В этом году на рынке появился новый игрок - немецкая авиакомпания Germania. Она предложила такие цены на регулярные рейсы в Германию, каких до сих пор не предлагал никто. Именно после начала работы Germania в России национальный авиаперевозчик - компания "Аэрофлот" - снизил цены на полеты в Берлин. Генеральный представитель авиакомпании по России и СНГ Гюнтер Зайбт, однако, пытается откреститься от эпитета low-cost по отношению к своей авиакомпании.
- Г-н Зайбт, почему вы так не любите, когда Germania называют авиакомпанией сегмента low-cost?
- Мы сами себя не позиционируем как low-cost. Все тарифы, которые мы устанавливаем в России или в Европе, мы сначала обязаны отдать в Luftfarht Bundesdamt. Это немецкое ведомство вроде российской ГСГА (Государственная служба гражданской авиации. - "Фокус"). Там их проверяют: не демпинговые ли это цены, получится ли при ожидаемой нормальной загрузке достаточный объем прибыли и соответствуют ли они условиям рынка. Только после этого мы получаем разрешение на определенный тариф. Наши цены ниже, чем у других, поскольку мы позиционируем себя как небольшая авиакомпания (у Germania 19 самолетов Fokker-10, 14 - Boeing 737-700, 13 - Boeing 737-300 и семь - MacDonnell-Douglas-MD-83. - "Фокус") и стараемся на низком уровне держать себестоимость нашего аппарата. К тому же Fokker-100 и Boeing - экономичные самолеты. Они потребляют вполовину меньше керосина, чем Ту-134 или Ту-154.
- Авиакомпании должны использовать самолеты интенсивно, на нескольких рейсах в день. Как организована система полетов у вас?
- Каждый самолет выполняет три пары рейсов в сутки. Утром это полеты из города в город и обратно, например из Берлина в Мюнхен или в Цюрих и обратно. В середине дня эти самолеты выполняют рейсы на курорты, куда в основном летят туристы. После того как самолет возвращается с курорта, он еще раз выполняет утренний рейс. Таким образом, получается интенсивная эксплуатация самолетов, которые в год летают примерно 3500-4000 часов. В связи с тем, что расстояние до Москвы больше, мы выполняем только две пары рейсов: Берлин - Москва - Берлин, а потом Берлин - Лиссабон - Берлин.
- Смогут ли пассажиры из России стыковать рейсы в Европе и лететь через Германию на курорты? Положим, если я хочу полететь в испанский Аликанте через Мюнхен, могу ли я в Москве купить билеты на рейс Москва - Мюнхен и Мюнхен - Аликанте?
- Пока этот вопрос прорабатывается. Не исключено, что мы сможем решить его к следующему лету. Сейчас пассажир должен полететь в Мюнхен и там себе купить билет до Аликанте. Но проще забронировать билет через Интернет в Москве, распечатать подтверждение брони и потом предъявить распечатку на стойке регистрации в аэропорту. Но в любом случае такому пассажиру по прилете в Германию придется выйти из самолета (даже если этот же самолет потом отправляется на нужный ему курорт), пройти паспортный контроль, получить багаж, а затем сдать его на следующий рейс.
- Насколько мне известно, уже возможна стыковка рейсов Germania с рейсами региональными российских авиакомпаний?
- Да, можно купить один билет на рейсы, например, от Владивостока до Москвы и из Москвы в Германию. Это стало возможным благодаря нашему контракту с Транспортной клиринговой палатой. У нас долгосрочные отношения с авиакомпанией "КрасЭйр", мы ведем переговоры о сотрудничестве с "Сибирью". Также с нами разговаривали компании "Донавиа", "Калининградские авиалинии", "Башкирские авиалинии", "Уральские авиалинии", "Самарские авиалинии" и ряд других.
- До октября у вас не было прямых рейсов в Мюнхен. Самолеты летали по маршруту Москва - Берлин - Мюнхен. Почему это произошло?
- Пока у нас была не очень высокая загрузка (колебание на уровне от 40-60%), мы все-таки решили рейс из Мюнхена везти через Берлин. В начале октября мы получили оптимальную загрузку и начали ставить по понедельникам и пятницам прямые рейсы в Мюнхен. Начиная с конца октября, с переходом на зимнее расписание, будет пять прямых рейсов в Мюнхен.
- Вы говорите, что всегда просчитываете экономическую целесообразность рейсов. Но, например, авиакомпания Lufthansa посчитала, что рейсы из Москвы в Берлин нецелесообразны, и перестала туда летать. Почему вы начали с Берлина и Мюнхена?
- Мы уверены, что правильно проанализировали ситуацию. Только в Берлине и районах, которые к нему прилегают, официально живет 250 000 русскоязычного населения. Реально эта цифра выше 300 000. Поэтому я считаю, что рейсы в Берлин будут пользоваться спросом.
- Зимой вы намерены начать полеты в Гамбург и Дюссельдорф. Почему были выбраны именно эти города и поставите ли вы туда сразу прямые рейсы?
- Гамбург в Германии - очень важный деловой экономический центр. А Дюссельдорф, во-первых, выставочный город, а во-вторых, там опять-таки много русскоязычного населения. Мы исходим из того, что к моменту начала полетов в эти города мы достигнем такого уровня, что сможем сразу летать напрямую. Будет пять рейсов в неделю, с понедельника по пятницу, в каждый из городов.
- Помимо Москвы на постсоветском пространстве Germania летает еще и в Грузию. Почему именно туда?
- Да, раз в неделю мы летаем в Тбилиси. С Грузией наши отношения сложились исторически. Мы долго занимались проектом реорганизации авиации на территории республики и с тех времен остались в хороших дружеских отношениях. Поэтому сейчас мы выполняем туда еженедельный рейс.
- Какие еще республики бывшего СССР компания рассматривает в качестве потенциальных рынков?
- В принципе, мы открыты к сотрудничеству со всеми. Но пока все ограничивается количеством самолетов и некоторыми другими условиями. Например, Fokker 100 - это среднемагистральный самолет, который из Берлина до Тбилиси уже не долетает (на этих рейсах мы используем Boeing). Поэтому мы пока прорабатываем те маршруты, на которых можно было бы использовать самолеты Fokker.
- Вы активно призываете бронировать билеты на ваши рейсы через Интернет. Но многие боятся оплачивать кредитной картой услуги по Сети.
- Сначала мы думали, что здесь оплата через Интернет просто будет невозможна. Но практика показывает, что этим пользуется намного больше людей, чем мы ожидали. К тому же развитие России сейчас идет такими темпами, что через несколько лет такие вопросы уже не будут стоять, по крайней мере в таких крупных городах, как Москва.
- Кто бронирует билеты через Интернет из Москвы в Германию - русские или немцы?
- Русские. Сейчас около 10% загрузки из Москвы бронируется через Сеть. Конечно, в Германии таких клиентов гораздо больше, этот показатель приближается к 50%. Правда, есть разница между рейсами в города и на курорты. В первом случае летает очень много бизнесменов, которые привыкли не тратить время и бронировать все через Интернет. А туристы пока хотят получить свой билет. Это вопрос привычки. Люди привыкли покупать пакетный тур, который включает билет, ваучер для гостиницы и, может быть, аренду машины. Но поставщики услуг все чаще и чаще продают турпродукт раздельными частями. Клиент сам бронирует свой рейс, выбирает по Интернету гостиницу, машину напрокат. И он склеивает эти детали, как ему нравится. Правда, психология меняется медленно. Как правило, более самостоятельна в формировании путешествия молодежь.
- Каковы взаимоотношения с турагентствами, которые продают ваши билеты? Какой процент от стоимости им положен в качестве вознаграждения?
- Все агентства, которые продают наши билеты, получают комиссию в 7%. С европейскими та же система, но там комиссия примерно 10%. Это связано именно с бронированием через Интернет. Например, если европейская туркомпания бронирует билет для клиента в системе BSP (глобальная система взаиморасчетов по авиабилетам при IATA - Международной авиатранспортной ассоциации), то там комиссия составляет около 7%. Если агентство бронирует билеты через Сеть, то расходы на поддержание этих систем бронирования полностью отпадают. Таким образом, можно получить больше комиссионных.
- Могут ли туристические компании бронировать блоки мест на отдельном рейсе или на нескольких рейсах за сезон?
- В нашей работе с турагентствами предусмотрена возможность бронировать блоки мест. Это происходит через нашего генерального агента, компанию "Джет Трэвел", которая регулирует эти вопросы на рынке. В принципе, все зависит от развития загрузки. Понятно, если идет продажа блоков, это гарантирует загрузку самолетов, но самый лучший вариант для нас - если бы мы 100% мест продавали бы через Интернет прямым покупателям и не платили бы комиссию. Но пока этот вариант нереален.
СПРАВКА
Стоимость билетов на рейсы Germania из Москвы в Берлин, Мюнхен, Гамбург или Дюссельдорф - 111 евро в один конец. В этой ценовой нише работает российская авиакомпания "Сибирь", которая, согласно официальным тарифам, предлагает билеты на рейс Москва - Берлин - Москва за $235 и рейс Москва - Мюнхен - Москва за $245. "Аэрофлот" летает до Берлина и обратно уже за $367 плюс 5% НСП.
Согласно правилам авиакомпании Germania, пассажиров не кормят во время полета, хотя при желании они могут купить на борту сэндвич или напиток (по 1 евро за каждый). За 48 часов до вылета клиент может поменять дату рейса или фамилию человека, который полетит этим рейсом. Каждое такое изменение обойдется в 25 евро. Правила по провозу багажа - 15 кг плюс 5 кг в ручной клади.