- В течение последних лет активно обсуждалась идея создания в Перми федерального центра двигателестроения. Однако этот процесс развивался настолько вяло, что многие просто потеряли надежду, да и вообще усомнились в возможности создания подобного центра в Перми. Увеличение государственной доли в АО "Авиадвигатель", произошедшее после покупки его акций "Госинкором", может повлиять на более активные действия по созданию центра двигателестроения?
- Идея создания федерального центра двигателестроения по-прежнему актуальна. В решениях правительства по вопросам реформирования авиационной промышленности прописано, что к 2006 году в России должна быть создана интегрированная структура предприятий двигателестроения. Согласно федеральной целевой программе на 2002-2006 годы, в Пермский центр двигателестроения (ПЦД) войдут: АО "Пермский моторный завод", АО "Авиадвигатель", АО "Протон-ПМ", АО "Редуктор-ПМ", АО "Инкар", АО "Стар". ПЦД, в свою очередь, войдет в подразделение "Авиадвигатели и агрегаты". Сюда же помимо пермского комплекса планируется включить ФГУП "Салют", комплекс Кузнецова, НПО "Сатурн". Структура вертикального холдинга авиастроения в правительственных решениях по реформированию авиационной промышленности в 2002-2006 годах также прописана достаточно четко. Правда, сейчас никаких движений по созданию центра не происходит.
- Как вы оцениваете действия "Интерроса" по продаже акций АО "Авиадвигатель"?
- "Интеррос" в данном случае произвел очень грамотные действия. Решил некоторые свои проблемы, в том числе и политические.
Продав свои акции не кому-нибудь, а государству, "Интеррос" заработал себе "очки". Выгоду "Интеррос" получил и с финансовой точки зрения.
В свое время "Интеррос" купил активы "Пермских моторов" за $5 млн. Заявленная цена первой сделки с "Госинкором", в которую входят акции "Авиадвигателя", - $50 млн.
Другое дело, были ли получены реальные деньги за этот пакет? По некоторым подсчетам, весь пакет моторного комплекса оценивается примерно в $20 млн.
- Есть мнение, что американцы своим присутствием в пермском моторном комплексе стремятся устранить конкурента в двигателестроении. Каково ваше отношение к этому?
- Сложно сказать, надо ли американцам, чтобы "Пермские моторы" не занимались и авиационной техникой. В отношении военной техники это можно сказать наверняка.
Другое дело, что само присутствие Pratt&Whitney в структуре акционерного капитала предприятий моторостроительного холдинга влияло на отношение к нему со стороны государственных структур.
В свое время на всех совещаниях, когда речь заходила о тендере на двигатель пятого поколения, говорилось, что в Перми всем управляют американцы, так как считалось, что "Интеррос" блокируется вместе с Pratt&Whitney. Сегодня эта проблема практически снялась благодаря продаже акций "Авиадвигателя" через "Госинкор". Поэтому при участии в тендере на производство двигателя пятого поколения "Авиадвигатель" будет иметь шансы на победу.
Сейчас в "Авиадвигателе" государственные структуры, контролирующие 45% акций, блокируются с акционерами, близкими Андрею Хованову ("Технологии моторов"). В результате они контролируют примерно 72%.
- Известно, что в конце апреля состоится заседание совета директоров "Авиадвигателя", где планируется переизбрать председателя совета директоров. С чем это связано?
- В связи с усилением государственного влияния в "Авиадвигателе" ряд членов совета директоров инициировали созыв внеочередного заседания совета директоров с целью перевыборов председателя. Сейчас в совете директоров "Авидавигателя" государство представляют два человека, "Технологии моторов", Pratt& Whitney и "Интеррос" - по три человека. Возглавляет совет Михаил Дическул - представитель американских акционеров.
Сегодня, когда "интерросовский" пакет фактически находится у государства, замминистра Мингосимущества РФ Виктор Артюхов рекомендовал членам совета директоров переизбрать председателя. Предлагается председателем совета избрать Николая Гусева, а заместителем - меня.
Определенная интрига заключается в том, что перевыборы планируется провести, не дожидаясь годового собрания, которое назначено на 23 мая. Делается это для того, чтобы председатель совета директоров, представляющий интересы государства, был в курсе подготовки общего собрания акционеров.
- Ваше отношение к намерениям "Росавиакосмоса" отозвать лицензии "Авиадвигателя" на авиационную деятельность?
- Государство вообще действует противоречиво. Одной рукой увеличивает свое присутствие в "Авиадвигателе", другой угрожает отзывом лицензии.
Вероятно, новому председателю совета придется окончательно разрешить эту ситуацию. Хотя, по моему мнению, нарушения законодательства в этой ситуации нет. Оспаривают ситуацию те, кому выгодно, чтобы в пермском моторном комплексе не занимались авиационной деятельностью. Помимо американцев это выгодно и "Рыбинским моторам". У них, кстати, и влияние на государственные структуры есть.
- Не исключено, что и "Технологии моторов" могут использовать государство в своих интересах?
- Так делают все. Хороший пример этому - действия генерального директора НПО "Искра" Михаила Соколовского. Чтобы добиться заказов, надо уметь лоббировать предприятие и на государственном уровне.
Здесь интересы тесно переплетаются: например, пермским предприятиям выгодно использовать "Технологии моторов" при сотрудничестве с "Газпромом". Понятно, что при этом ТМ зарабатывают, но ведь в Пермь приходит заказ на 60-80 единиц. А без них мы можем так и не дождаться этого заказа. Украинским лобби сейчас организован заказ на 100 единиц газоперерабатывающих агрегатов в год.
- Лоббирование войдет в ваши планы, если вы станете заместителем председателя совета директоров "Авиадвигателя"?
- Конечно.
- Могут ли государственные структуры вытеснить американцев из пермского моторного комплекса?
- Ни в коем случае нельзя отказываться от P&W как от партнеров. Одно из направлений партнерства - использование марки. Под их именем за границей любая продукция будет продаваться гораздо лучше, чем под нашим. Поэтому все, что продается за рубежом, надо продавать на условиях и под маркой Рratt&Whitney.
- Какими вы видите перспективы авиационной отрасли?
- Сейчас перспективы отрасли выглядят очень туманными.
- Компании, эксплуатирующие самолеты, делают выбор в пользу западной техники. Что может сделать правительство для активизации развития авиационной отрасли?
- Думаю, что нужна смена поколений на руководящих должностях авиапрома. Новые лица должны понимать, что, выпуская продукцию, нужно подстраиваться под заказчика, то есть авиакомпанию.
Главное, что сегодня реально произошло, - это то, что государство определенные деньги направило в авиапром. Примерно $1,5 млрд получила аэрокосмическая отрасль. Это небольшие деньги. Для того, чтобы аэрокосмическая отрасль развивалась, нужно гораздо больше.
- Что делать пермскому комплексу в сегодняшних условиях?
- Несомненно, ориентироваться на газ, чтобы не потерять производственные мощности, потенциал, технологию.
Думаю, что все равно можно ожидать увеличения спроса на авиадвигатели со стороны компаний, работающих на рынке грузоперевозок. Сегодня самолеты Ил-76 не могут летать в Европу из-за ограничений по шуму. Сейчас они летают в основном в Азию. Но заработав там определенные деньги, авиакомпании обратятся к двигателям ПС-90А.
- Где же гарантии, что эти же грузовые компании не выберут зарубежные образцы?
- Все дело в цене. Заменить двигатели на Ил-76 компаниям гораздо дешевле, чем покупать импортную технику.
- Будут ли кадровые перестановки после усиления государственных позиций на предприятиях холдинга?
- Смена менеджмента на предприятиях может произойдет после смены собственника. Я думаю, что уже имеются кандидатуры на эти должности.