Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Лебедев, президент Национального резервного банка :
"Россия не должна отказываться от производства самолетов"


Июль 2003 года Михаил Смирнов, RBC daily


В прошлый четверг состоялось очередное заседание правительства по вопросам развития авиационного комплекса, где было заявлено о том, что за последние два года авиационная промышленность России вновь стала развиваться и наращивать объем производства. Оптимизм правительства основывается на том, что в 2001 году объем производства авиационной техники увеличился на 10%, а в 2002 году - уже на 30%.

Александр Лебедев, президент Национального резервного банка
Ион Мирча Паску родился 17 февраля 1949 г. В 1971 г. закончил Академию экономики в Бухаресте, в 1989-м - Бухарестский институт политических наук. После свержения режима Чаушеску являлся экспертом по вопросам внешней политики ряда общественных организаций. В 1992-1993 гг. - профессор Национальной школы политических и административных исследований. С 1993 г. - статс-секретарь Министерства национальной обороны Румынии. С 1996 г. - депутат парламента, председатель комитета по обороне и внутренней безопасности. С 1997 г. - вице-президент СДПР. 28 декабря 2000 г. назначен министром национальном обороны Румынии. Женат, имеет трех дочерей.

В прошлый четверг состоялось очередное заседание правительства по вопросам развития авиационного комплекса, где было заявлено о том, что за последние два года авиационная промышленность России вновь стала развиваться и наращивать объем производства. Оптимизм правительства основывается на том, что в 2001 году объем производства авиационной техники увеличился на 10%, а в 2002 году - уже на 30%. В качестве инструментов стимулирования отрасли чиновники рассматривают консолидацию активов под управлением нескольких холдингов. Правда, реального движения в вопросе реструктуризации авиапрома практически нет, так как дальше концепций дело не идет, да и они пока недостаточно конкретны, чтобы привнести положительные изменения в динамику отрасли. Тем временем, если у военных авиастроителей есть небольшие экспортные заказы, то гражданское авиастроение в России постепенно угасает: серийное производство гражданских самолетов в России за последние 10 лет сократилось в 6-7 раз (до 5-12 самолетов в год). Как рассказал корреспонденту RBC Daily президент группы НРБ Александр Лебедев, если уже в текущем году не предпринять серьезных шагов, то на этой отрасли можно будет ставить крест. В НРБ совместно с рядом КБ и авиастроительными предприятиями разработали свою концепцию развития российской гражданской авиации, однако ее обсуждение в правительстве пока бойкотируется.

СПРАВКА: АКБ "Национальный Резервный Банк" был основан в 1994 году. Сегодня банк является одним из наиболее крупных инвестиционных коммерческих банков России, активы которого на 1 января 2003 года увеличились до 15,8 млрд. руб. Банк, входящий в состав НРБ-групп, принимает самое активное участие в финансировании реального сектора экономики: предприятий-экспортеров ТЭК и оборонной промышленности, АПК, судостроения, электроэнергетики, перспективных проектов в авиаиндустрии, включая строительство самолетов ИЛ-96 и ТУ-204 и их передачу в лизинг отечественным авиакомпаниям. В частности, банк является соучредителем лизинговой компании "Ильюшин Финанс" (владеет 44% акций), основным видом деятельности которой является приобретение и передача в лизинг современной авиационной техники отечественного производства. Под управлением "Ильюшин Финанс" сейчас находится Воронежский авиационный завод. НРБ владеет 28% акций "Аэрофлота" и рассматривает возможность приобретения акций других российских авиаперевозчиков (уже сделаны предложения "Газпрому" и РАО "ЕЭС" по возможному приобретению их авиакомпаний - "Газпром-Авиа" и "Авиаэнерго").

- Александр Евгеньевич, Вы присутствовали на заседании правительства по проблемам авиационного комплекса, где, как предполагалось, будет заслушана и Ваша концепция развития отрасли. Что происходило на заседании?

- В очередной раз было принято решение о том, что надо обязательно принять решение, теперь - до 1 сентября. Были отчеты о состоянии отрасли, даже оптимистичные, говорилось о том, что существует программа ее развития и она опять же успешно выполняется. Я не понял, что нужно государству - очередная концепция или самолеты. Остались в стороне наши предложения по созданию авиастроительной корпорации, их пришлось вновь в письменном виде передать на рассмотрение в правительство.

- В чем суть Ваших предложений правительству?

- Мы готовы использовать свои финансовые ресурсы (на сотни миллионов долларов) на восстановление серийного производства российских самолетов. Для этого нужно, чтобы государство передало компании "Ильюшин Финанс", где у государства есть доля, пакеты акций в ряде конструкторских бюро и предприятий в доверительное управление. "Ильюшин Финанс" развивает систему лизинга, по которой строящиеся самолеты будут предоставляться авиакомпаниям. Думаю, это будут конкурентоспособные воздушные суда по сравнению с западными, но нужно начать производить эти самолеты.

- Почему в правительстве не отреагировали на концепцию, подготовленную НРБ?

- А зачем это чиновникам? Ведь концепция уже частично реализована: под управлением "Ильюшин Финанс" находится Воронежский авиационный завод, КБ "Илюшин". Это заняло более двух лет. Теперь опять те же грабли - решение об Ульяновском авиазаводе и КБ "Туполев" постоянно откладывается. И никто не говорит ни "да", ни "нет". Самое удивительное в том, что между этой концепцией и программой правительства нет противоречий. Концепция просто более конкретна: она отвечает на те вопросы, которые только лишь поставлены в программе, по делу, самолеты производятся. Вместо этого в правительстве обсуждают идею создания новой лизинговой компании, которая будет обслуживать российские авиакомпании.

- У правительства есть альтернативные концепции развития предприятий авиационной промышленности. Возможно, оно выбирает лучшую?

- Да, концепция развития отрасли есть, наверное, у каждого из министров. Есть концепция у "Каскола" и Сергея Кириенко. Всего я насчитал порядка 10 концепций, но все они "секретные", и не очень понятно, откуда их авторы собираются взять деньги на восстановление производства.

- Традиционно концепция "Каскола" подразумевала концентрацию российских предприятий на производстве мелких комплектующих для западных авиакомпаний. Компания уже стала партнером Airbus по созданию инженерного центра в России, который займется созданием агрегатов и комплектующих для самолетов европейской компании. Каково Ваше отношение к такого рода предложениям?

- Рассматривать можно любые предложения, если они конкретны. Хотя роль поставщика запчастей мне лично не очень нравится. Зачем становиться поставщиком комплектующих, если можно собирать готовые самолеты. Такие предложения основываются на том, что наши самолеты неконкурентоспособны. Я готов принять на себя риски производства неконкурентоспособных самолетов, но этого мне сделать не дают.

- Не исключено, что Ваше стремление производить "неконкурентоспособные" самолеты будет оправдано тем, что НРБ, являясь акционером "Аэрофлота", может влиять на закупки техники? В прессе даже появлялись материалы о том, что "Аэрофлоту" уже сейчас буквально навязывают российские самолеты, а он не хочет их брать потому, что ему больше нравятся западные.

- Это не так, г-н Окулов разделяет мое мнение относительно конкурентоспособности российских самолетов. Версия о том, что, став акционером "Аэрофлота", мы будем усиленно переводить его на якобы некачественные самолеты, не выдерживает никакой критики. Это не работающая схема: глупо покупать неконкурентоспособный завод, чтобы сделать столь же неконкурентоспособной крупнейшую в России авиакомпанию.

- Какие российские самолеты Вы считаете перспективными?

- В данных условиях ставку нужно делать на ИЛ-96 и ТУ-204 и выбрать ближнемагистральный самолет - АН-148, ТУ-334.

- Каков Ваш прогноз о будущем решении правительства относительно Вашей или иной концепции развития отрасли?

- Может быть, произойдет чудо, и к 1 сентября правительство сможет представить более конкретную программу развития авиапрома. Если этого не произойдет, о гражданской авиации в России можно будет забыть. Конечно, можно сделать VIP-самолет для себя, обеспечив качественное техническое обслуживание, но это максимум. Есть такое ощущение, что в правительстве не понимают разницы между восстановлением серийного производства самолетов в России и производством 1-2 самолетов.

- А что НРБ намерен делать со своей долей в авиахолдинге, если правительство все-таки в качестве базового выберет Ваш вариант?

- Разумеется, нам было бы интересно увеличить свой пакет акций, работать над капитализацией акций компании.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAseF
Юду: http://courier.youdo.com/courier-services/services/mspb/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer