Претензии швейцарской фирмы Noga к российскому государству помешали российским компаниям представить свою продукцию на авиасалоне в парижском пригороде Ле Бурже, что повлияло на зрелищность мероприятия.
По данным годового отчета Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI), в минувшем году Россия лидировала в мире по экспорту вооружений - на нее приходилось 36% поставок оружия.
Авиационная техника остается основой российского экспорта вооружений.
По данным российского Центра анализа стратеги и технологий, в 2002 году лишь по линии государственной компании "Рособоронэкспорт" было продано 60 самолетов марки "Су" в Китай, Индию, Эфиопию и, возможно, в Алжир.
Истребители "Су-27", вертолеты "Ми-17", авиационные двигатели и бортовое вооружение составили три четверти общего объема поставок "Рособоронэкспорта".
Однако на нынешнем авиасалоне в парижском пригороде Ле Бурже почти нет российских самолетов. О причинах этого и в целом о ситуации в российском авиастроении специальный корреспондент Русской службы Би-би-си на авиасалоне беседовал с генеральным директором ОАО "ОКБ Сухого".
-Почему на этом авиасалоне почти нет российских самолетов?
-Нынешнее положение связано с тем, что попытка ареста наших самолетов, которую предприняла два года назад швейцарская фирма Noga, окончательно юридически не урегулирована. Суд не закончил рассмотрение наших доводов о том, что в соответствии с российским законодательством, владельцы этих самолетов - предприятия, являющиеся акционерными обществами, не несут ответственности по обязательствам российского государства. Суд начался 4 июня, и мы рассчитывали, что до авиасалона в Ле Бурже он вынесет решение, которое, как мы надеялись, подтвердит необоснованность претензий фирмы Noga к нашей технике. Но это решение будет объявлено в июле. Вот почему мы не смогли представить здесь свои самолеты, хотя до последнего момента были к этому готовы.
-А что вы планировали здесь показать?
-Мы здесь показывали бы одноместный вариант самолета "Су-30", самолет "Су-27СМ", модернизированный многоцелевой самолет, который имеет более высокий уровень эффективности при решении задач применения высокоточного оружия по наземным и надводным целям. Это следующий шаг в модернизации "Су-27"/"Су-30". Уверяю вам, что у этого самолета высокие летно-технические характеристики, что мы уже многократно показывали здесь, в Париже. Конечно, жалко, что только самолет "Су-31" принимает участие в летном показе, но он хоть как-то компенсирует отсутствие боевых самолетов Сухого на этой выставке.
-Вообще, какой ущерб был нанесен этим спором?
-Объективно говоря, за два года претензий компании Noga на арест наших самолетов, объем продаж нашей продукции ничуть не снизился, наши позиции на мировом рынке укрепляются. Так что говорить о каком-то прямом ущербе трудно, разве что, о моральном. Мы не сумели в полной мере продемонстрировать наши самолеты. Не столь интересен авиасалон и для зрителей, для которых летная программа без наших самолетов будет неполной. Хочется верить, что участие наших самолетов повышает зрелищность выставки. После 15 лет нашего участия в международных салонах, марка Сухого уже хорошо известна и зрителям, и нашим потенциальным заказчикам. Мы не нуждаемся в дополнительной рекламе.
-ОКБ Сухого известно прежде все как разработчик боевой авиации. В последнее время говорят о том, что вы расширяете спектр своей деятельности. Расскажите, пожалуйста, о региональном лайнере.
-Безусловно, смотря в будущее, мы связываем развитие наших технологий и производства не только с сегментом военной авиации, но и с выходом на рынок гражданской авиационной техники, где динамично растет спрос на региональные лайнеры. С учетом опыта Сухого в области спортивных самолетов и небольших программ многоцелевых самолетов для местных линий, мы большое внимание уделяем развитию международной кооперации в процессе реализации программ семейства региональных самолетов - им мы отдаем приоритет.
Вместе с нами в этой программе участвуют крупнейшие производители авиационной техники и двигателей Boeing и Snecma, а также целый ряд российских компаний: по двигателям - Сатурн, по самолету - Ильюшин и Яковлев.
Кроме того, мы тесно взаимодействуем с авиакомпаниями с тем, чтобы продукт, который мы предложим на рынке, наиболее полно соответствовал их требованиям. В частности, у нас идут консультации с Air France, с объединением авиакомпаний SkyTeam, куда входят кроме Air France, компания Delta, Air Mexico и ряд других. На этом салоне мы впервые крупномасштабно демонстрируем проект семейства региональных самолетов.
-В Ле Бурже обычно привозят новые разработки и проекты. Что еще в ваших планах?
-На стенде военной техники мы показываем следующий этап модернизации самолета 4-го поколения "Су-37", который должен нам обеспечить укрепление позиций на рынке 2006-2010 годов. Мы демонстрирует здесь экспериментальный самолет с крылом обратной стреловидности, который является прототипом самолета 5-го поколения, над которым мы работаем.
-Удается ли вам теснить конкурентов на мировом рынке?
-Такая тенденция, безусловно, есть, особенно на рынке Юго-Восточной Азии. В этом году достигнуты соглашения с Индонезией и Малайзией о продвижении нашей продукции на новые рынки, но безусловно, во многих регионах традиционно сильны наши конкуренты. Однако общий объем рынка позволяет успешно работать на нем нескольким конкурирующим фирма, и Сухой претендует на звание одного из лидеров.
-Что произвело на Вас наибольшее впечатление на авиасалоне в Ле Бурже?
-Важнейшая примета этого салона - развитие международной кооперации в процессе работы над перспективными программами развития авиационной техники, в этом, по-моему, стратегическое направление развития авиации. А так, каких-то революционных идей я пока здесь не вижу. Разве что фирма Boeing провозгласила, что будет создавать пассажирский самолет 7Е7, полностью из композиционных материалов. Это новое слово.