Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Михайлов :
"Потенциал сохранен"


Май 2003 года Игорь Коротченко , Независимое военное обозрение


Стратегические бомбардировщики по-прежнему готовы выполнить боевую задачу в любой точке земного шара

Владимир Михайлов
Борис Владимирович Михайлов окончил Рыльское авиаучилище спецслужб гражданской авиации (ГА) в 1972 г. и Московский институт инженеров ГА в 1980 г. Специальность по образованию - радиоинженер Приобрел опыт работы на разных должностных ступенях - от Внуковского ОАО до МГА СССР. С1992 по 1996 г. занимал ряд руководящих должностей в Департаменте воздушного транспорта и Комиссии по регулированию воздушного движения ("Росаэронавигация") Министерства транспорта РФ. В 1996 г. Был назначен начальником Управления по модернизации и организации технической эксплуатации средств и систем ОВД ФАС России, в 1997г. – начальником Управления регулирования в области развития технической эксплуатации объектов, средств и систем ОВД ФАС России. В 1999 г. Занял пост начальника Управления развития и технической эксплуатации объектов ОВД ФАС России. С 2000 г. – заместитель руководителя Департамента государственного регулирования ОВД Министерства транспорта России. Кандидат технических наук, награжден знаками "Отличник Аэрофлота", "Отличник воздушного транспорта ", "Почетный радист России ", является заслуженным работником связи РФ.

С 11 по 16 мая прошли командно-штабные учения 37-й Воздушной армии Верховного главнокомандования (ВА ВГК), в которых было задействовано около 30 самолетов. Согласно официальной версии одним из ключевых эпизодов учений стала "отработка вопросов взаимодействия стратегических бомбардировщиков с отрядом российских боевых кораблей, находящихся в Индийском океане". Прошедшие в дальней авиации мероприятия прокомментировал в интервью "НВО" главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов.

-Владимир Саргеевич, над какими странами проходил маршрут Ту-160 и Ту-95МС, выполнявших боевую задачу совместно с группировкой российских кораблей в Аравийском море?

- Стратегические бомбардировщики проследовали через воздушное пространство двух стран СНГ, Афганистана, Пакистана и вышли в акваторию Индийского океана. Там они выполнили задачу по пуску крылатых ракет и вернулись назад.

- Были ли трудности с согласованием маршрута?

- Нет. Все заявки мы подали заблаговременно и получили соответствующие разрешения. Летели строго по международным трассам.

- Осуществлялась ли в ходе этого полета дозаправка в воздухе?

- В этом необходимости не было. Наши стратегические бомбардировщики могут находиться в воздухе более 15 часов без дозаправки. Самолеты вернулись на авиабазу "Энгельс" с приличным остатком топлива.

- Почему пуски выполняли Ту-95МС, а не Ту-160?

- Ту-160 прошли вперед. Там тоже были ракеты, и в случае необходимости они смогли бы выполнить аналогичные задачи.

- Были выбраны конкретные цели или просто участок водной поверхности?

- Вводились координаты того района, который мы определили. Программы, заложенные в ракеты, отработали четко, и они пришли в строго заданный район.

- Какие силы были задействованы в учениях?

- Практически все дивизии 37-й ВА ВГК.

- Какой сейчас налет у летчиков дальней авиации?

- У подготовленных экипажей - в среднем 50-60 часов в год. Мы целенаправленно работаем над повышением этих показателей. В 2002 г. мы увеличили налет на 68%. 37-ю ВА ВГК держим на особом контроле. Для летчиков дальней авиации достаточно примерно 80 часов налета для качественного выполнения поставленных боевых задач.

Рано утром 14 мая сначала два Ту-160, а затем четыре Ту-95МС из состава 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии поднялись в воздух с авиабазы "Энгельс" (Саратовская область). Спустя пять часов они вышли в акваторию Индийского океана, где Ту-95МС с дистанции 400 км произвели пуск двух стратегических крылатых ракет Х-55 (а не противокорабельных Х-65СЕ, как ошибочно сообщили некоторые СМИ). В качестве целей в бортовые компьютеры стартовавших КРВБ были введены координаты участков морской поверхности, находящиеся в международных водах, которые имитировали наземные цели. Полет Х-55 прошел в штатном режиме, они успешно достигли заданных географических точек в Индийском океане.

О миссии, которую выполняли Ту-160, официальные представители ВВС и Минобороны РФ ничего не сообщили. По некоторым данным, "Блэкджеки" (такое кодовое наименование присвоено Ту-160 в НАТО) прошли вперед и на дальности 2,5 тыс. км имитировали условный пуск нескольких Х-55 по атоллу Диего-Гарсия. Учебными целями стали находящийся там аэродром стратегической авиации ВВС США, военно-морская база, узел связи для управления американскими ПЛАРБ в зоне Индийского океана, центр радиоэлектронной разведки, а также хранилище ядерных боеприпасов. Спустя 12 часов, преодолев более 10 тыс. км, российские самолеты благополучно вернулись на свой аэродром.

Полеты стратегических бомбардировщиков в Индийский океан главком ВВС Владимир Михайлов назвал уникальными. Последний раз наши самолеты побывали там 12-13 лет назад, еще во времена СССР. "Имея определенную направленность на этот регион, мы решили сходить туда и проверить наши возможности", - подчеркнул генерал-полковник Михайлов. Одновременно российская дальняя авиация отработала вопросы взаимодействия с другими видами и родами войск на северном, восточном и южном направлениях. Самолеты выполнили бомбометание, пуски ракет, дозаправку в воздухе от трех летающих танкеров Ил-78. Стратегические бомбардировщики были задействованы не только в Индийском океане, но и в акваториях Тихого и Северного Ледовитого океанов.

"Выполненные полеты ракетоносцев Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 подтвердили, что боевые потенциалы сохранены и мы готовы к выполнению поставленных задач", - заявил главком ВВС.

Очевиден масштаб и размах проведенных оперативных мероприятий с участием 37-й ВА ВГК, которые явно не случайно совпали по времени с ратификацией в Государственной Думе российско-американского Договора об ограничении стратегических наступательных потенциалов. Министр обороны Сергей Иванов, отвечая на вопрос, есть ли связь между двумя этими событиями, сказал: "Это совпадение естественно".

Официальные представители военного ведомства отказались от детальных комментариев относительно замысла и целей прошедших учений. Между тем анализ имеющейся информации позволяет сделать определенные выводы.

Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что самолеты 22-й тбад, принимавшие участие в учениях, поднимались в воздух с полной боевой загрузкой. Ту-95МС несли по шесть, а Ту-160 - по двенадцать стратегических крылатых ракет Х-55. Эта дозвуковая КРВБ с дальностью стрельбы 3 тыс. км и маловысотным профилем полета оснащена ядерной боевой частью мощностью 200 килотонн. Таким образом, был реализован сценарий нанесения ядерного удара по условному противнику, в качестве которого выступали США и Англия. Правда, в отличие от учений "Запад-99" на этот раз российские самолеты не приближались к побережью Норвегии, Исландии, Соединенных Штатов, Канады и Великобритании. Это было специально оговорено в ходе встречи Владимира Путина с Сергеем Ивановым накануне учений дальней авиации, чтобы соблюсти политкорректность в преддверии приезда в Москву госсекретаря США Колина Пауэлла и предстоящего визита на юбилейные торжества в Санкт-Петербург президента Джорджа Буша и британского премьер-министра Тони Блэра.

Тема нынешних учений скорее всего была обозначена как "Работа командования 37-й ВА ВГК по подготовке и проведению операции по отражению воздушно-космического нападения противника". Отрабатывались три этапа: перевод дальней авиации с мирного на военное положение с определенными ограничениями; действия армии в воздушной операции во взаимодействии с силами и средствами ВМФ и армиями ВВС и ПВО, а также силами Сухопутных войск и разведки; подготовка и нанесение одиночных и групповых ударов по заданным целям. К мероприятиям в той или иной степени привлекались Северный и Тихоокеанский флот, РВСН, Космические войска, 6-я и 11-я армии ВВС и ПВО. Генерал-полковник Владимир Михайлов руководил учениями, находясь на Центральном командном пункте Военно-воздушных сил. Были задействованы воздушные пункты управления и узлы связи ВВС и 37-й ВА ВГК.

Еще одной целью нынешних учений стала отработка задачи по уничтожению условных авианосных группировок противника. По опыту стратегических КШУ "Запад-99", на тихоокеанском ТВД указанная задача решалась четырьмя бомбардировщиками Ту-22М3 (два самолета выделила авиация ТОФ и еще два - 37-я ВА ВГК), которые одновременно выпустили по АУГ с различных направлений четыре противокорабельные ракеты Х-22М. По всей видимости, на прошлой неделе в западной части Тихого океана разыгрывался аналогичный сценарий, а в качестве спарринг-партнера российской авиации выступил американский атомный авианосец CVN 70 "Карл Винсон", который 15 мая покинул японскую военно-морскую базу Йокосука и направился для боевого дежурства к берегам Северной Кореи.

В Индийском же океане задача уничтожения АУГ отрабатывалась 16 мая. Отряд боевых кораблей ВМФ РФ под командованием вице-адмирала Евгения Орлова провел тактическое учение с практическим пуском сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты П-500 "Базальт" с ракетного крейсера "Москва", боекомплект которого составляет 16 ПКРК. Стрельба может осуществляться залпом (до 8 ракет одновременно). П-500 имеет дальность полета 480 км и может нести ядерный боезаряд мощностью 350 килотонн или обычную тротиловую боеголовку весом 1000 кг.

Российское военно-политическое руководство, включая президента Владимира Путина, не скрывает свое удовлетворение прошедшими учениями. Москва смогла не только продемонстрировать мускулы, но и показала свою готовность к силовому парированию возможных угроз в любой точке земного шара. Как пообещал генерал-полковник Владимир Михайлов, в июле-августе планируется провести еще одно учение с 37-й ВА ВГК. "Думаю, что в ходе него будут летать в 2-3 раза больше самолетов стратегической авиации", - заявил, подводя итоги, главнокомандующий ВВС.

Эксперты обращают внимание на все возрастающую роль 37-й ВА ВГК в современных военных конфликтах, которая определяется такими оперативно-стратегическими свойствами, как универсальность, высокая мобильность, сочетаемая с межконтинентальной дальностью полета, многогранность объема выполняемых задач как в обычной, так и ядерной войне, способность эффективно применять все виды авиационного оружия - высокоточного и неуправляемого - на различных ТВД в любых метеоусловиях, в разное время суток и года. Отметим, что современные военно-политические реалии настоятельно диктуют необходимость пересмотра организационной структуры 37-й ВА ВГК и формирования полноценного командования дальней авиации как органа по надежному и непрерывному управлению авиационными стратегическими ядерными силами.

Боевые возможности 37-й ВА ВГК будут совершенствоваться по мере модернизации существующего парка стратегических бомбардировщиков и поступления на вооружение разработанных в ГМКБ "Радуга" новых высокоточных крылатых ракет воздушного базирования Х-101 (в обычном снаряжении) и Х-102 (с ядерной боевой частью), имеющих дальность пуска до 5 тыс.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer