| NEW! |
 |
|
Болот Джанузаков: "Авиабаза в Канте сблизила Центральную Азию и Россию"

 Ноябрь 2003 года Виктория Панфилова, Независимое Военное Обозрение


В XXI столетии Киргизия была и останется верным другом и надежным союзником России. 
Болот Джанузаков
Джанузаков Болот Чыныбаевич родился в 1948 г. в с. Чым-Коргон Кеминского района Киргизии. Окончил Фрунзенский политехнический институт (1970 г.) и Киргизский государственный национальный университет (1991 г.) по специальностям инженер-технолог и юрист. Работал завпроизводством мясокомбината, в 1972 г. перешел на партийную работу. С 1988 г. в течение 12 лет - в УВД г. Бишкека и УВД Чуйской области. В 1996 г. назначается руководителем департамента правоохранительных органов аппарата премьер-министра и одновременно возглавляет отдел по делам обороны и правоохранительных органов администрации президента. В 2000 г. являлся секретарем Совета безопасности республики, в 2001 г. стал председателем службы национальной безопасности. В настоящей должности с 2003 г. Генерал-лейтенант. Российская авиабаза в киргизском Канте, торжественно открытая 23 октября при участии президентов Владимира Путина и Аскара Акаева, являет собой, как отмечают военные эксперты, "пример возвращения России в Центральную Азию". Что в дальнейшем якобы должно привести к единоличному военному влиянию здесь Москвы, а вся антиталибская натовская коалиция должна восвояси убраться из региона. Но Киргизия, хоть и стратегический партнер России, - все же суверенное государство. И любопытно прояснить, как здесь смотрят на соседство российских и американских летчиков. Как и вообще на развитие военно-политической обстановки. На вопросы "НВО" отвечает советник по связям с общественностью и руководитель отдела обороны и безопасности администрации президента Киргизской Республики Болот Джанузаков. 
|
-БОЛОТ ЧЫНЫБАЕВИЧ, означает ли недавнее открытие российской военно-воздушной базы в Канте коренное изменение внешнеполитических приоритетов Бишкека, переориентацию Киргизии на более тесное сотрудничество с Россией?
- Ни о какой переориентации говорить не приходится. Народы России и Киргизии вот уже более 200 лет связывает общая историческая судьба, и Россия по-прежнему близка и дорога киргизам. "Россия дана нам Богом и историей" - это слова президента Аскара Акаева. Таким образом, ясно, что и в XXI столетии Киргизия была и останется верным другом и надежным союзником России. А открытие авиабазы в Канте - это продолжение многовековых межнациональных традиций и связей, выражающихся в воле наших государств обеспечить безопасность народов и жить в мире.
- Однако в странах Центральной Азии по-разному воспринимают факт военного пришествия России в регион.
- А о роли России в центральноазиатской истории вообще существуют полярные представления. Но полагаю, что подавляющее большинство здравомыслящих, не отягощенных националистическими предрассудками людей в этом регионе прекрасно видят факты взаимного сближения центральноазиатских стран и России. Свидетельство тому - деятельность Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, а также целая система межгосударственных договоров и соглашений. Уверен, что тенденция сближения с Россией в регионе будет только нарастать.
- В Киргизии, как известно, действует и база Сил антитеррористической коалиции. Координируют ли как-то киргизские власти взаимодействие между российскими военными в Канте и натовскими в аэропорту "Манас"?
- Естественно, такая координация предусмотрена, но ее формы пока прорабатываются. Каждая авиабаза решает свои задачи, но главная константа, определяющая существование обеих - обеспечение безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Авиабаза в Канте, напомню, - это не просто российская военная база, а авиационный компонент Коллективных сил быстрого развертывания стран - членов Организации Договора о коллективной безопасности. Все это - сдерживающий фактор для террористических группировок. Поэтому мы считаем, что существование авиабаз отвечает интересам не только нашей республики и стран региона, но и мирового сообщества в целом, поскольку они являются гарантом стабильности и оплотом борьбы с угрозами и вызовами.
В профессионализме же киргизских служб, призванных управлять воздушным движением, я совершенно уверен.
- США, открыв базу в "Манасе", параллельно открыли для Киргизии программы экономической помощи. Россия в связи с открытием базы в Канте пока не предложила ничего аналогичного...
- США, как развитая страна, оказывали и оказывают Киргизии экономическую помощь, это факт. Но вот питать в связи с открытием российской авиабазы в Канте надежды на какие-то дивиденды и от России было бы некорректно. Наша выгода в данном случае - это мир и покой в регионе, стабильность развития страны, это ощущение безопасности у народа республики. То есть морально-психологические дивиденды, которые мы уже получили.
Но и чисто материальная сторона тоже присутствует. Киргизия выигрывает от размещения в Канте летного состава. Местное население получит новые рабочие места, будут построены подъездные пути к аэродрому и в самом городе Канте, благоустроится военный городок, который за последние десять лет изрядно обветшал, улучшится вся местная инфраструктура.
- В последние годы на геополитической арене в Центральной Азии все более звучную скрипку играет Китай. Как учитывает киргизская внешнеполитическая доктрина это обстоятельство?
- Мы расцениваем Китай как супердержаву, которая вместе с Россией и США заинтересована в безопасности и бесконфликтности во всех регионах мира. Поэтому у нас общие цели и намерения, в рамках которых противостояние исключается.
Кроме того, Китай - наш великий сосед. Сегодня это одна из наиболее динамично развивающихся стран, и она реально оказывает заметное влияние на развитие глобальных процессов. Отношения же наши, к слову сказать, начали складываться очень давно. Еще историк Сыма Цянь, "китайский Геродот", как его называют, в одном из своих трудов приводил доказательство существования киргизской государственности еще в 201 году до нашей эры! Уместно напомнить и слова великого путешественника Марко Поло: "Киргизия - это прекрасный оазис на Великом шелковом пути и самые удобные ворота в Китай". Поэтому мы активно сотрудничаем в политической, экономической, культурной и многих других сферах. И очень рады, что исторические традиции возрождаются в новом качестве.
Замечу, что Киргизия, Россия и Китай входят в Шанхайскую организацию сотрудничества, и это накладывает свой позитивный отпечаток на развитие наших взаимоотношений. Впрочем, внешняя политика нашей республики строится по принципу "и-и", а не "или-или", и в этом смысле сотрудничество Бишкека и Пекина - яркое тому подтверждение.
- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в регионе после завершения основного этапа антитеррористической операции в Афганистане?
- Действительно, антитеррористическая операция в Афганистане в определенной степени разрядила обстановку как в этой стране, так и в регионе в целом, снизила прямую угрозу агрессии со стороны вооруженных формирований. Но она, на мой взгляд, продолжает оставаться напряженной, угроза вылазок террористов мирового масштаба с повестки дня не снимается. Мы в Киргизии хорошо помним уроки событий 1999 и 2000 годов в Беткенской области. Поэтому надо быть готовым к возможным осложнениям обстановки.
Конечно, сегодня, сейчас нет прямых оснований ожидать вторжения бандитских формирований из Афганистана на территорию Киргизии. Но там социально-экономическая обстановка способствует производству и распространению наркотиков, а это - ни для кого не секрет - основа финансирования преступности и терроризма во всем мире. И в этом смысле присутствие дружественных военных сил на территории Киргизии, каковыми являются и российские в Канте, и американские в аэропорту "Манас", есть прямое предостережение терроризму. А значит - гарантия безопасности киргизской государственности.





|
 |


 | Алексей Блинов РБК Ставка на регионы: какие направления приносят авиакомпании прибыль
| |  | Александр Гамов Комсомольская правда Новый министр транспорта Никитин дал первое интервью на посту: «Моя жена испытала на себе проблемы в аэропорту»
| |  | Анастасия Львова Эксперт «Новые самолеты будут сертифицированы один за другим»
| |  | Герман Костринский, Ирина Парфентьева, при участии Сергей Гусев РБК Глава ОАК — РБК: «У нас в стране все разбираются в футболе и авиации»
| |  | Анастасия Львова Эксперт Василий Шпак: «В применении БАС должна появиться экономика»
| |  | Юлия Терентьева ИА AmurMedia Ярослав Аширов - о Хабаровском аэропорте: инвестиции, рейсы и социальная активность
| |  | Наталия Ячменникова Российская газета Курс на технологический суверенитет. Академик Сергей Чернышев - о пассажирском "сверхзвуковике" и испытаниях МС-21
| |  | ИА ChitaMedia Читинский аэропорт: масштабная реконструкция, влияние пандемии и новые авианаправления
| |  | Дмитрий Невзоров Аргументы и Факты Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
| |  | Александр Пинчук РИА Новости Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
| |  | Олег Клименко PrimaMedia "Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
| |  | Алексей Харнас Эксперт «Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
| |  | Герман Костринский, Ирина Парфентьева РБК Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
| |  | Вячеслав Терехов Интерфакс Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
| |  | Евгений Берсенев Свободная Пресса Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»
| |  | Sakh.online «Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
| |  | Наталия Ячменникова Российская газета "Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
| |  | Андрей Коршунов Известия «В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
| |  | Михаил Котов Pro Космос «Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
| |  | Игорь Елков, Игорь Черняк Российская газета Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
| |  | Андрей Коршунов Известия «Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
| |  | Илья Доронов РБК Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
| |  | Наталия Ячменникова Российская газета Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров
| |  | РИА "Новости" "Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
| |  | Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева РБК Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
| |  | Андрей Коршунов Известия «На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
| |  | Елена Пономарева, Артем Рукавов Интерфакс Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
| |  | Алена Чилей Pro Космос Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
| |  | Матвей Мальгин Взгляд Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
| |  | Александр Пинчук РИА Новости Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета
| |  | ИА Report Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании
| |  | Reuters, Ростех Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
| |  | Елена Мягкова АТОР От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров
| |  | Интерфакс Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
| |  | Владимир Гаврилов Известия «Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
| |  | Мария Агранович Российская газета Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
| |  | Богдан Логинов Вслух.ру Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать
| |  | РБК Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
| |  | Наина Курбанова Известия «Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»
| |  | RT «Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
| |  | Андрей Коршунов Известия Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
| |  | Денис Кайыран РИА Новости Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
| |
|
erid: LatgC9sMF
|