Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Гиви Джанджгава:
"Прорыва не будет"


Октябрь 2003 года Владислав Крамар, Независимое Военное Обозрение


Сдвинуться с места можно, только изменив сырьевую ориентацию страны на высокотехнологичную

Гиви Джанджгава
Гиви Ивлианович Джанджгава родился 10 августа 1940 г. в городе Тбилиси. После окончания в 1964 г. МЭИ работал в Раменском приборостроительном конструкторском бюро (РПКБ). Прошел путь от инженера до главного конструктора - генерального директора РПКБ. Профессор, доктор технических наук, лауреат Государственных премий СССР и России, заслуженный деятель науки РФ, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям России.

Более десяти лет назад была создана Лига содествия оборонным предприятиям. На вопросы "НВО" отвечает вице-президент Лиги Гиви Джанджгава.

- ГИВИ ИВЛИАНОВИЧ, вы руководите крупным научно-производственным комплексом и, кроме того, являетесь вице-президентом Лиги содействия оборонным предприятиям. Как возникла лига?

- Оборонные предприятия стояли на перепутье: как работать в новых условиях? И вот на одном из заседаний научно-технического совета ВПК в 1992 году мы с генеральным директором ГосЦНИРТИ (Государственный центральный научно-исследовательский радиотехнический институт) Алексеем Шулуновым и генконструктором ОКБ "Сухой" Михаилом Симоновым пришли к идее образовать объединение, отстаивающее интересы оборонки. На базе ОКБ "Сухой" и проводились первые заседания лиги. Ну а вообще к созданию подобного общественного объединения нас привело осознание того, что привычный путь решения проблем оборонки - по вертикали, через госструктуры - становится все менее эффективным.

Финансирование деятельности объединения осуществляется на основе членских взносов. В лигу входит несколько сотен предприятий, у каждого разные финансовые возможности - все это учитывается. Вскоре нам, возможно, предстоит небольшая реорганизация - на последнем заседании президиума 21 октября обсуждался вопрос о необходимости перерегистрации лиги в связи с принятием Закона "Об объединениях работодателей".

- Со времени создания лиги прошло более десяти лет. Как бы вы оценили итоги работы за этот период?

- Должен сказать, что в наибольшей степени деятельность лиги была востребована в то время, когда первым заместителем министра обороны был Андрей Кокошин, а председателем комитета оборонных отраслей Виктор Глухих. Тогда мы очень плодотворно работали и с думскими комитетами, прорабатывали буквально каждую статью обсуждаемых законопроектов, касающихся ОПК. Активное содействие лиге оказывали позже Зиновий Пак и Николай Михайлов. Как ни казалось тогда странным, удалось найти общий язык и с представителем либерального крыла правительства Яковом Уринсоном. Но постепенно стала превалировать тенденция снижения заинтересованности государственных структур в решении проблем ОПК. Не лучшим выходом стало создание раздробленной системы оборонных агентств. На последнем заседании президиум лиги с сожалением констатировал, что в нынешнем составе Госдумы нет фракции или объединения, на которую мы могли бы опереться. К тому же каждый депутат связан интересами своего региона, а необходима выработка общих позиций. На мой взгляд, единственным, кто адекватно реагирует на нужды ОПК, - является президент РФ. И в этой связи мы с надеждой восприняли введение должности советника президента по военно-технической политике и назначение на эту должность Александра Бурутина. Он - работник Генштаба, поэтому не ангажирован и способен оценить положение оборонного комплекса свежим взглядом. Кстати, 24 сентября Бурутин принял участие в заседании президиума лиги и озвучил свою позицию в том духе, что наряду с совершенствованием непосредственно государственного механизма управления военно-технической политикой следует более эффективно использовать экспертный и информационно-аналитический потенциал общественных объединений, в том числе нашей лиги. Все это не означает, что мы ориентируемся только на президентские структуры - надеемся на эффективное взаимодействие и с вице-премьером Борисом Алешиным, и с руководителем комитета по гособоронзаказу Владимиром Матюхиным, и - есть надежда - с новым составом Госдумы. Хотелось бы, чтобы госорганы не воспринимали лигу исключительно как лоббистскую и экспертную организацию.

- О чем свидетельствует опыт создания возглавляемого вами НПЦ "Технокомплекс"? Каковы результаты этого процесса?

- Положительные результаты очевидны - сообща работать лучше. Осуществляя реструктуризацию ОПК, мы использовали наиболее рациональный, на мой взгляд, управленческий принцип, основанный на матричной схеме, предусматривающий и вертикальную, и горизонтальную интеграцию. В НПЦ "Технокомплекс" осуществлен принцип горизонтальной интеграции, при этом объединены изготовители и разработчики и их деятельность сосредоточена на одном направлении - на авиационном приборостроении в интересах большинства объединений финишной продукции (представляющих собой вертикально интегрированные объединения).

Следующий принцип, которым мы руководствуемся, - технологическая совместимость. Согласованные технологические подходы заводов и конструкторских бюро особенно важны в условиях недостатка денежных средств и позволяют резко сократить накладные расходы за счет специализации и сделать производство более компактным. Также мы стараемся применять принцип унификации - выпуск определенного вида продукции для максимального числа потребителей, у нас это иносказательно называется "демидовские кирпичи". Далее необходимо переходить на мировую систему стандартов, чтобы общаться на едином "техническом языке" как с российскими, так и с зарубежными партнерами.

Кроме того, учитываем принцип персональной совместимости, важность которого многие недооценивают. Наши руководители предприятий раньше работали в одном главке, в течение многих лет над одними и теми же проектами, что и определяет их совместимость. Главное, что нас сплачивает, - общие производственные интересы. Когда они есть - любое объединение является прочным.

- Хотелось бы узнать ваше мнение относительно активно обсуждаемой в настоящий момент темы создания национальной авиастроительной корпорации.

- Помнится, когда во время перестройки думали, каким образом переводить на рыночные принципы предприятия Минавиапрома, последний советский министр предложил превратить ведомство в холдинговую компанию. Тогда эта идея не была воспринята, а сейчас мы, по сути, к ней возвращаемся. У руководителей предприятий, входящих в наше объединение, опасений нет - будем работать в общей системе, к которой за долгие годы привыкли. Только в отличие от Минавиапрома не чиновники будут распределять средства, а мы их будем содержать для осуществления управленческих функций.

Я думаю, при создании единой авиационной компании вполне реально учесть интересы различных предприятий, ведь речь может идти прежде всего о координации управления, определении общей программы развития, а не о строгом регламентировании всего производственного процесса. А значение предприятий, которые вольются в данную структуру, будут определяться величиной вклада в общее дело, поэтому опасения в беспочвенной дискриминации предприятий, наверное, необоснованны. К тому же создание единого авиахолдинга не означает ликвидации известных торговых марок, традиционно используемых и для экспорта.

- И все же не ударит ли интеграция по конкуренции, а значит, эффективности производства?

- Во-первых, специфика отрасли - ее ориентация на государственные нужды - не должна предполагать жесткую конкуренцию. Просто все имеют свою собственную нишу и в то же время частично взаимно перекрывают друг друга, чтобы в непредвиденных случаях не поставить под угрозу обеспечение обороноспособности. Поэтому мне кажется, что в области боевой авионики в целом, у "Технокомплекса" прямых конкурентов нет. Нужно конкурировать не в России, а с Западом, иначе мы безнадежно отстанем. А там, кстати, давно признали эффективным путь интеграции.

- В интервью "НВО" ровно год назад вы с уверенностью заявили о скором создании концерна "Авионика", но до сих пор это откладывается.

- Оттягивание сроков создания концерна нас особо не тревожит, так как мы не создаем вновь структуру, мы ее преобразуем. И посчитали своим долгом пригласить государство в качестве партнера с контрольным пакетом акций. Довольно мучительно проходил процесс создания корпоративных структур, и я думаю, государственные органы внимательно изучают результаты уже созданных объединений. Судя по всему, вызревают общие решения о дальнейших путях развития ОПК.

- Как вы оцениваете роль государства в оборонном комплексе?

- Как основополагающую. Представьте, что мы получаем заказ на разработку самолета, тратим средства и долгие годы на его разработку, а затем в процессе эксплуатации по разным причинам "исчезают" предприятия-комплектаторы. Кто поможет гарантировать стабильность и защиту военных технологий? Только государство.

- Как обстоят дела с разработкой самолета 5-го поколения?

- После победы в основных тендерах мы занимаемся разработкой технических заданий, структурных схем комплексов, созданием кооперации. Быстрым этот организационный процесс не назовешь, так как задействовано большое количество коллективов, планируется вложение крупных средств. В этом году мы создали макет кабины, который представили на МАКСе, планируем сделать обоснованный выбор структуры вычислительной системы, в следующем году займемся формированием средств навигации, опробуем основные технологические направления для этого проекта. Мы относимся к проекту истребителя пятого поколения не как к задаче создания готового изделия, а как к некоторой совместной авиационной программе, которая в течение десятилетнего срока может быть и подкорректирована.

- Что, на ваш взгляд, ожидает оборонку в следующем году?

- К сожалению, следующий год будет для нас тяжелым. Во-первых, падают объемы заказов по военно-техническому сотрудничеству. В западных странах тоже кризис оборонки после "потепления", и обостряется конкуренция на внешнем рынке. К тому же рынок вооружений не может бесконечно насыщаться на одном уровне технологий, ожидается период спада. Бюджетные поступления по гособоронзаказу остаются небольшими, к сожалению. Даже при правительстве Гайдара расходы на оборонку составляли 4% ВВП 90-х годов, в то время как сейчас - 2,6%. Да, можно отметить нормализацию ситуации с задолженностью, в том числе по зарплатам, но качественного улучшения ситуации в ОПК пока не происходит. А тем временем устаревают основные фонды, ощущается отток и старение кадров.

- Скажется ли положительно на гособоронзаказе так называемая "доктрина Иванова"? Какие ожидания вы связываете с новым составом Госдумы, который будет избран в декабре?

- Какой бы хорошей эта программа ни была, она должна быть согласована с другими ведомствами и их реформами. Из системного кризиса можно выйти только системными методами. К примеру, хороший врач лечит не отдельный орган, а организм в целом. Что касается результатов работы Думы, то, мне кажется, должна накопиться критическая масса принятых законов, а для этого требуется время. По отдельности они (законы), может быть, и хорошие, но вместе они должны представлять систему без "проколов" и с ясными механизмами реализации отдельных законов.

- И в заключение хотелось бы услышать, как вы видите общие перспективы оборонки?

- Несмотря на то что по натуре я оптимист, думаю, прорыва не будет. Уверен в одном - если в ближайшие годы сырьевую ориентацию страны не изменить и не начать инвестиции в высокотехнологичное производство, о России как об индустриальной, великой и единой державе можно будет забыть. Рецепты выхода из кризиса известны, и мне кажется вполне осуществимой президентская идея удвоения ВВП. Говоря простым языком, необходимо сделать две основные вещи - заставить всех работать и прекратить воровство. Вот при Андропове вроде никого не посадили - просто напугали, но скачок в приросте производства был внушительный. Так что нужна наша политическая воля.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrWhb
https://youdo.com/auto/brand/vaz/, подробности здесь.
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/shary/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer