-Александр Владимирович, суммарный российский экспорт продукции военного назначения по итогам 2002 года составил 4,8 миллиарда долларов. Объем валютных поступлений достиг 4,5 миллиарда долларов. Каковы прогнозы КВТС на 2003 год и на ближнесрочную перспективу (2004-2005 годы)?
- Названные цифры близки к реальным, однако итоги окончательно станут ясны лишь в январе-феврале. План, утвержденный президентом РФ на 2003 год, составляет 4,4 миллиарда долларов, и с большой уверенностью можно сказать, что он будет перевыполнен. Динамика ВТС сейчас идет по нарастающей, поэтому можно предполагать, что с каждым годом конечные результаты будут превышать достигнутые.
- Какие результаты в 2003 году достигнуты в области защиты Россией своей интеллектуальной собственности в области военной техники (в первую очередь по программам модернизации)? Как обстоят дела с Израилем?
- Неурегулированность этой проблемы в значительной мере затрудняет, если не сказать больше, взаимоотношения между Россией и странами, которые производят военную продукцию по нашим лицензиям и поставляют ее в третьи страны без нашего разрешения и без уплаты соответствующих роялти, а также осуществляют модернизацию российских ВВТ. Идет активная проработка вопросов подготовки соглашений о защите результатов интеллектуальной деятельности с Польшей, Венгрией, Чехией, Румынией, Болгарией, Словакией, ЮАР, Мьянмой, Киргизией, Казахстаном и рядом других стран. Некоторые из этих соглашений согласованы и переданы на утверждение в правительство, а с рядом стран уже подписаны.
С Израилем соглашение о защите интеллектуальной собственности было подписано при активном участии КВТС. Мы неоднократно предлагали Израилю перейти от конкуренции к партнерству на рынках третьих стран, хотя я не исключаю, что могут быть и некоторые совместные проекты. Рынок модернизации огромен. Реально же к ней только что вплотную приступили. Как показал опыт модернизации истребителей МиГ-21 в Румынии и последовавшая вслед за этим серия их катастроф, без разработчика обойтись нельзя. Израиль в основном работает по модернизации российской техники, поэтому жизнь их тоже подводит к такому выводу.
Я думаю, что, реально помогая, а не конкурируя друг с другом, мы имели бы гораздо большую выгоду, чем действуя поодиночке.
- Среди крупнейших спецэкспортеров объем поставок ПВН РСК "МиГ" в 2002 году составил 370 миллионов долларов, КБП - 350 миллионов долларов, КБМ - 50 миллионов долларов. Каковы прогнозные результаты у российских спецэкспортеров будут в 2003 году?
- Я не знаю, откуда у вас эти цифры по обозначенным субъектам ВТС. Они, насколько мне известно, несколько, завышены. Но смею уверить, одобренные планы этих субъектов по объемам экспорта ПВН на 2003 год не ниже, чем в предыдущем году. Наши спецэкспортеры имеют в целом неплохие результаты. Лучше других пока обстоят дела у "Рособоронэкспорта".
- Главной задачей в 2003 году КВТС определил закрепление России на традиционных для нее рынках за счет создания консигнационных складов и ремонтных баз, повышения качества обслуживания, оперативной поставки запчастей и продвижения программ модернизации. Что удалось сделать в этом направлении в 2003 году?
- Реализация сотрудничества по созданию сервисных технических центров (СТЦ) имеет важное значение для развития ВТС на долгосрочный период, поскольку впервые речь идет об организации комплексной системы послепродажного обслуживания и ремонта на территории иностранных партнеров - получателей вооружения и военной техники российского производства. Кроме того, создание подобной системы на базе ряда стран является "пилотным проектом", опыт которого будет затем использован и в других странах.
В качестве примера могу сказать, что в текущем году проведены технические консультации с Китаем по вопросам создания системы комплексной поддержки эксплуатации (СКПЭ) авиационной и морской техники, включая создание на его территории упомянутого центра. Китайским партнерам предложен комплекс услуг, включая обслуживание, восстановительный ремонт, поставка запасных частей и т. п. Частично решаются такие вопросы и в Индии. Однако создание консигнационных складов и ремонтных баз на территории инозаказчика связано с очень большим объемом соответствующих подготовительных работ, требующих больших затрат. Прежде чем приступить к практическим действиям, следует все обстоятельно взвесить и оценить. Правильно выбрать место в интересующем регионе, рассчитать потребности инозаказчика в ЗИПе, ремонтных работах и примерную выгоду для отечественных предприятий, привести в соответствие российскую законодательную базу по данному вопросу. Понятно, что урегулирование всех этих вопросов требует времени.
- После завершения реорганизации ОПК ряд крупных холдингов будет претендовать на выход на внешний рынок с финальной продукцией. Какова здесь позиция КВТС России?
- Мы доложили свою концепцию президенту РФ, и она получила одобрение. После того как интегрированные структуры будут полностью созданы, предполагается, что первоначально они получат право на поставку запчастей, комплектующих и осуществление ремонта. Поработав несколько лет и показав, что компания способна эффективно работать на внешнем рынке, не имеет случаев нарушения законодательства, она вполне может обращаться за получением права на самостоятельный экспорт своей продукции. Возможно, будут некоторые исключения, но в основном мы предполагаем действовать именно таким образом.
- Руководство КВТС неоднократно подчеркивало, что по поставкам запасных частей к ранее поставленной военной технике Россия работает недостаточно эффективно. В частности, по итогам 2002 года, запчастей было поставлено всего на 130 миллионов долларов, хотя, по экспертным оценкам, эта сумма должна быть в несколько раз больше. Каковы прогнозы результатов этой работы в общем объеме экспорта ПВН по итогам 2003 года и на предстоящие годы?
- Распоряжением президента КВТС уполномочен предоставлять право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения 46 организациям. Такое право уже предоставлено 15. Это не говорит о том, что все предприятия из этого списка автоматически получат такое право. Кто еще получит такое право, покажет время.
- Какие сдвиги в структуре экспорта ожидаются в 2003 году и на ближайшую перспективу?
- По итогам 2002 года подавляющая часть сводного объема российского экспорта ПВН приходилась на поставки авиатехники и запасных частей к ней. Цифры проходили в открытой печати - свыше 70%. Надеемся, что уже в этом году сможем изменить положение к лучшему прежде всего за счет активной маркетинговой работы, грамотных действий в период участия в международных тендерах на поставки ВВТ.
Я думаю, что реально в ближайшей перспективе (2-3 года) соотношение изменится в пользу ПВО и поставок вооружения для сухопутных войск. В этом направлении возможны прорывы в ряде стран. С некоторыми государствами есть уже подписанные контракты по ПТРК "Корнет", УАС "Краснополь" и другим типам ПВН.
- В западных СМИ в последнее время навязчиво констатируется тот факт, что Индия склоняется в пользу закупки американских патрульных морских самолетов "Орион". При этом отказ от российских Ил-38 мотивируется тем, что Россия настаивала на закупке Индией трех Ил-38 в пакетном контракте на ТАКР "Адмирал Горшков", палубные самолеты МиГ-29К, дальние бомбардировщики и ДЭПЛ "Амур". Как обстоит ситуация на самом деле?
- В Индии эксплуатируется достаточное количество российских самолетов Ил-38, проводится их модернизация. Должен заявить: Россия никогда не связывала поставку самолетов Ил-38 с каким-либо пакетом. В принципе я не вижу никаких сложностей в приобретении запрошенных индийской стороной трех самолетов из наличия МО РФ. То, что Индия может принять решение о закупке дополнительно партии самолетов "Орион", никак не связано с контрактом по приобретению Ил-38. Повторю, что здесь речь может идти только о дополнительных закупках.
По ТАКР "Адмирал Горшков" мы вышли на финишную прямую и ожидаем подписания контракта в ноябре месяце. Я думаю, что это последний срок. Сейчас российская делегация находится в Индии с задачей согласовать последние мелкие детали. Ценовые параметры контракта определены. Индийская сторона планирует приобрести модернизированный авианосец и палубную авиагруппу в количестве не менее 12 машин. Модернизация корабля будет вестись в Северодвинске.
- Из разных источников приходят противоречивые данные по ситуации с турецким тендером на закупку 140 ударных вертолетов. Каковы на текущий момент шансы ОАО "Камов" на победу в этом тендере?
- Речь вообще-то здесь идет о тендере на организацию производства в Турции 145 разведывательно-ударных вертолетов по проекту "АТАК", а не о поставках. Поэтому интересы ОАО "Камов" в данном случае представляет государственный посредник - ФГУП "Рособоронэкспорт".
В настоящее время турецкой стороной рассматриваются предложения ФГУП "Рособоронэкспорт" совместно с ОАО "Камов", а также предложения американской компании "Белл Текстрон". Учитывая, что тендер продолжается, шансы российской стороны на победу на текущий момент сохраняются.
- По имеющимся данным, Вьетнам разблокировал госкредит в объеме до 1 миллиарда долларов на закупки российских самолетов Су-27 (Су-30). В какой стадии находится переговорный процесс по новым поставкам российских самолетов во Вьетнам?
- Упомянутыми вами данными КВТС России не располагает. А вот результаты прошедшего авиасалона "МАКС-2003" позволяют сделать вывод о заинтересованности ряда государств Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и Вьетнама, в приобретении новейшей российской авиатехники, куда входят и многоцелевые самолеты марки "Сухой".
В целом могу сказать, что с Вьетнамом мы вышли на хорошие объемы сотрудничества. Будем продвигать на вьетнамский рынок самолеты марки "Су", военно-морскую технику и технику ПВО. Расчет с Вьетнамом идет за валюту. Вьетнам сейчас является нашим надежным партнером, причем в дальнейшем расширении двустороннего ВТС заинтересована как российская, так и вьетнамская стороны, поскольку во Вьетнаме находится много техники, поставленной еще в советское время.
- Ваша оценка перспектив России в тендере ВМС Чили на приобретение фрегатов.
- Международный тендер по проекту "Фрегат" предусматривает постройку для ВМС Чили трех фрегатов на судоверфи "Асмар" (г. Талькауано). Стоимость оценивается приблизительно в 600-700 миллионов долларов. В августе 2003 года ФГУП "Рособоронэкспорт" подготовлены и направлены коммерческие предложения на постройку трех кораблей проекта 11541 "Корсар". Результаты тендера ожидаем к концу 2003 года. Кроме России, в тендере участвуют фирмы из США, Великобритании, Италии, Южной Кореи и Франции. Учитывая высокий технологический уровень российской продукции, а также конкурентоспособные предложения, российская сторона приложит все усилия для победы в тендере.
- Ваше видение перспектив военно-технического сотрудничества с развитыми западными странами и в первую очередь США?
- Вопрос не простой. Холодная война закончилась, но стереотипы до сих пор остались как у американцев, так и у нас. Для избавления от этих стереотипов необходим достаточно длительный путь, который нам еще предстоит пройти. Именно с этой точки зрения мы подходим к военно-техническому сотрудничеству с США. Раньше, да и сейчас наши американские партнеры пытались заполучить единичные образцы нашей техники. Понятно, что в первую очередь этот интерес связан с тем, чтобы найти эффективное противодействие нашим образцам военной техники, которые по качественным параметрам в целом ряде случаев превосходят американские аналоги. При этом, когда мы предлагали сотрудничать на более выгодной взаимной основе, то получали "мягкий" отказ. В принципе в отношениях с США мы хотим сначала построить нормативную базу. Мы хотели бы заключить пакетное соглашение, как это имеет место с другими нашими партнерами. Прежде всего это соглашение о защите интеллектуальной собственности. Вести же речь о подписании соглашения о ВТС можно будет в том случае, если мы действительно подойдем к заключению крупных проектов.
- Удалось ли наладить действенное взаимодействие с Украиной на рынках третьих стран?
- В целях установления партнерских отношений 18 июля 2003 года в Ялте подписано межправительственное соглашение о порядке взаимодействия при осуществлении экспорта продукции (товаров) военного назначения в третьи страны. В соответствии с ним будет определен перечень ПВН, экспорт которой в третьи страны требует согласия сторон. Что касается ВВТ, имеющихся у одного из государств и не имеющихся у другого, то здесь ограничений нет. Это позволит вести согласованную ценовую политику, исключить недобросовестную конкуренцию, а также осуществлять совместные поставки ПВН в третьи страны. Кроме того, предусмотрена защита секретной информации.
- Оправдало ли себя создание КВТС России и что сделано комитетом с точки зрения улучшения координации деятельности предприятий ОПК России на мировом рынке вооружений?
- Мы самостоятельный орган, осуществляющий политику в сфере ВТС. Очень важно, что комитету предоставлено право выпускать распоряжения самостоятельно. В прошлом году более 60% всех решений в сфере ВТС выпустил КВТС России. Благодаря этому, во-первых, повысилась оперативность. Во-вторых, мы не загружали высшее политическое руководство текущей работой. Считаю, что КВТС России как таковой состоялся и с точки зрения обеспечения президентской вертикали в сфере торговли оружием.
Заслугой КВТС мы считаем то, что скандалы, связанные с конкуренцией наших предприятий на рынках зарубежных стран, стали единичными случаями, а еще несколько лет назад они носили массовый характер. Комитет в этом плане в основном с задачей справляется, а имеющие еще место отдельные случаи обусловлены несовершенством нашего законодательства. В целом можно констатировать, что мы добились более цивилизованной работы российских предприятий на внешнем рынке.
В то же время хочу отметить, что большой проблемой продолжают оставаться сроки прохождения документов. Во многих министерствах и ведомствах нормативные сроки, отведенные на документооборот, не соблюдаются. Поэтому здесь предстоит совершенствовать нашу работу.