В Военно-Воздушных Силах Вооруженных Сил Украины завершился учебный год, подводятся итоги выполненной работы, составляются планы на будущее. Как отчитаются военные авиаторы перед своим народом? Какие задачи им приходилось выполнять? Что удалось, а что нет? На эти и некоторые другие вопросы специальный корреспондент газеты "Народная армия" в Виннице попросил ответить главнокомандующего Военно-Воздушными Силами Вооруженных Сил Украины генерал-лейтенанта Ярослава Скалько.
- Первое, с чего хочется начать свой рассказ, это то, что минувший учебный год мы провели без летных происшествий. Существует такой показатель, как количество часов налета на одно летное происшествие. Если сравнивать с прошлыми годами, можно увидеть, что сегодня этот показатель наиболее высокий. Ведь за последние одиннадцать месяцев наши самолеты находились в воздухе свыше шестнадцати тысяч часов, что в целом намного больше, чем за аналогичные периоды прошлых лет. При этом все полеты завершались безаварийно. Этого удалось достичь благодаря целенаправленной работе по выявлению предпосылок к летным происшествиям и предупреждению нежелательных последствий.
Несмотря на то, что боевая подготовка авиаторов осуществлялась в условиях ограниченного материально-технического и финансового обеспечения, все поставленные задачи были выполнены. За год обеспечено почти семьсот летных смен, общий налет по сравнению с прошлыми годами увеличился почти в два раза. Шестьдесят девять летчиков и тридцать штурманов повысили классную квалификацию. Экипажи воинских частей, входящих в состав Объединенных сил быстрого реагирования (ОСБР), удалось подготовить к определенному Министром обороны Украины уровню. Летчики авиационных частей ВВС ВС Украины приняли участие в учениях "Фарватер мира-2003", "Казацкая степь-2003", "Кооператив-партнер-2003". Многие из них выполняли практические пуски ракет класса "воздух-воздух" и "воздух-земля". Результаты могли быть выше нынешних, если бы в ВВС поступало больше авиационного топлива. Полученное нами горючее было использовано исключительно по назначению, что подтверждают результаты соответствующих проверок. Однако его не хватило на подготовку всех экипажей из состава ОСБР в ходе ночных и дневных действий в простых и сложных метеорологических условиях. Поэтому значительная часть из них может действовать только в простых метеоусловиях. Нынешний осенний сезон с его пасмурными днями и беззвездными ночами усложнил условия пилотирования. Молодые летчики с лучшим уровнем подготовки, из частей, не вошедших в ОСБР, в ближайшее время приступят к выполнению полетов на учебно-боевых самолетах L-39. Это делается для того, чтобы заменить выпускников летного факультета предыдущих пяти-восьми лет, которые недостаточно подготовлены практически. К сожалению, офицеры, которые прослужили почти по десять лет и имеют общий налет около шестидесяти часов, уже не смогут стать высококлассными воздушными бойцами. Поэтому все наши надежды возлагаются на молодежь.
- Товарищ главнокомандующий, если мы коснулись темы молодых летчиков, вероятно, следует рассказать о выпускниках-авиаторах нынешнего года и тех, кто учится в Харьковском институте ВВС имени И.Кожедуба.
- На протяжении прошлого учебного года в сфере подготовки будущих летчиков достигнуты определенные положительные сдвиги. Курсанты первого и второго курсов располагают практическими налетами около 600 часов на самолетах Як-52 и вертолетах Ми-2, тридцать четыре из них уже выполняют полеты самостоятельно. Нынешние выпускники подошли к сдаче государственных экзаменов с налетом 150-170 часов и абсолютное большинство из них завершило обучение военными летчиками третьего класса. Это наиболее высокие показатели за последние годы в Украине. Однако мне бы очень не хотелось, чтобы это был рекорд ради рекорда или одногодичная кампания. Важно, чтобы такие результаты подготовки летчиков вошли в практику и повторялись ежегодно. Для этого необходимо обеспечить ВВС Украины авиационным топливом. А то, что в Харьковском институте ВВС умеют подготовить из студента квалифицированного специалиста - сомнений нет.
На выпускников летного профиля этого года мы возлагаем большие надежды. Через пять-семь лет они должны занять ключевые командные должности - командиров звеньев и даже эскадрилий. Но не просто по прошествии определенного срока службы, а в результате настойчивой летной работы. Уже в ближайшее время многим нынешним выпускникам мы предоставим возможность продолжить летную практику на самолетах L-39 с тем, чтобы они научились выполнять полеты и в сложных метеоусловиях. При этом каждый из них будет находиться под надлежащим контролем, а их дальнейшая служебная карьера будет зависеть от старательности и настойчивости в работе.
- Достижения в Военно-Воздушных Силах несомненно есть, и не маленькие. И все же в ходе подведения итогов на заседании Военной коллегии Министерства обороны Украины были некоторые замечания. Какие?
- К сожалению, нам не удалось выполнить требования Президента Украины и Министра обороны государства по укреплению воинской дисциплины и предупреждению гибели военнослужащих. Это подтверждают статистические данные, свидетельствующие об отрицательных явлениях. Хотя около трети показателей о правонарушениях перешли нам из предыдущих лет. Скажем, 14 нарушений связаны с трагедией в Скнилове, которая произошла в прошлом году. Однако они посчитаны за нынешние. Зарегистрировано около десятка случаев незаконного присвоения сержантских воинских званий, что произошло еще лет шесть-восемь назад. Двое наших военнослужащих погибли в автокатастрофах не при исполнении служебных обязанностей, однако это все равно поставили в вину командирам. Есть и многие другие несоответствия. Правда при этом необходимо признать, что проблема укрепления правопорядка и воинской дисциплины в ВВС стоит довольно остро. И это в значительной мере связано с подбором, назначением и воспитанием кадров. Нарушение дисциплины допускают конкретные люди, поэтому мы взяли жесткий курс на увольнение всех, кто склонен к пьянству, кражам, другим негативным поступкам. В первую очередь будем освобождать военнослужащих, которые отрицательно характеризуются как в сфере профессиональной подготовки, так и в сфере воинской дисциплины. Причем будем делать это в соответствии с требованиями руководящих документов - с помощью аттестационных комиссий. А на их места будем назначать специалистов из воинских частей и подразделений, которые попадают под сокращение, и тех, у кого высокий рейтинг. Думаю, это будет справедливо.
- Действительно, оставаться служить должны лучшие. Но и они должны учиться, чтобы сохранять и повышать профессиональный уровень. Что для этого будет сделано в следующем учебном году?
- Начиная со следующего года мы будем усложнять учебно-боевые задачи - создавать на учениях необходимый тактический фон, задавать более тяжелые пилотажные упражнения, принуждать действовать в условиях, отвечающих современным требованиям.
Методом собраний мы будем учить тех летчиков, которые не входят в состав подразделений, включенных в ОСБР. А воздушные бойцы, получившие надлежащую подготовку в прошлом году, должны совершенствовать свое мастерство во время проведения летных смен.
Однако все это будет возможным лишь при необходимом для решения этих задач материально-техническом обеспечении - если нам выделят нужное количество горючего. Иначе мы можем утратить даже то, что имеем. В некоторых странах, которые достигли хорошего материального положения, утрачена авиационная школа, поэтому возродить военную авиацию им тяжело. Думаю, это может послужить нам уроком. Если у государства не останется военной авиации, ей тяжело будет отстаивать свой суверенитет.