Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Валерий Окулов, генеральный директор ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии":
"Новый терминал нужен нам как воздух"


Октябрь 2003 года Иван Ламыкин, Ведомости


В последние месяцы "Аэрофлот" находится в центре внимания - сразу по нескольким причинам. Авиационная общественность ожидает подписания договора о поставке шести дальнемагистральных самолетов Ил-96.

Валерий Окулов, генеральный директор ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии"
Валерий Михайлович Окулов родился в 1952 году. В 1975 году окончил штурманский факультет Академии гражданской авиации, получив специальность инженера-штурмана. С 1975 года по 1985 год работал в Свердловском объединенном авиаотряде Уральского управления гражданской авиации штурманом самолета Ан-24, Ан-12 и Ту-154. В 1985 году переведен на работу в Москву, в Центральное управление международных воздушных сообщений. Летел штурманом на самолетах Ту-154, Ил-86, Ан-24, работал ведущим штурманом - наставником Центра подготовки авиационного персонала акционерного общества "Аэрофлот". С 1996 года занимал пост первого заместителя генерального директора. С 1997 года - генеральный директор ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии".

В последние месяцы "Аэрофлот" находится в центре внимания - сразу по нескольким причинам. Авиационная общественность ожидает подписания договора о поставке шести дальнемагистральных самолетов Ил-96. Этот заказ остро необходим Воронежскому авиазаводу и служит своего рода индикатором отношения крупнейшего российского авиаперевозчика к отечественной технике. Также "Аэрофлот" пытается ускорить начало строительства третьего терминала в аэропорту "Шереметьево", но при этом выступает против поиска среди коммерческих структур управляющего для аэропорта. Валерий Окулов уже шесть лет у штурвала "Аэрофлота" и в интервью "Ведомостям" объясняет позицию компании по жизненно важным для нее вопросам.

- Уходящий год нанес мировой индустрии авиаперевозок колоссальный урон. Насколько ощутимым оказался этот кризис для "Аэрофлота", с какими итогами он закончит год?

- Военный конфликт в Ираке и в особенности эпидемия SARS, безусловно, сказались и на "Аэрофлоте". Авиакомпания лишилась тех транзитных пассажиров, которых традиционно доставляла через Москву с Ближнего Востока в Европу, Америку, Канаду, и тех европейских потоков, которые традиционно перевозила через Москву до Ближнего Востока. То же касается и Юго-Восточной Азии и Китая. Кстати, за последние два-три года самый большой прирост демонстрировал у нас рынок Китая. И вот по этому - активно растущему и перспективному рынку - был нанесен наиболее ощутимый удар.

Поэтому в течение первого полугодия компания работала в мобилизационном режиме, можно даже сказать, в режиме кризисного управления. Проводились оперативные изменения расписания, маневры флотом, изменения емкостей, которые выставлялись на те или иные направления. Все это позволило нам минимизировать урон, нанесенный внешними негативными факторами. Уже в августе мы отметили ощутимый перелом ситуации, значительное увеличение спроса на рынке Юго-Восточной Азии. Главной задачей было как минимум сохранить уровень показателей прошлого года, и она была выполнена. Прибыль за первое полугодие составила $20,9 млн. Сегодня же мы наверстываем те потери, которые понесли в первом полугодии.

Первоначально прогнозов было два: пессимистический и оптимистический. Планируя расходы, мы исходили из пессимистического прогноза, из того, что быстрого оживления перевозок в Юго-Восточной Азии и Китае не произойдет, но сейчас уже можно говорить о том, что ситуация развивается по оптимистическому сценарию. Сегодня мы не только планируем выйти на показатели бюджетного задания, но и ожидаем заметный рост по основным параметрам - увеличению объема перевозок, размеру прибыли и доходов.

- "Аэрофлот" подписал контракт с рекламным агентством Media Arts. Сколько вы потратили на рекламу в нынешнем году и сколько намерены потратить в 2004-м?

- "Аэрофлот" был представлен на рекламном поле весьма скромно. Мы не хотели торопиться, поскольку прорабатывали весьма важные, концептуальные вещи, касающиеся ценностей компании, связанные с корпоративной культурой. Сегодня эта колоссальная подготовительная работа завершена, и теперь мы начинаем широкую рекламную кампанию. В этом году на рекламу в рамках кампании, которую мы традиционно проводим в "низкий" сезон, будет потрачено $1 - 1,5 млн, а вот рекламный бюджет 2004 г. составит примерно $8 млн. Надеюсь, что эта кампания будет замечена общественностью и привлечет пассажиров. Главный капитал авиакомпании - приверженность пассажиров. Борьба идет за каждого пассажира, борьба идет за клиента и персонального, и корпоративного.

- На одном из направлений, Калининград - Москва, количество пассажиров у вас в этом году резко выросло. Планируется ли сделать программу "Калининград-шаттл" прибыльной и откажется ли от нее "Аэрофлот", если это не удастся?

- Проект "Калининград-шаттл" - четыре рейса в день по маршруту Калининград - Москва по тарифам, близким к железнодорожным, - имеет социальную направленность. Раньше железной дорогой на этом маршруте пользовались 300 000 пассажиров, а 90 000 - 100 000 летали самолетами. С запуском программы "Калининград-шаттл" ситуация стала обратной. Мы забрали пассажиров с железной дороги, более того, появились дополнительные пассажиры, которые раньше не могли себе позволить пользоваться воздушным транспортом или часто летать.

Отказываться от этого проекта недопустимо, это означало бы обмануть людей. Мы не можем сказать им: вот мы тут полетали немножко, и хватит. А задача, стоящая перед нами, такова: сделать данный проект безубыточным. Первоначально мы планировали компенсировать дешевизну экономкласса высокой загрузкой бизнес-класса, однако пока эти расчеты не оправдываются. Но все же мы надеемся на то, что развитие бизнеса в Калининградской области и наличие стабильной транспортной связи с "материком" в перспективе сделают наши прогнозы реальностью.

- Каким темпом происходит реструктуризация парка компании?

- Программа реструктуризации - беспрецедентно сложная, многоуровневая. Она предусматривает подготовку летного и технического персонала, бортпроводников, разработку эксплуатационной и ремонтно-технической документации, организацию поставок самолетов. Существует сетевой график программы, и он исполняется.

В середине октября мы получаем первый А-319 (уже в новой фирменной раскраске) , а к декабрю 2004 г. будут заменены все 27 самолетов иностранного производства. Еще ни одна авиакомпания мира не реализовывала столь масштабный проект в такие сжатые сроки, и все же это лишь первый этап запланированной нами глобальной реструктуризации.

Сегодня наш самолетный парк впору сравнить с зоопарком: множество типов воздушных судов, и, следовательно, огромные расходы на поддержание летной годности каждого из этих типов. Так что не будет преувеличением сказать, что проблема парка - главный сдерживающий фактор развития авиакомпании.

К 2010 г. "Аэрофлот" планирует увеличить объемы перевозок пассажиров более чем в 2 раза, что согласуется с установками президента РФ по удвоению к этому сроку ВВП страны. В последнее время мы много говорим о конкурентоспособности, социальной ответственности бизнеса. Наша конкурентоспособность прямо связана с нашим парком, наша главная социальная ответственность - обеспечение безопасных и доступных для потребителя авиаперевозок.

Мы считаем, что в течение ближайших 10 лет "Аэрофлоту" будет необходим парк из 120 - 130 машин максимум четырех типов. Причем введение этих типов самолетов компания должна начинать в течение ближайших двух лет, а контрактацией нужно заниматься уже сегодня.

- На какой стадии находятся переговоры о приобретении шести Ил-96-300? Что мешает подписанию контракта с компанией "Ильюшин Финанс"?

- Напомню, что воздушный парк "Аэрофлота" состоит в основном именно из отечественных самолетов, и наша компания делала и делает очень много по выводу российских самолетов на международные трассы. Взять тот же Ил-96. "Аэрофлот" являлся чем-то вроде испытательного полигона для обкатки этой машины, и только благодаря многолетнему эксплуатационному опыту "Аэрофлота" Ил-96 смог стать президентским самолетом. Более того, "Аэрофлот" вложил в создание самолетов Ил-96-300 и Ту-204 сумму, сопоставимую с государственными ассигнованиями на развитие всей гражданской авиации.

Позицию "Аэрофлота" можно сформулировать двумя простыми постулатами: во-первых, нам нужны конкурентоспособные самолеты, которые отвечали бы современным мировым стандартам, и, во-вторых, эти самолеты должны соответствовать требованиям по соотношению "цена - качество".

3 октября согласованы принципиальные параметры контракта на приобретение дополнительных шести Ил-96-300. Новые самолеты будут поставляться в современной комфортабельной компоновке салона и с модернизированной авионикой. Уже имеющиеся в парке "Аэрофлота" шесть Ил-96-300 также будут переоборудованы в соответствии с новым дизайном.

- Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся вокруг аэропорта "Шереметьево", какова ваша позиция относительно необходимости проведения конкурса на управление этим аэропортом?

- Привлечение управляющей компании как минимум увеличит издержки - хотя бы на содержание этой самой компании, а отсутствие профессионального подхода к аэропортовой деятельности никак не может способствовать повышению ее эффективности. На мой взгляд, существует неоправданная эйфория по поводу того, что успешные финансовые менеджеры столь же успешно могут заниматься производственным бизнесом, однако это не так. Тем более в такой области, как авиация, где во главе угла стоит не прибыльность, а безопасность.

Новый терминал нужен нам как воздух. Без "Шереметьево-3" невозможно расширить пропускную способность всего аэропорта, невозможно развитие "Аэрофлота". Для нас этот вопрос является стратегическим, но из-за бюрократических проволочек до сих пор не сделано ровным счетом ничего.

- Что послужило причиной отмены совместного заседания советов директоров "Аэрофлота" и "Шереметьево", намеченного на 2 октября?

- Не существует рациональных объяснений торможения проекта строительства нового терминала и переноса рассмотрения этого вопроса на совете директоров. Все согласны, что проект является крайне необходимым для авиакомпании. Его дальнейшее торможение приведет к деградации "Аэрофлота", утрате стратегических позиций на международном рынке и превращению крупнейшей российской авиакомпании во второстепенного маргинального авиаперевозчика. Еще раз подчеркиваю, что понимание этого есть у всех. Только субъективными мотивами можно объяснить настойчивое торможение данного проекта. Для этого организуются надуманные проволочки, используются все меры в нарушение устава, законодательства. Ситуация доведена до предела, дальнейшее промедление недопустимо и вызывает не просто недоумение, а возмущение не только всех участников этого проекта, но и общественности, наших пассажиров, которые справедливо требуют, чтобы в аэропорту "Шереметьево" были созданы нормальные условия для обслуживания пассажиров. Эти надуманные проволочки могут создаваться только в интересах узких групп, которые просто хотят получить привлекательный кусок госсобственности в личное управление. Срыв заседания совета директоров 2 октября произошел вопреки принятому ранее решению, в нарушение устава общества.

О КОМПАНИИ.

"Аэрофлот" - национальный перевозчик России, который в 2003 г. отмечает свое 80-летие. Соответствующий декрет Совета труда и обороны вышел 9 февраля 1923 г. А регулярные полеты (по линии Москва - Нижний Новгород) начались 16 июля того же года. Первые несколько лет перевозки осуществлялись под коммерческой маркой "Добролет", а название "Аэрофлот" как официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны появилось 25 февраля 1932 г.

ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" - крупнейший в стране авиаперевозчик. В 2002 г. чистая прибыль компании по стандартам IAS составила $89,3 млн (в 2001 г. - $20,1 млн) , выручка - $1,563 млрд (в 2001 г. - $1,558 млрд). Государству принадлежит 51,17% акций авиакомпании, группе Национального резервного банка - около 30% акций.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBTJRD
Услуги мужа на час в Колпино по ссылке http://remont.youdo.com/minor-repair/muzh-na-chas/geo/kolpino/.
Поможем с ремонтом: http://remont.youdo.com/facing/walls/wall-transfer/, подробнее тут.
Услуги отделки и ремонта: http://remont.youdo.com/facing/walls/dismantling-partitions/other/demontag-sten-v-kvartire/, перейти >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer