Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Болот Джанузаков:
"Авиабаза в Канте сблизила Центральную Азию и Россию"


Ноябрь 2003 года Виктория Панфилова, Независимое Военное Обозрение


В XXI столетии Киргизия была и останется верным другом и надежным союзником России.

Болот Джанузаков
Джанузаков Болот Чыныбаевич родился в 1948 г. в с. Чым-Коргон Кеминского района Киргизии. Окончил Фрунзенский политехнический институт (1970 г.) и Киргизский государственный национальный университет (1991 г.) по специальностям инженер-технолог и юрист. Работал завпроизводством мясокомбината, в 1972 г. перешел на партийную работу. С 1988 г. в течение 12 лет - в УВД г. Бишкека и УВД Чуйской области. В 1996 г. назначается руководителем департамента правоохранительных органов аппарата премьер-министра и одновременно возглавляет отдел по делам обороны и правоохранительных органов администрации президента. В 2000 г. являлся секретарем Совета безопасности республики, в 2001 г. стал председателем службы национальной безопасности. В настоящей должности с 2003 г. Генерал-лейтенант. Российская авиабаза в киргизском Канте, торжественно открытая 23 октября при участии президентов Владимира Путина и Аскара Акаева, являет собой, как отмечают военные эксперты, "пример возвращения России в Центральную Азию". Что в дальнейшем якобы должно привести к единоличному военному влиянию здесь Москвы, а вся антиталибская натовская коалиция должна восвояси убраться из региона. Но Киргизия, хоть и стратегический партнер России, - все же суверенное государство. И любопытно прояснить, как здесь смотрят на соседство российских и американских летчиков. Как и вообще на развитие военно-политической обстановки. На вопросы "НВО" отвечает советник по связям с общественностью и руководитель отдела обороны и безопасности администрации президента Киргизской Республики Болот Джанузаков.

-БОЛОТ ЧЫНЫБАЕВИЧ, означает ли недавнее открытие российской военно-воздушной базы в Канте коренное изменение внешнеполитических приоритетов Бишкека, переориентацию Киргизии на более тесное сотрудничество с Россией?

- Ни о какой переориентации говорить не приходится. Народы России и Киргизии вот уже более 200 лет связывает общая историческая судьба, и Россия по-прежнему близка и дорога киргизам. "Россия дана нам Богом и историей" - это слова президента Аскара Акаева. Таким образом, ясно, что и в XXI столетии Киргизия была и останется верным другом и надежным союзником России. А открытие авиабазы в Канте - это продолжение многовековых межнациональных традиций и связей, выражающихся в воле наших государств обеспечить безопасность народов и жить в мире.

- Однако в странах Центральной Азии по-разному воспринимают факт военного пришествия России в регион.

- А о роли России в центральноазиатской истории вообще существуют полярные представления. Но полагаю, что подавляющее большинство здравомыслящих, не отягощенных националистическими предрассудками людей в этом регионе прекрасно видят факты взаимного сближения центральноазиатских стран и России. Свидетельство тому - деятельность Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, а также целая система межгосударственных договоров и соглашений. Уверен, что тенденция сближения с Россией в регионе будет только нарастать.

- В Киргизии, как известно, действует и база Сил антитеррористической коалиции. Координируют ли как-то киргизские власти взаимодействие между российскими военными в Канте и натовскими в аэропорту "Манас"?

- Естественно, такая координация предусмотрена, но ее формы пока прорабатываются. Каждая авиабаза решает свои задачи, но главная константа, определяющая существование обеих - обеспечение безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Авиабаза в Канте, напомню, - это не просто российская военная база, а авиационный компонент Коллективных сил быстрого развертывания стран - членов Организации Договора о коллективной безопасности. Все это - сдерживающий фактор для террористических группировок. Поэтому мы считаем, что существование авиабаз отвечает интересам не только нашей республики и стран региона, но и мирового сообщества в целом, поскольку они являются гарантом стабильности и оплотом борьбы с угрозами и вызовами.

В профессионализме же киргизских служб, призванных управлять воздушным движением, я совершенно уверен.

- США, открыв базу в "Манасе", параллельно открыли для Киргизии программы экономической помощи. Россия в связи с открытием базы в Канте пока не предложила ничего аналогичного...

- США, как развитая страна, оказывали и оказывают Киргизии экономическую помощь, это факт. Но вот питать в связи с открытием российской авиабазы в Канте надежды на какие-то дивиденды и от России было бы некорректно. Наша выгода в данном случае - это мир и покой в регионе, стабильность развития страны, это ощущение безопасности у народа республики. То есть морально-психологические дивиденды, которые мы уже получили.

Но и чисто материальная сторона тоже присутствует. Киргизия выигрывает от размещения в Канте летного состава. Местное население получит новые рабочие места, будут построены подъездные пути к аэродрому и в самом городе Канте, благоустроится военный городок, который за последние десять лет изрядно обветшал, улучшится вся местная инфраструктура.

- В последние годы на геополитической арене в Центральной Азии все более звучную скрипку играет Китай. Как учитывает киргизская внешнеполитическая доктрина это обстоятельство?

- Мы расцениваем Китай как супердержаву, которая вместе с Россией и США заинтересована в безопасности и бесконфликтности во всех регионах мира. Поэтому у нас общие цели и намерения, в рамках которых противостояние исключается.

Кроме того, Китай - наш великий сосед. Сегодня это одна из наиболее динамично развивающихся стран, и она реально оказывает заметное влияние на развитие глобальных процессов. Отношения же наши, к слову сказать, начали складываться очень давно. Еще историк Сыма Цянь, "китайский Геродот", как его называют, в одном из своих трудов приводил доказательство существования киргизской государственности еще в 201 году до нашей эры! Уместно напомнить и слова великого путешественника Марко Поло: "Киргизия - это прекрасный оазис на Великом шелковом пути и самые удобные ворота в Китай". Поэтому мы активно сотрудничаем в политической, экономической, культурной и многих других сферах. И очень рады, что исторические традиции возрождаются в новом качестве.

Замечу, что Киргизия, Россия и Китай входят в Шанхайскую организацию сотрудничества, и это накладывает свой позитивный отпечаток на развитие наших взаимоотношений. Впрочем, внешняя политика нашей республики строится по принципу "и-и", а не "или-или", и в этом смысле сотрудничество Бишкека и Пекина - яркое тому подтверждение.

- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в регионе после завершения основного этапа антитеррористической операции в Афганистане?

- Действительно, антитеррористическая операция в Афганистане в определенной степени разрядила обстановку как в этой стране, так и в регионе в целом, снизила прямую угрозу агрессии со стороны вооруженных формирований. Но она, на мой взгляд, продолжает оставаться напряженной, угроза вылазок террористов мирового масштаба с повестки дня не снимается. Мы в Киргизии хорошо помним уроки событий 1999 и 2000 годов в Беткенской области. Поэтому надо быть готовым к возможным осложнениям обстановки.

Конечно, сегодня, сейчас нет прямых оснований ожидать вторжения бандитских формирований из Афганистана на территорию Киргизии. Но там социально-экономическая обстановка способствует производству и распространению наркотиков, а это - ни для кого не секрет - основа финансирования преступности и терроризма во всем мире. И в этом смысле присутствие дружественных военных сил на территории Киргизии, каковыми являются и российские в Канте, и американские в аэропорту "Манас", есть прямое предостережение терроризму. А значит - гарантия безопасности киргизской государственности.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer