Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Солнцев:
"У критической черты"


Октябрь 2003 года Александр Олийник, Русский курьер


Целая серия тяжелых катастроф, произошедших в Военно-воздушных силах России в этом году, и прежде всего разбившийся под Саратовом стратегический бомбардировщик Ту-160, дали повод экспертам, политикам и журналистам говорить о том, что былая мощь ВВС рушится на глазах.

Сергей Солнцев
Солнцев Сергей Николаевич. Родился 9 августа 1947 года в Москве. В Вооруженных силах с 1964 года. Окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию им.Ю. Гагарина и Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Службу проходил во фронтовой бомбардировочной и разведывательной авиации ВВС, был заместителем командующего фронтовой авиации. С 1998 года Р в Службе безопасности полетов авиации. С мая 2000 года Р начальник этой Службы. Заслуженный военный летчик СССР. Награжден двумя орденами.

Целая серия тяжелых катастроф, произошедших в Военно-воздушных силах России в этом году, и прежде всего разбившийся под Саратовом стратегический бомбардировщик Ту-160, дали повод экспертам, политикам и журналистам говорить о том, что былая мощь ВВС рушится на глазах. Можно ли выправить тревожную ситацию? Об этом "РК" решил спросить начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенанта Сергея СОЛНЦЕВА.

- Сергей Николаевич, почему все-таки высок уровень аварийности в нашей авиации?

-Да, аварийность в государственной авиации (к государственной авиации относятся авиация Вооруженных сил РФ и авиация федеральных органов исполнительной власти - ФСБ, МВД, МЧС, ГТК, РОСТО - прим. "РК") остается весьма высокой. И особенно в последние годы. Так, с 1998 по 2003 годы в авиационных происшествиях (АП) в государственной авиации потеряно 125 самолетов и вертолетов, при этом погибло 344 человека. В авиации ВС РФ за этот же период потеряно 60 воздушных судов, погибло 198 человек. В авиации федеральных органов власти потери составили РК65 самолетов и вертолетов, погибло 146 человек. За 9 месяцев этого года в военной авиации произошло 14 АП, в которых погибло 30 человек, в том числе произошла авиационная катастрофа стратегического бомбардировщика Ту-160, в результате которой погиб весь экипаж самолета. Анализ статистики аварийности в авиации ВС РФ (наша служба проводит тщательное расследование всех АП в армии и на флоте) свидетельствует о том, что на резкое снижение уровня безопасности полетов повлиял целый ряд факторов. Это, прежде всего, падение общего уровня профессиональной подготовки летчиков, всего авиационного персонала, что связано с отсутствием интенсивных и регулярных полетов. Это также низкая надежность авиационной военной техники и недисциплинированность экипажей самолетов и вертолетов при ведении полетных заданий и т.д. И все же основным фактором, влияющим на аварийность, я бы выделил пресловутый человеческий фактор Р в этом году около 80 процентов всех авиационных катастроф (или 11 из 14) были обусловлены влиянием экипажей.

-Можете назвать конкретный пример?

-Пожалуйста. Самый вопиющий и в какой-то мере показательный - это катастрофа двух ударных вертолетов Ми-24, которая произошла в августе этого года на военном аэродроме под Уссурийском. В результате погибли два экипажа, полностью сгорели два вертолета. Комиссия нашей Службы в результате тщательного расследования этого АП пришла к однозначному выводу - столкновение вертолетов при заходе на посадку произошло из-за вопиющих нарушений целым рядом должностных лиц своих обязанностей. Это касается недостатков авиационного обеспечения командно-штабного учения, на котором присутствовал министр обороны Сергей Иванов. Это касается и слабой обученности экипажей при выполнении полетов в плотном боевом строю, при заходе на посадку, несанкционированные разрешения на посадку сразу паре вертолетов, которые дал руководитель полетов и т.д. Сейчас на основе заключения комиссии издан приказ главкома ВВС генерал-полковника Владимира Михайлова, в котором строгие наказания получили многие авиационные начальники 11-й воздушной армии ВВС ДВО.

-Сергей Николаевич, а причины катастрофы стратегического бомбардировщика Ту-160 "Михаил Громов" уже известны?

-Комиссию по расследованию катастрофы возглавляет начальник инспекции нашей Службы генерал-майор Александр Филиппов. Она не завершила еще своей работы, поэтому говорить однозначно о причинах этой трагедии пока не могу. Но они будут обязательно обнародованы. Напомню, 18 сентября Ту-160 выполнял задание по облету авиационных двигателей после замены одной из силовых установок. На его борту не было ни стратегического, ни обычного вооружения. Неожиданно в ходе полета в 10.30 московского времени экипаж доложил на землю о пожаре двигателя. После этого связь с самолетом оборвалась. Ракетоносец разбился у населенного пункта Степное, что в 50 километрах от Саратова. Судя по всему, летчики не успели катапультироваться из-за взрыва на борту. Об этом свидетельствует расшифрованные переговоры членов экипажа из так называемого "черного ящика". Их разговор оборвался буквально на полуслове. А ведь это были опытнейшие асы - 330 часов налета было на счету у командира корабля подполковника Юрия Дейнеко, 890 - у штурмана майора Григория Колчина. Достаточно опытные были и летчик-майор Олег Федуненко и второй штурман майор Сергей Сухоруков. И действительно, только неординарные обстоятельства помешали, видимо, экипажу катапультироваться из горящего ракетоносца. Повторюсь, комиссия продолжает работу и тщательно исследует несколько версий катастрофы Ту-160. Одна из них - техническая.

-Сергей Николаевич, а ваша служба приводит сопоставление показателей безопасности полетов в авиации наших Вооруженных сил с аналогичными параметрами деятельности военной авиации США?

-Да. По нашим данным, в военной авиации США за прошлый финансовый год (с 1 октября 2001 года по 1 октября 2002 года) произошло 216 АП, в которых погибли 72 военнослужащих. Так что прошлый год для авиации вооруженных сил США тоже был одним из самых аварийных за последнее десятилетие. Однако нужно отметить одну существенную деталь: у американцев налет на одно АП составляет более 48 тысяч часов. Это в 2,6 раза лучше аналогичного показателя аварийности государственной авиации России за прошедший год.

-А у нас какой средний налет на одно происшествие в воздухе?

-Сейчас средний налет часов на одно АП составляет 18,4 тысяч часов. Это на 15 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

-Получается, аварийность военной авиации США более чем в 2,5 раза ниже, чем у нашей. За счет чего это достигается? За счет лучшей авиационной техники? Или за счет высокого уровня подготовки летного состава?

-Дело в другом. Безопасность полетов авиации ВС США возведена, что называется, в абсолют. Администрацией США, конгрессом проводится достаточно целенаправленная политика в области безопасности полетов военной авиации. Только за последнее десятилетие здесь реализованы, насколько мне известно, три государственных программы по снижению аварийности. Создана стойкая, а главное - независимая, структура организации безопасности полетов. Обеспечено постоянное взаимодействие военных с промышленностью путем аккредитации в центрах безопасности полетов ВВС, авиации ВМФ и авиации национальной гвардии, представителей основных самолетостроительных фирм, которые оперативно устраняют малейшие недостатки, обнаруженные в самолетах. Наконец, созданы все условия для достаточно высокого материального и морального стимулирования профессии военного летчика, от опыта и профессионализма которого напрямую зависит безопасность каждого полетаЙ Кстати, наша служба неоднократно пыталась инициировать проведение схожих мероприятий, которые бы значительно повысили эффективность безопасности полетов нашей военной авиации. Но, к сожалению, большинство из них по объективным причинам остались на бумаге.

- Выступая на заседании "круглого стола" в Совете федерации РФ, которое прошло в прошлый четверг и было посвящено состоянию безопасности полетов авиации России, первый заместитель главкома ВВС генерал-полковник Анатолий Ноговицын отметил, что Зсуществующая сейчас система и методика безопасности полетов себя исчерпала и является тормозом дальнейшего развития авиацииИ. Вы согласны с этим мнением?

-В целом да. Мне также довелось присутствовать на заседании этого "круглого стола", организованного комитетом верхней палаты парламента по обороне и безопасности. Более того, мы совместно с главкоматом ВВС внесли целый ряд предложений по формированию единой государственной политики в области безопасности полетов.

-Назовите хотя бы главные из этих предложений.

-На наш взгляд, для совершенствования на современном этапе в системе безопасности полетов необходимо реализовать ряд основополагающих направлений, которые требуют конкретных решений на уровне президента и правительства РФ. Прежде всего это - создание единого органа, который бы осуществлял законотворческую и координирующую деятельность в области безопасности полетов, выработка единой концепции, норм и требований для регулирования деятельности в области безопасности полетов, целевое финансирование органов безопасности полетов государственной авиации из федерального бюджета РФ и ряд других. На мой взгляд, до тех пор, пока мы не создадим единую государственную политику в области безопасности полетов, сформируем современную нормативно-правовую базу и единое информационное поле между различными видами авиации, федеральными органами исполнительной власти и авиапредприятиями, всеми пользователями воздушного пространства, - аварийность нашей авиации будет по-прежнему находиться у критической черты. Но я уверен, что такая госпрограмма у нас будет принята. Другого пути уже нет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAFa5
По ссылке http://courier.youdo.com/courier-services/services/mspb/, подробное описание здесь.
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/arenda/manipulyator/, подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer