ПРИКАЗ
Министра обороны Российский Федерации
2 октября 2003 г.
№ 340
г. Москва
Товарищи солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики, мичманы и офицеры!
Товарищи ученые и работники ракетно-космической отрасли промышленности!
Уважаемые ветераны Космических войск!
4 октября 2003 г. Российская Федерация, ее Вооруженные Силы отмечают День Космических войск.
Он установлен в ознаменование роли военных специалистов в развитии отечественной космонавтики, их вклада в защиту интересов государства в сфере космической деятельности.
Сформированные в 2001 году Космические войска успешно выполняют широкий спектр задач в интересах обороны и социально-экономического развития страны и реализации Федеральной космической программы Российской Федерации. Всемерное развитие Космических войск является одним из важнейших приоритетов современного этапа военного строительства и направлено на повышение эффективности боевого применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Современное поколение военнослужащих и гражданских специалистов Космических войск бережно хранит и приумножает традиции старших поколений, проявляет высокий профессионализм и боевое мастерство, надежно обеспечивает своим ратным трудом безопасность и приумножение космической славы Отечества.
Поздравляю личный состав, ветеранов Космических войск, создателей ракетно-космической техники с праздником - Днем Космических войск.
Желаю вам крепкого здоровья, счастья и благополучия, успехов в службе и труде на благо России, во имя укрепления ее позиций как великой космической державы.
Министр обороны Российской Федерации С. ИВАНОВ.
- Анатолий Николаевич, Космическим войскам всего лишь два года. Как идет становление молодого рода Вооруженных Сил?
- За эти два года мы проделали значительную работу. Тем не менее ее можно расценивать лишь как задел, отдача от которого будет получена только спустя определенное время. В основном завершенным пока можно считать процесс формирования кадровой базы, разработки основных концептуальных документов оперативного и долгосрочного планирования, организации управления войсками и взаимодействия.
Одним словом, работы впереди много.
- В том числе предстоит свести в единую систему военный космос и ракетно-космическую оборону?
- Создание полномасштабной системы взаимодействующих и взаимодополняющих группировок сил и средств, совместно решающих по единому замыслу и плану весь комплекс задач сдерживания агрессии против России в космосе, из космоса и через космос, - задача даже не ближайшей, а 10-15-летней перспективы. Сегодня она рассматривается руководством страны и армии как одно из приоритетных направлений военно-технической политики на ближайшее десятилетие.
Для того чтобы эту задачу решить, потребуются не только организационные мероприятия. Необходимо создать новые перспективные средства вооружения, обеспечивающие требуемый уровень технической и информационной совместимости, объединенные единой автоматизированной системой управления и действующие по согласованным алгоритмам. Так что объединение военного космоса и ракетно-космической обороны в единый организм - это только первый шаг, необходимая организационная предпосылка для создания такой системы.
- Не секрет, что в 90-е годы наша орбитальная группировка (ОГ) изрядно 'похудела'. С появлением новых войск что-то изменилось?
- Сегодня можно с полным основанием говорить о том, что процесс деградации орбитальной группировки военного назначения остановлен. Но это не значит, что последствия кризисных явлений в области военного космоса полностью преодолены. Пока мы добились лишь стабилизации количественного состава ОГ на минимально необходимом уровне.
Этого, конечно, недостаточно. Уже в ближайшие годы необходимо добиться существенного наращивания эффективности военного космоса. Причем речь идет в большей степени о качественных характеристиках космических аппаратов (КА), которые должны не уступать лучшим зарубежным образцам.
Поэтому в сегодняшней стратегии поддержания и развития военно-космической деятельности приоритет отдан форсированному созданию перспективных космических систем и комплексов разведки, связи, навигации, геодезии, картографии и метеорологии. Задача эта чрезвычайно сложная и трудоемкая. Но решаемая. Уверен, в ближайшие 5-6 лет мы добьемся полного морального обновления практически всех ключевых элементов ОГ. И сможем перейти от стратегии поддержания необходимого минимума к постепенному наращиванию вклада космических систем и комплексов в эффективность боевых действий войск и систем оружия.
- Космические войска постоянно участвуют в коммерческих программах. Удается ли за счет этого каким-то образом решать проблемы самих войск, скажем, социальные?
- Да, Космические войска по договорам с Рособоронэкспортом, Росавиакосмосом и предприятиями ракетно-космической отрасли оказывают на коммерческой основе услуги по запуску КА, в том числе и в интересах иностранных заказчиков. Это позволяет нам, с одной стороны, выполнять за счет заказчика определенные работы по продлению ресурса и поддержанию готовности технических средств и инфраструктуры космодромов, а с другой - получать дополнительные внебюджетные средства, которые главным образом расходуются именно на 'социалку'.
Так, за два года существования Космических войск на приобретение квартир для военнослужащих израсходовано 63,5 млн. внебюджетных рублей. В этом году на решение жилищной проблемы уже направлено 36,7 млн. рублей. А до конца года мы намерены увеличить эту цифру еще на 98 млн. На сумму около 7,6 млн. рублей закуплены медицинское оборудование и мебель для лечебных учреждений Космических войск. Около 200 тыс. рублей направлено на лечение военнослужащих.
Конечно, этих средств недостаточно для того, чтобы решить наши социальные проблемы и в первую очередь - жилищную. Но существенную прибавку к бюджетным ассигнованиям они, безусловно, приносят.
- На космодроме Плесецк сейчас создается космический ракетный комплекс тяжелого класса 'Ангара'. С военной точки зрения, что он будет давать стране?
- Сразу следует отметить, что 'Ангара' создается на основе унифицированного ряда ракет легкого, среднего и тяжелого классов. Комплекс будет способен выводить практически весь спектр перспективных полезных нагрузок в интересах Минобороны во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит.
Наличие такого комплекса на космодроме Плесецк обеспечит возможность запуска всех военных КА с российской территории, то есть действительно гарантированную независимость отечественного военного космоса.
Однако это не значит, что мы отказываемся от проведения запусков с Байконура. Ведь для ряда полезных нагрузок это значительно дешевле. Но с точки зрения обеспечения необходимого уровня устойчивости инфраструктуры развертывания, поддержания и восполнения орбитальной группировки создание комплекса 'Ангара' в Плесецке на сегодня является безальтернативным решением.
Следует отметить и то, что комплекс 'Ангара' планируется использовать не только в военных целях, но и для запусков космических аппаратов социально-экономического и научного назначения как по Федеральной космической программе, так и по коммерческим программам. Кроме того, ракеты семейства 'Ангара' не будут использовать агрессивные и токсичные ракетные топлива на основе гептила. Это позволит существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса в окрестностях космодрома и в районах падения отделяющихся частей ракет.
- В этом году заметно обострился интерес к Космическим войскам со стороны руководства страны и армии. Глава государства посетил штаб и командный пункт войск, министр обороны работал в соединении противоракетной обороны, на комплексе 'Окно' и на космодроме Байконур. Чем, на ваш взгляд, это объясняется?
- В первую очередь тем, что в развитии военного дела имеет место устойчивая мировая тенденция к возрастанию вклада космических систем и комплексов, средств ракетно-космической обороны в военный потенциал ведущих мировых государств. Более того, сегодня этот вклад приобретает критически важное стратегическое значение. Без эффективного военного космоса, ракетно-космической обороны стратегическое противодействие современному противнику невозможно. Отсюда и повышенное внимание военно-политического руководства государства к Космическим войскам.
Причем следует отметить, что это внимание носит далеко не показной характер. Оно заключается не только в посещениях наших объектов и воинских формирований. Президент страны, Совет Безопасности, Правительство РФ, Министерство обороны и Генеральный штаб отслеживают практически все ключевые направления и проблемные вопросы строительства и развития Космических войск, оперативно принимаются необходимые решения и организуется их выполнение на уровне федеральных и региональных органов государственной власти и военного управления.
- Во всех видах и родах Вооруженных Сил сейчас взят курс на максимальную унификацию вооружения и техники. Для Космических войск это приемлемо?
- Не только приемлемо, но вдвойне необходимо. Унификация является объективной тенденцией, неразрывно связанной с повышением оснащенности войск вооружением и военной техникой и возрастанием доли бюджетных расходов на их производство и закупку. Тем более она характерна для столь технически насыщенных войск, как наши.
Я уже говорил о создании 'Ангары' на базе унифицированного ряда ракет. Кроме того, мы делаем ставку на перспективные КА на базе унифицированных космических платформ. Новые радиолокационные средства систем предупреждения о ракетном нападении и ПРО также будут иметь существенно более высокую степень унификации. И этот список можно продолжить.
Еще одно важное направление - комплексирование задач, решаемых образцами нашего вооружения. Производство и запуски космических аппаратов чрезвычайно ресурсоемки и дороги. Мы не можем себе позволить иметь специализированный аппарат для решения каждой отдельно взятой задачи. Поэтому перспективные космические системы и комплексы будут многофункциональными. Такой подход позволит сократить требуемый состав орбитальной группировки и, соответственно, снизить затраты на ее развертывание и поддержание.
- Очередная война в Ираке, если ее рассматривать с точки зрения применения космической составляющей, привнесла в военное дело что-то новое?
- С позиций военной теории события в Ираке стали не столько открытием чего-то нового, сколько наглядной демонстрацией эффективности принятой ведущими мировыми державами стратегии достижения подавляющего военного превосходства, в первую очередь за счет информационного преимущества над противником. Космические системы и комплексы различного назначения являются важнейшей составной частью технической базы, создающей информационное преимущество. Именно они позволяют иметь превосходство в знаниях о противнике, в оперативности и глобальности доведения информации боевого управления до войск и систем оружия, вплоть до отдельного самолета, танка или даже солдата на поле боя. Именно космические геоинформационные системы добывают и передают навигационно-временную картографическую и метеорологическую информацию, необходимую для наведения высокоточного оружия.
Поэтому с точки зрения развития отечественного военного космоса война в Ираке еще раз показала, что сегодня космические средства являются критически важной составной частью боевого потенциала группировок войск и систем оружия во всех сферах вооруженной борьбы. А решение задач военно-космической деятельности и ракетно-космической обороны должно быть поднято на качественно новый уровень, соответствующий их роли в современной военной стратегии и военном искусстве.