Крупнейшая в мире компания экспресс-доставки DHL меняет лицо. Отныне она намерена заниматься не только авиадоставками заказных посылок, но и обычными грузоперевозками. В начале этого года компания Deutsche Post World Net (DPNW) , входящая в Deutsche Postal Group, завершила приобретение 100% акций DHL International, выкупив их у ряда авиационных компаний и инвестиционных фондов. В будущем году DPNW намерена объединить под брэндом DHL Worldwide Express все свои бизнесы по логистике и экспресс-доставке - к DHL International будут присоединены Deutsche Post Euro Express и крупнейший в Европе оператор морских грузоперевозок Danzas. Совокупный доход этих трех компаний сегодня превышает 21,6 млрд евро в год.
В России DHL является самой популярной международной курьерской службой. На ее долю, по данным Research International, приходится 53% отечественного рынка - это примерно 1,3 млн отправленных заказов в год. По словам председателя совета директоров и главного управляющего компании DHL Уве Деркена, бизнес компании в России растет быстрее, чем где бы то ни было еще. Он уверен, что обновленная DHL станет еще более интересной для крупных российских компаний. На прошлой неделе Деркен прилетел в нашу страну, чтобы объявить об открытии регулярного авиарейса между Москвой и Брюсселем, где находится штаб-квартира DHL. Для этого компания пополнила свой авиапарк самолетом Ту-204.
- Каковы экономические мотивы объединения компаний, занимающихся столь разными бизнесами, как экспресс-доставка и морские перевозки?
- Объединение компаний под одним брэндом DHL повлечет за собой объединение финансовых подразделений двух компаний, мы сможем интегрировать наши IT-возможности, чтобы оптимизировать перевозки грузов как по морю, так и по воздуху. Но вы правы: некоторые вещи мы все же не можем интегрировать. Перевозки по морю сильно отличаются от экспресс-доставки документов и поэтому не могут быть объединены.
- Значит, смысл объединения трех компаний-перевозчиков под одним брэндом в чем-то другом? Вы надеетесь, что сможете предложить рынку доставки что-то новое?
- Да, мы руководствовались именно этими соображениями. Мы хотим предложить нашим клиентам целый комплекс услуг. Дело в том, что все большее число потребителей хотят приобретать услуги из одного источника, и мы стараемся отвечать их желаниям. Я приведу пример. Производитель модных товаров в начале сезона желает разослать образцы своей продукции в торговые точки по всему миру, чтобы продавцы могли с ними ознакомиться, и делает это через DHL. Через некоторое время в те же торговые точки понадобится отправить готовую продукцию. Часть будет доставлена морем, часть - в зависимости от потребностей клиентов - через авиаперевозки. Возможность предоставить потребителю приобретать пакет услуг у одной компании дает серьезные конкурентные преимущества.
- Вы упомянули о том, что объединение компаний позволит избежать многих издержек. А как это отразится на их персонале? В особенности это касается Deutsche Post Euro Express и DHL, чей вид деятельности в некоторых аспектах совпадает.
- Объединение этих бизнесов позволит нам сократить использование ручного труда на единицу доставляемого товара, это и станет главной причиной снижения издержек. Однако массовых увольнений, которых можно было бы ожидать, за этим не последует. Сейчас наш бизнес быстро расширяется, и мы расширяемся вместе с ним. Мы полагаем, что комбинация различных сфер деятельности еще больше увеличит скорость роста нашей компании. Ввиду постоянного увеличения объема поставок нам требуется дополнительная рабочая сила.
- Как быстро растет мировой бизнес экспресс-доставки? И как быстро растет бизнес DHL?
- Международный рынок экспресс-доставки очень интересен. Он растет вместе с международной деловой активностью, но растет в большем объеме. Ежегодный рост рынка международных перевозок составляет примерно 8% , рынок экспресс-доставки растет по меньшей мере в такой же степени или даже немного выше. Закономерно, что компания развивается параллельно развитию экономики, соответственно, и наш бизнес растет пропорционально.
- Какие рынки сейчас наиболее интересны для вас? Где объемы перевозок растут быстрее всего?
- От рынка США мы ожидаем в этом году роста всего на 4% , чуть больше ожидается в Европе. Зато от рынков Азиатско-Тихоокеанского региона и России мы ожидаем роста не менее чем в 10%. Ваша страна является особенно интересным рынком для нас. В прошлом году рост нашего бизнеса характеризовался двузначными цифрами - на 29% увеличились объемы отправлений. В целом рост бизнеса составил 28%.
- Российский рынок сам по себе интересен DHL? Или вы рассматриваете его как некий перевалочный пункт из Европы в Азию?
- Конечно, российский рынок интересен как таковой. Россия - огромная страна с огромной экономикой и очень интересными возможностями развития. Я верю, что российскую экономику ожидает стабильный рост на довольно длительный период времени. Это мое частное мнение, но, мне кажется, все предпосылки к тому есть. Восточноевропейские страны за последние 10 лет сумели перейти к рыночной экономике. В Китае стабильный рост происходит уже в течение 10 лет. Именно этого я желаю России.
- Есть ли у вас какая-то особенная бизнес-стратегия для России? Практически вся наша экономика зиждется на крупных добывающих компаниях, чьи филиалы разбросаны по всей стране. Есть ли у вас какие-то особые предложения, особые способы работы с ними?
- Да, конечно. Компания, занимающаяся перевозками и логистическими услугами, является отражением экономики, потому что можно перевозить только то, что производит экономика и создают люди. В России, как и во всем мире, мы занимаемся доставкой документов, запасных частей, доставляем грузы потребителям и грузы от одной компании к другой. И, конечно, мы часто доставляем грузы компаний, работающих в нефтегазовой отрасли. Для этого рынка у нас имеются специальные предложения. Это не стандартные предложения DHL, хотя и они важны, когда у вас есть завод и вам нужно доставить документы и запасные части. Как и раньше, проектами по любым видам доставки будет заниматься компания DHL Danzas Air & Ocean. Уже сейчас, например, мы доставляем строительное оборудование в Каспийский регион, чтобы сотрудники нефтяной компании могли построить бытовой городок. Этот вид деятельности в вашей стране планируется расширить. Мы готовы предлагать проекты, отвечающие нуждам конкретной добывающей или перерабатывающей компании.
- Есть ли у вас планы по приобретению российских компаний экспресс-доставки или логистических операторов?
- У нас есть принцип: не говорить о приобретениях до тех пор, пока они не сделаны. Мы готовы инвестировать в Россию. За последние 10 лет работы в России мы создали немало альянсов. Однако о приобретениях компаний говорить пока рано. Мы не комментируем слухи. Впрочем, я могу потеоретизировать, какие компании мы могли бы приобрести. Первое, что приходит в голову в России, - рынок недвижимости. Это прагматичное решение, когда вы приобретаете компанию, у которой есть несколько складов в том регионе, где вы хотите работать. Мы открыты для таких возможностей, но, повторю еще раз, у нас нет конкретных планов.
- Насколько конкурентен рынок экспресс-доставки? С кем вам проще конкурировать - с мелкими местными курьерскими службами или с международными гигантами?
- Наибольший уровень конкуренции в тех регионах, где легко попасть на рынок и где, соответственно, работает больше компаний по доставке. Перевозками из Москвы в Санкт-Петербург занимается множество мелких компаний, предоставляющих аналогичные с нами услуги. Возможно, локально они предоставят услуги сравнимого с нашим качества, но не более того. На рынке международных перевозок существуют всего четыре компании, которые делают свою работу действительно хорошо. И есть еще одна или две, объем поставок которых незначителен. Это фактически ограничивает мелким компаниям доступ к серьезным заказчикам. Представьте международную компанию с огромным штатом и сотнями адресов доставки. Мы гарантируем им такой же стандарт доставки в основные города мира, как и одному физическому клиенту, и делаем это с одним курьером и интегрированным IT-интерфейсом для заказчика. Это достаточно сложно, и в мире существуют всего две или три компании, которые могут предложить такой уровень услуг, и мы одна из них. Здесь конкуренция ниже и стоимость услуг такого качества всегда выше.
- Не кажется ли вам, что рынок экспресс-доставки ограничен в будущем? Остается все меньше вещей, которые мы не можем передать через Интернет. Скоро даже самые важные документы можно будет с достаточной надежностью передавать через Интернет.
- Абсолютно верно, Интернет частично заменил определенные наши услуги, связанные с потоками документов и писем. Но наша основная выручка давно уже связана с доставкой посылок, а не документов. Мы начинали с документов, но процесс, начавшийся 20 лет назад, привел нас к посылкам. Мы все меньше ориентируемся на пересылку документов - в общем объеме отправлений их доля не настолько высока, как это было прежде. И мы не грустим об этом. Взамен Интернет создал для нас новые потоки, ранее не существовавшие. Например, услуги eBay, когда коллекционер монет в Москве связывается через Сеть с таким же нумизматом в Канаде для покупки какой-нибудь редкой монеты. Без Интернета они никогда бы не узнали друг о друге. Они заключают сделку, мы отправляем монету в Москву.
- Планируете ли вы входить в альянсы с компаниями, заинтересованными в логистических возможностях DHL, - скажем, с крупными дистрибьюторскими фирмами? Может быть, у вас есть планы по установлению партнерских отношений с другими перевозчиками?
- Комментарий будет таким же, что и в вопросе про приобретения. Мы всегда заинтересованы в альянсах. Приведу вам пример. В Китае у нас существует долгосрочный и стабильный альянс с госкомпанией ChinaTrans, которая некогда была монополией для всей китайской экономики. Мы начали с ними контрактные отношения в 1979 г. , затем мы основали совместное с ними предприятие в 1983 г. В то время совместные предприятия в Китае с капиталом 50 на 50 были большой редкостью. А сейчас мы не только совместно управляем этим СП, но и получили 5% акций ChinaTrans. Это показывает, как мы поддерживаем альянсы, как мы работаем с компаниями. И, конечно же, мы открыты для таких отношений на российском рынке. Наилучшим путем развития для нашей компании является тот, который поможет нам в полной мере соответствовать потребностям наших клиентов.
О КОМПАНИИ: Компания DHL International создана в 1969 г. Название DHL - аббревиатура из первых букв фамилий основателей компании Адриана Дэлси, Ларри Хилблома и Роберта Линна. DHL первой в мире предложила услуги экспресс-доставки по принципу "от двери до двери". В 1990 г. компания образовала стратегический союз с Japan Airlines, Lufthansa Cargo и торговой группой Nissho Iwai, ставших акционерами DHL. В 2001 г. DPNW получает 51% акций DHL International, а к декабрю 2002 г. доводит свою долю в компании до 100%.
Сегодня DHL является мировым лидером рынка экспресс-доставки, доставляя около 2 млрд отправлений в год. Компания работает на рынках 228 стран. DHL владеет парком из 60 000 единиц наземного транспорта и 250 самолетов, ее штат насчитывает около 166 000 человек.
Оборот DPNW в 2002 г. составил 39,3 млрд евро. Более половины этих доходов - около 21,6 млрд евро - пришлась на бизнесы, выделяемые сегодня в компанию DHL Worldwide Express. Операционная прибыль DPNW превысила 2,4 млрд евро, на подразделения экспресс-доставки и логистики пришлось 467 млн евро.
На российском рынке DHL работает еще с советских времен, с 1984 г. В 1989 г. она создала совместное предприятие с финской транспортной компанией "СОФИ", а в 1993 г. открыла российскую 100% -ную "дочку". В 1995 г. DHL открыла собственный терминал в "Шереметьево-2" с пропускной способностью 5 т в день. Сегодня российское отделение компании насчитывает 130 офисов (в том числе в СНГ) , в которых работают 700 человек. В нашей стране услуги DHL доступны в 500 городах.