полиция или государственные агентства и организации.

Тем не менее наша деятельность регулируется правилами и нормативами, разработанными министерством транспорта, и надзор за нами правительственных инспекторов настолько плотен, что присутствие их в наших аэропортах в буквальном смысле слова каждодневное.

- Какие новые меры введены в последнее время в целях усиления безопасности?

- Начну с того, что мы "подозрительно" относимся сегодня не только к пассажирам. Мы ввели обязательную проверку всего персонала аэропортов - в случае с Хитроу это около 60 тысяч человек, - исследуя их послужной список и характеристики с мест предыдущих служб на протяжении последних пяти лет. С 1 июля этого года мы также стали выяснять, не привлекались ли они в прошлом к уголовной ответственности. Касается это не только новичков, но всех без исключения наших сотрудников.

Кстати сказать, в отличие от подавляющего большинства других стран мира в Британии меры безопасности требуют осуществлять досмотр любого сотрудника аэропорта, входящего в "закрытые" зоны аэропорта, а это означает, что мы регулярно подвергаем физическому или, как принято это называть, личному досмотру примерно четверть нашего многотысячного персонала и принадлежащий им багаж.

Недавно мы стали применять разработанную нами тактику многосторонней оценки угрозы, когда все службы гражданской авиации, начиная от наземных и заканчивая непосредственно воздушными экипажами, представляют свои соображения относительно наличия потенциальной лазейки в системе безопасности, указывая на наиболее рискованные места и внося свои предложения о том, как предотвратить потенциальную угрозу.

После трагических событий 11 сентября за регулирование вопросов безопасности взялся Евросоюз, введя единые правила для входящих в него стран. В частности, было принято положение, обязывающее все аэропорты обзавестись оборудованием, позволяющим проверить весь идущий на борт багаж. Мы в Британии ввели подобную проверку в семи наших аэропортах еще в 1997 году опять же как следствие усиления безопасности после того, что случилось в небе над Локэрби.

- Насколько совершенна эта проверка при сегодняшнем уровне оборудования?

- Сейчас мы начинаем осваивать скрининговую систему нового поколения. В частности, в настоящее время у нас проходят испытания рентгеновские аппараты, которые дают трехмерное изображение багажа, позволяя тем самым видеть его содержимое как бы изнутри, что значительно увеличивает качество досмотра. К концу нынешнего года мы надеемся заменить всю нашу сегодняшнюю технику, просвечивающую багаж, на аппараты нового поколения. Однако вопрос ведь не только в совершенстве рентгеновской аппаратуры, но и в квалификации самого "рентгенолога". С 1 апреля нынешнего года по рекомендации британского правительства была введена общенациональная система тестирования всех кандидатов, намеренных работать на досмотре багажа в аэропортах страны. Работу получат только те, кто успешно прошел тесты, а не просто подтвердил свою квалификацию однажды полученным дипломом. Более того, через подобное тестирование сотруднику отныне предстоит проходить ежегодно.

- А как изменился сегодня досмотр пассажиров?

- В большинстве стран Евросоюза проверка пассажиров по-прежнему ограничивается пропуском через "ворота", реагирующие на металл. К сожалению, подобного рода аппаратура не позволяет обнаруживать предметы иного рода, именно поэтому в настоящее время разрабатывается техника, реагирующая на более широкий спектр материалов. Но в Британии пассажиру надо быть готовым и к возможному личному досмотру, ибо такая проверка также предписывается нашими правилами. Иногда это, увы, вызывает конфликтные ситуации, потому что далеко не все граждане терпимо относятся к тому, что их "прощупывают" методом прямого физического контакта.

Что касается изменений, то могу сказать, что сегодня мы стали особое внимание обращать на обувь пассажиров - после того знаменательного случая, когда в подошве одного потенциального террориста была обнаружена взрывчатка. Сегодня мы просим пассажиров более детально продемонстрировать содержимое своих карманов, чаще, чем раньше, проводим личный досмотр.

- Как вы определяете, кого "лично досматривать", а кого нет? Вот сейчас ходят слухи, что с особым пристрастием во всех аэропортах досматривают арабов, это правда?

- Нет, неправда. Мы не ведем личный досмотр по национальному признаку, это было бы противозаконно. Мы просто досматриваем, что называется, наугад. Хотя есть ряд моментов, которые нас могут насторожить. Например, если пассажир, направляющийся в теплые края в июле, почему - то обут в толстые зимние ботинки или налицо какая - то иная несуразица, мы можем обратить на него особое внимание. Точно так же, как правило, объектом досмотра для служб безопасности аэропорта является излишне нервничающий пассажир... Одним словом, глаз секьюрити наметан на ряд чисто внешних признаков, которые заставляют на всякий случай внимательнее отнестись к данному путешественнику. Но на глаз, даже самый опытный, полагаться не всегда надежно, ибо не существует типичного портрета террориста и события 11 сентября доказали это: ведь все те, кто захватил самолеты, не привлекались никогда ранее к уголовной ответственности, они все имели места в салонах первого класса, то есть внешне являли собой респектабельную публику.

В любом случае методом физического досмотра можно проверить лишь небольшую часть пассажиров. Для того же, чтобы детально досмотреть всех, нужна более совершенная техника. Сейчас в стадии разработки находятся кинетические системы, позволяющие видеть человека фактически раздетым, а стало быть, и обнаруживать скрытое на его теле, под одеждой. С введением этих систем- кстати сказать, очень дорогих - отпадет нужда не только в физическом досмотре, но и в сегодняшних рентгеновских аппаратах.

Другое дело, что опять же не все пассажиры с одобрением отнесутся к перспективе виртуального стриптиза в аэропорту.

- А кто будет оплачивать столь дорогостоящую технику нового поколения?

- В конечном итоге сами пассажиры и будут оплачивать, так как с удорожанием систем безопасности будут повышаться и цены на наши с вами билеты...

- Как вы относитесь к идее присутствия на борту каждого авиарейса воздушных "маршалов", то есть вооруженного сопровождения?

- Если правительство какой-либо страны посчитает их присутствие на авиарейсах своих компаний необходимым, как, например, правительства США и некоторых арабских стран, значит, оно усматривает в этом свой резон, исходя из степени риска в плане воздушных терактов для данной конкретной страны. Лично я не склонен приглашать вооруженную охрану на борт самолета.

- Почему?

- Потому что далеко не безопасно иметь оружие на борту. Всякое ведь может случиться... Есть, в конце концов, другие методы противодействия террористу, если он все же пробрался на борт. Например, блокировать двери пилотских кабин. К концу этого года по требованию Международной организации гражданской авиации (ИКАО) пилотские кабины будут закрыты на всех авиалиниях. На рейсах британских авиакомпаний это уже сделано. Следующим шагом, который предпринимает ИКАО, будет оборудование пилотских кабин бронированными дверями.

- И все же есть, наверное, во вверенной вам системе безопасности свое слабое звено? Где оно?

- Извините, но если бы даже я его и нашел, журналистам бы не "продал" эту информацию ни на каких условиях!

- А какой-нибудь самый забавный случай из практики продадите?

- Это, пожалуйста. Однажды служба безопасности - дело было не в Британии - проморгала пассажира, который пронес на борт бензиновый генератор. Представляете себе размеры этой штуковины?

Горячая пора московских аэропортов

Игорь Тихомиров, сотрудник пресс-службы аэропорта "Домодедово":

- Конечно, лето прибавило хлопот аэропорту. Пассажиропоток резко увеличился. Правда, предвидя это, аэропорт "Домодедово" еще в начале июня принял необходимые меры безопасности. Работа велась в двух направлениях: штатном и технологическом. Мы привлекли дополнительных штат сотрудников службы "Авиабезопасности", на летнее время их количество увеличилось примерно вдвое. Из технологических: установили дополнительные рамки, открыли несколько запасных. Приобрели новые приборы специального оборудования, среди них газоанализаторы, миниметаллоискатели и так по мелочи, правда, необходимой. Во всем остальном у аэропорта идет самая обычная работа.

Юрий Левин, начальник управления милиции аэропорта Шереметьево-2:

- Конечно, с наступлением поры отпусков пассажиропоток увеличился значительно. Желающих отдохнуть, навестить друзей или родственников летом всегда гораздо больше. Ну и работы прибавилось. А чтобы свести к минимуму риск возникновения чрезвычайных ситуаций, мы только увеличили количество работников, следящих за порядком. Это собственно говоря и главное.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer