Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Татьяна Анодина, председатель МАК:
"Стабилизатор упавшего Ил-86 находился в предельном положении "


Март 2003 года Тимур Хикматов, Финансовые известия


Июльская трагедия 2002 года, когда в "Шереметьеве" разбился Ил-86 авиакомпании "Пулково", чуть не привела к запретам на полеты всех самолетов этого типа.

Татьяна Анодина, председатель МАК
Игорь Хворов, генерал авиации

Июльская трагедия 2002 года, когда в "Шереметьеве" разбился Ил-86 авиакомпании "Пулково", чуть не привела к запретам на полеты всех самолетов этого типа. Руководители авиакомпаний возмутились: ведь до сих пор считалось, что Ил-86 - самый надежный самолет в мире. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в начале февраля предлагал приостановить действие сертификата типа Ил-86, но к концу месяца передумал. Почему комитет изменил свои рекомендации, корреспонденту "Известий" рассказала председатель МАК.

Каждый раз, когда происходит авиакатастрофа, сталкиваются ведомственные интересы. Вот почему принципом расследования МАК является независимость. Это положение согласуется с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и директивой Европейского сообщества, согласно которым орган по расследованию должен быть независим, в том числе от национальных авиационных администраций.

К сожалению, речевой самописец экипажа Ил-86 полностью сгорел. На месте происшествия был обнаружен стабилизатор, который находился в предельном положении: на отметке минус 12 градусов. Специалисты решили, что именно это - причина трагедии. Что привело стабилизатор в такое положение - экипаж или отказ одного из элементов управления стабилизатором, предстоит разобраться комиссии. Исходя из этого генеральный конструктор самолета обратился в Госслужбу гражданской авиации (ГСГА) с рекомендацией довести до летных экипажей необходимость использования стабилизатора только для балансировки, а не на малых высотах - до 120 м при взлете и 200 м при посадке. Было рекомендовано провести осмотр парка самолетов по возможным отказам системы управления стабилизатором.

На основании вопросов, непосредственно связанных с безопасностью полетов, Авиарегистр МАК 12 февраля 2003 года приостановил действие сертификата типа и потребовал от ОКБ им. Ильюшина и НИИ срочно провести дополнительный анализ надежности системы управления стабилизатором и соответствия ее нормам летной годности. После проведенных исследований 25 февраля Авиарегистр МАК возобновил действие сертификата типа на самолет Ил-86.

- Какова правовая основа деятельности МАК? Как складываются ваши отношения с авиационными администрациями стран СНГ?

Решение о создании МАК, единого органа по сертификации и расследованию авиапроисшествий, было принято главами государств СНГ в декабре 1991 года на основании межправительственного соглашения и национальных законодательств этих государств. На территории России комитету предоставлены полномочия, права и ответственность федерального органа исполнительной власти. Это было обусловлено широкой промышленной кооперацией: украинские самолеты Ан-124 производятся в Ульяновске, Ан-38 - в Новосибирске, Ан-3Т - в Омске, российские Ил-76 и Ил-114 - в Ташкенте, авиадвигатели - в Запорожье и Перми. Комплектующие производятся во всех республиках. А сертификация авиатехники должна проводиться по единым нормам.

- Сегодня в мире есть три системы сертификации летной годности...

- Да, это американская FAR, европейская JAR и наша единая система авиационных правил. Главной задачей МАК вместе с промышленностью являлась гармонизация наших норм с американскими и европейскими и признание этих норм и системы сертификации международным сообществом. Это является необходимым условием удержания как традиционных рынков экспорта нашей авиатехники, так и ее продвижения на мировой рынок.

- Не раз раздавались упреки, что МАК дублирует функции ГСГА...

-У нас нет дублирования, а есть взаимодействие, как и с Росавиакосмосом. Причем на этапе сертификации авиационной техники мы больше взаимодействуем с авиапромышленностью, чем с авиавластями. Сертификация типа происходит до выхода самолета в эксплуатацию. Уже после этого авиавласти вносят его в свои реестры и следят за летной годностью.

- А между вашими структурами не бывает конфликта интересов?

-Если строго руководствоваться законодательством и нормативными актами России, то конфликтов быть не должно, тем более после принятия Закона о техническом регулировании.

- В какой степени МАК способствует защите интересов отечественной авиации?

Главный элемент защиты - международная сертификация техники, обеспечивающая ей выход на рынок. Мы долго проводили работу по признанию нашей системы сертификации ведущими авиационными странами. Непростым было подписание соглашений в Индии, Китае, Индонезии, Египте, ЮАР, чьи рынки представляют для авиапромышленности наибольший интерес. И сегодня Ту-204 поставляются в Египет и Китай, вертолеты фирмы "Камов" - в Канаду, Швейцарию и Бразилию, проводится сертификация Ту-214 и Ан-124 в Европе.

Мы объективно защищаем интересы страны, участвуя в расследованиях катастроф, последствия которых грозят огромными финансовыми убытками, в том числе по страховым выплатам. Первую победу на этом фронте мы одержали в 1993 году, когда МАК поручили дорасследовать катастрофу со сбитым в нашем воздушном пространстве в 1983 году южнокорейским "Боингом-747". Родственники погибших предъявили многомиллиардные иски. Но МАК доказал, что виновником катастрофы был южнокорейский экипаж.

В аварии Ан-124 "Аэрофлота" в Турине в 1996 году, когда при посадке погибли люди, обвиняли только российский экипаж, который не пошел на второй круг в сложных условиях. Однако уголовное дело возбуждено и в отношении итальянских властей, допустивших строительство жилых домов в недопустимой близости от аэродрома, и по конкретным отклонениям в эксплуатации этого аэродрома.

В результате катастрофы Ту-154 в Иране правительство этой страны заявило о намерении снять с эксплуатации все российские самолеты. Однако МАК доказал, что трагедия была вызвана не отказом техники, а неправильными действиями иранского экипажа. Тем самым мы сохранили не только престиж, но и иранский рынок.

- А каково положение с сертификацией аэропортов? Лишь в прошлом году в России появился аэропорт, сертифицированный по третьей, наивысшей категории ИКАО, - "Шереметьево". Кто и когда станет следующим?

Вторым аэропортом, сертифицированным по третьей категории, в этом году может стать "Домодедово". Первым же в СНГ высшую категорию получил киевский аэропорт "Борисполь". Сегодня активно в этом направлении работает Ташкент.

- А какие еще российские аэропорты могут претендовать на высшую категорию ИКАО?

Это очень дорогостоящий комплекс технических мероприятий. Думаю, что в ближайшей перспективе третья категория по силам лишь питерскому "Пулково".

- А вам не кажется, что в России слишком много международных аэропортов?

- В России сертифицирован 61 международный аэропорт, из них 7 - по второй категории, 29 - по первой категории ИКАО. Но проблема имеет место. Этот вопрос рассматривался на комиссии по транспорту под председательством вице-премьера Виктора Христенко. Поручено изучить целесообразность необходимости такого количества международных аэропортов. Есть ли смысл держать таможенную и пограничную инфраструктуру там, где выполняются лишь два-три международных рейса в год?




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1qvV
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/food-delivery/geo/korolev/, подробности здесь.
http://perevozki.youdo.com/evacuation/services/ - подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer