Старший вице-президент по корпоративным финансам и информационным системам управления корпорации "Иркут" Сергей Цивилев рассчитывает значительно повысить капитализацию компании за счет IPO.
- Корпорация "Иркут" объявила о намерении публично разместить 20% акций в феврале-марте. Какова будет схема этого размещения?
- Мы планируем размещение акций одновременно на РТС и ММВБ, при этом инвесторам будет предложено 10% существующих акций и 10% дополнительной эмиссии. Средства, привлеченные корпорацией в рамках IPO, будут использованы для приобретения более 75% акций ОКБ им. А.С. Яковлева, а также на разработку и организацию производства перспективной военной и гражданской авиатехники. Организатором и ведущим менеджером выпуска является МДМ-банк. Цена размещения определится в ходе предварительных переговоров с потенциальными покупателями.
- Как быстро пройдет размещение?
- Мы намерены разместиться за один день, для успешного размещения проводится огромная предварительная работа.
- А точная дата пока не назначена?
- Точную дату сейчас назвать сложно, так как ее определение зависит от регистрации необходимых документов в ФКЦБ России, проведения советов директоров, общего собрания акционеров. Все мероприятия, которые нужно провести де-юре, по плану заканчиваются в конце февраля - начале марта.
- Цена размещения пока не определена, но из каких параметров вы исходите? Во сколько примерно оцениваете компанию?
- Цена акций складывается из многих параметров, в частности финансовых результатов деятельности корпорации, понятной стратегии, перспективности развития бизнеса. Работая с инвестиционными фондами, аналитиками инвестиционных компаний, мы полностью раскрываем наши финансовые показатели и планы. Задача аналитиков оценить компанию, руководствуясь различными методами. Стоимость акций будет, очевидно, ближе к непосредственному размещению. За оставшееся время появится несколько дополнительных информационных поводов и событий, которые будут достаточно весомы для рынка. Я думаю, что они сыграют серьезную роль в определении стоимости.
- Сколько акций сейчас находится в свободном обращении?
- На внебиржевом рынке обращается не более 2%. Происходящие сделки носят единичный характер, рынок не является ликвидным, объемы сделок минимальны. Акции корпорации не обращаются ни на одной бирже, поэтому рыночную капитализацию невозможно определить.
- А на какой уровень капитализации рассчитываете выйти в перспективе, скажем, через год после IPO?
- Не имея данных о текущей рыночной капитализации, сложно говорить о перспективах. Скажу лишь, что в течение года после размещения мы планируем заключить еще несколько серьезных контрактов. Мы считаем, что это существенно повлияет на капитализацию компании.
- Собираетесь ли пройти листинг на западных биржах?
- Да, получение международного листинга - следующий этап нашего развития. Мы планируем пройти листинг на Лондонской бирже в начале 2005 года.
- 10% акций продадут нынешние акционеры. А кто именно из них? Или это будут все акционеры пропорционально?
- Менеджмент и некоторые юридические лица, являющиеся акционерами корпорации, продадут часть своих акций пропорционально. Структура акционеров обычно раскрывается перед самым размещением.
- Государство не очень настроено уменьшать свою долю в корпорации и вообще негативно относится к этому проекту. Глава Росавиакосмоса Юрий Коптев заявлял, что можно найти и другие источники финансирования покупки ОКБ им. Яковлева помимо дополнительной эмиссии.
- Если рассматривать ситуацию с точки зрения финансовой целесообразности, то, безусловно, самым оптимальным сегодня является выпуск дополнительных акций. С одной стороны, доли акционеров уменьшатся всего на 10%, а с другой - корпорации не надо увеличивать долговую нагрузку для финансирования покупки конструкторского бюро. Кроме того, в результате сделки капитализация компании вырастет. Наша консолидация с ОКБ им. Яковлева и использование всех его технологических и конструкторских разработок позволит дополнительно расширить наш портфель, увеличить объем заказов, соответственно увеличить выручку и повысить стоимость пакета акций, которым владеет государство. Между 14,7% акций, находящихся у государства, и 13,2% разница незначительная, а стоимость пакета в результате IPO вырастет существенно. Если пакет не близок к блокирующему или контрольному, не важно, каков его размер, важно, сколько он стоит.
- Государство изначально планировало включить корпорацию "Иркут" в состав АХК "Сухой", но действия менеджмента направлены на создание самостоятельной вертикально интегрированной компании. Не возникает ли в связи с этим конфликта с государственными органами?
- Государство владеет 14,7% акций корпорации "Иркут", которые переданы авиационной холдинговой компании "Сухой", и соответственно через эти акции государство в лице АХК "Сухой" принимает участие в управлении нашей корпорацией. Это с одной стороны.
С другой стороны, мы участвуем в совместных программах с АХК "Сухой" на партнерских началах. Между НПК "Иркут" и АХК "Сухой" подписано соглашение, которое способствует выходу обеих компаний на рынок сервисного обслуживания и модернизации истребителей марки Су. Первый сервисный центр, соответствующий стандартам НАТО по уровню обслуживания, будет создан нашими компаниями в Малайзии к 2006 году. Для нас это новое направление бизнеса, которое позволит после 2010 года компенсировать постепенное снижение продаж истребителей семейства Су-30МК. Ведь, как показывает опыт ведущих западных фирм, расходы на обслуживание и модернизацию на всем протяжении жизненного цикла техники примерно равны расходам на ее приобретение.
У нас налажено технологическое и конструкторское сотрудничество: совместно с ОКБ Сухого мы разработали новую машину - сверхманевренный истребитель поколения 4+ Су-30МКИ/МКМ, который сегодня продается в Индию и Малайзию.
- Каков портфель заказов НПК "Иркут"?
- Сегодня объем портфеля - около $4,5 млрд. В основном это контракты со странами Юго-Восточной Азии: поставка и лицензионное производство Су-30МКИ в Индию, производство Су-30 МКМ для Малайзии. Кроме того, мы заключили контракт на поставку самолетов-амфибий Бе-200 МЧС России.
- Корпорация анонсировала планы по диверсификации бизнеса за счет активного развития строительства гражданских самолетов.
- Мы подготовили долгосрочный бизнес-план до 2013 года, в котором заложены результаты предыдущих маркетинговых исследований о снижении спроса на истребители марки Су. Бизнес-план предусматривает выпуск продукции гражданского назначения, и к 2013 году, выполняя бизнес-план, мы достигнем паритета между гражданской и военной продукцией. Сегодня основным гражданским продуктом для нас является Бе-200 - многофункциональный самолет-амфибия. На европейском рынке в качестве партнера по маркетингу и сертификации Бе-200 выступает Европейский авиационно-космический консорциум (EADS). Это наш стратегический партнер. Вместе с ним ведутся работы по установке на Бе-200 двигателей компании Rolls-Royce. На рынке Юго-Восточной Азии самолет будет продвигаться с помощью малазийской фирмы DRB-Hicom Defence Technologies.
Несколько других гражданских проектов находятся в стадии доработки и проектирования. К таким проектам относится, например, MTA - наш совместный с индийской корпорацией HAL проект среднетранспортного самолета грузоподъемностью до 20 тонн. Машина предназначена для замены устаревающего парка (порядка 2000 машин) средних транспортных самолетов Ан-12, C-160 и C-130 ранних модификаций.
В целях более углубленной диверсификации "Иркут" участвует в программе нового российского ближнесреднемагистрального пассажирского лайнера МС-21. Проект этого самолета, разрабатываемый совместно с Авиационным комплексом им. Ильюшина и ОКБ им. Яковлева, победил в тендере Росавиакосмоса. МС-21 рассматривается государством как приоритетный проект в сфере гражданской авиации.
В качестве весьма перспективной мы рассматриваем беспилотную технику как гражданского, так и военного назначения. Это направление авиастроения в мире переживает бум своего развития. Например, по прогнозу Forecast International, через десять лет в бизнесе и муниципальных службах США будет использоваться свыше 8 тыс. беспилотных летательных аппаратов. Серийное производство этих многоцелевых легких беспилотных комплексов в интересах МЧС и других ведомств, а также на экспорт, начнется в 2004 году.
- Над этим работают конструкторские бюро, которые входят в ваш холдинг, а что нового принесет корпорации приобретение ОКБ им. Яковлева?
- ОКБ им. Яковлева - одно из старейших конструкторских бюро с мировым именем. Его приобретение существенно усилит конструкторскую базу корпорации, позволит расширить продуктовый ряд и рынки сбыта. Наиболее интересным продуктом для НПК "Иркут" является учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет Як-130, победивший в конкурсе на лучший проект учебно-тренировочного самолета для ВВС России. Мощности корпорации позволяют наладить серийный выпуск Як-130. Благодаря налаженным связям с индийской промышленностью мы можем облегчить выход этого самолета на рынок Индии. Этому способствует соглашение 2001 года, которое предусматривает совместное продвижение на экспорт Су-30 и Як-130.
Кроме того, ОКБ им. Яковлева создан первый российский беспилотный летательный аппарат, который выпускается серийно. Это один из самых серьезных опытов в России по созданию беспилотной техники, и мы собираемся его активно использовать. Об участии конструкторского бюро в проектировании российского ближнесреднемагистрального пассажирского лайнера МС-21 я уже говорил.
- Будет ли корпорация принимать участие в проекте истребителя пятого поколения?
- Если АХК "Сухой", которая является головным предприятием по разработке истребителя пятого поколения, сочтет необходимым обсудить концепцию и определиться, какую часть работ мы можем выполнять, конечно, мы готовы взять на себя такой подряд.
- Какова инвестиционная программа НПК "Иркут"?
- Большая часть запланированных инвестиций пойдет на конструкторские разработки. Мы планируем вложить в НИОКР более $460 млн в течение десяти лет. Несмотря на то что наши текущие производственные мощности позволяют произвести практически весь объем продукции, согласно бизнес-плану, мы планируем дополнительные инвестиции в наши производственные фонды. Они будут направлены в основном на постоянное обновление и модернизацию оборудования и составят более $260 млн в течение того же периода.
- Какие финансовые результаты ожидаются в этом году? Каков план на следующий год?
- В этом году объем реализации будет примерно сопоставим с прошлым годом. В 2002 году выручка по отчетности, составленной по стандартам US GAAP, составила $528 млн, EBITDA - $103 млн, увеличившись более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом. А вот в 2004 году мы ожидаем значительный рост. В соответствии с портфелем заказов и условиями поставки выручка составит более $800 млн, EBITDA превысит $160 млн.
- Не планируете выпускать промежуточную отчетность по международным стандартам?
- Свой первый отчет по US GAAP за 2000-2001 годы мы готовили полтора года. Такой длительный срок был связан со сложностью допуска международных аудиторов на предприятие оборонного комплекса. Мы разработали целую технологию с привлечением российских субподрядчиков, имеющих лицензию ФСБ на получение информации, относящейся к государственной тайне. Благодаря отработанной методике отчетность за 2002 год подготовили быстрее - за шесть месяцев. Надеюсь, что мы выйдем на финишную прямую, когда сможем выпускать отчетность каждые шесть месяцев.
- Из-за того, что компания получает авансом лишь небольшую часть платежей по исполняемым контрактам, ей необходим большой объем заемных средств. Какова сейчас задолженность НПК "Иркут"?
- Большой объем заемных средств возник не только из-за необходимости финансирования дефицита оборотных средств, но из-за существенных инвестиций в НИОКР самолетов Су-30МКИ, Бе-200, которые уже сегодня принесли нам портфель заказов более чем $4,5 млрд.
Сегодня объем заемных средств составляет сумму в $500 млн плюс-минус 10%. Для покрытия дефицита оборотных средств, связанного с длинным циклом производства и небольшими авансовыми платежами, у нас открыты кредитные линии в ведущих банках.
Что касается структуры кредитного портфеля по срокам погашения, в 2003 году нам удалось полностью реструктурировать портфель. Если по итогам 2001 года и на начало 2002 года у нас было соотношение 70% на 30% в пользу краткосрочных займов, то сейчас долгосрочные кредиты составляют порядка 80%. В перспективе мы намерены снижать долю заемных средств в структуре пассивов компании. Наша цель - не более 60% заемных средств от выручки.
- Какова структура заемных средств, в основном это банковские кредиты?
- Да, банковские кредиты пока превалируют, но мы стремимся к диверсификации долговых инструментов. На текущий момент порядка $70 млн составляют рублевые облигационные займы, которые были выпущены в рамках нашей программы расширения спектра рыночных инструментов. Формирование имиджа платежеспособного заемщика, создание своей кредитной истории было главной целью. Тут мы шли классическим путем - сначала сделали вексельный заем, затем выпустили облигации. Теперь постепенно, но соизмеримо с рынком понижаем по ним стоимость купона.
- Не планируете еще делать рублевые выпуски?
- Пока нет. Следующий этап - выход на рынок международных заимствований. В середине 2003 года был привлечен первый синдицированный кредит от банков Юго-Восточной Азии на $50 млн, организатор - сингапурский филиал Московского народного банка. Синдицированный кредит получается значительно дешевле рублевых облигационных займов. В начале следующего года мы планируем увеличить объем синдицированных кредитов еще на $50 млн для замещения более дорогих займов.
- А с какими еще банками сотрудничаете?
- Наш стратегический партнер - Сбербанк, в нем у нас открыта кредитная линия на сумму около $300 млн. Также работаем со всеми крупными российскими банками - ВТБ, Альфа-банком, Росбанком.
- А с западными?
- У нас сложились очень хорошие отношения с крупнейшим немецким банком HypoVereinsbank (HVB), а также с его российским дочерним банком - Международным московским банком.
- После присвоения инвестиционного рейтинга некоторые аналитики посчитали, что многие российские эмитенты отложат запланированные размещения акций и будут привлекать средства за счет займов. Но НПК "Иркут" не свернула свою программу IPO. Почему? Выпускать облигации невыгодно?
- Невозможно сравнивать привлечение средств через облигационные займы и выпуск акций. Облигации и акции - это совершенно разные инструменты по своей природе. Облигационные займы предполагают привлечение средств на определенный срок и процент за их использование. Обычно они привлекаются для решения краткосрочных задач, например для финансирования дефицита оборотного капитала. Размещение акций направлено на увеличение акционерного капитала, дающего возможность финансировать долгосрочные программы. Кроме того, выпуск акций позволяет привлекать новых стратегических партнеров. Это во-первых.
Во-вторых, я думаю, что присвоение инвестиционного рейтинга влияет на инвестиционную привлекательность всех российских инструментов. Инвесторы, оценивая потенциал российского рынка, пересматривают свои лимиты на ценные бумаги, и возможность привлечь дополнительные средства от более широкого круга инвесторов увеличивается. Сейчас агентство Moody's не собирается снижать рейтинг, утверждая, что все политические риски учтены, другие аналогичные компании высказываются о возможности снижения рейтинга. Поэтому сегодня рано говорить о влиянии инвестиционного рейтинга, присвоенного агентством Moody's, на наше IPO. Посмотрим, как будет ситуация развиваться дальше.
В случае присвоения более высокого рейтинга и остальными агентствами, стабилизации ситуации мы рассматриваем возможность выпуска и еврооблигаций.
- Каким будет объем выпуска еврооблигаций?
- Мы определим объем на момент привлечения ресурсов исходя из имеющегося дефицита финансирования и потребностей замещения существующих банковских кредитов.