В середине января в Варшаве представители комплекса "Сухой" заключили генеральный контракт с авиаремонтными заводами WZL-2 (г. Быдгощ) и WZL-4 (Варшава), в соответствии с которыми российская сторона окажет помощь в развитии системы комплексной поддержки эксплуатации самолетов типа Су-22. Это один из первых документов такого рода, подписанных после получения ГУП "АВПК "Сухой" свидетельства на самостоятельное послепродажное обслуживание поставленной за рубеж авиатехники. О подробностях данного контракта и перспективах модернизации самолетов Су-22 в других странах мира рассказывает в интервью "НВО" директор по послепродажному обслуживанию АВПК "Сухой" .
- ЕВГЕНИЙ Львович, что получат польские ВВС, подписавшие контракт с АВПК "Сухой"?
- Системы комплексной поддержки самолетов в эксплуатации и ремонте, поставки имущества. Генеральный контракт охватывает все необходимые направления взаимодействия, связанные с обеспечением ритмичной эксплуатации Су-22. Сама технология реализации следующая. Заказчику будет предложена концепция перевода парка истребителей-бомбардировщиков Су-22 на систему эксплуатации преимущественно по техническому состоянию, основанную на реализации принципа функциональной достаточности с заданной надежностью. Первым этапом станет восстановление нормативной летной годности в понимании разработчика и соответственного увеличения назначенных показателей наработки и срока службы, полагаю на 3-4 года. После получения указанного резерва времени мы следующим этапом оптимизируем перечень и глубину работ на оперативных формах обслуживания. Далее будет оптимизироваться структура работ при регламентных обслуживаниях. И на финише, как раз по завершению этого периода в 3-4 года, оптимизируются объемы ремонтных работ.
Оптимизация будет касаться временных интервалов обслуживания (они будут увеличены), номенклатуры работ и их глубины. Опыт разработчика по эксплуатации нескольких сотен самолетов в разных климатических условиях, при разной дисциплине обслуживания и хранения, а также многочисленные результаты стендовых испытаний, позволят провести все эти работы без ущерба для безопасности эксплуатации. К работе будут привлечены институты ВВС и промышленности России и Польши, которые занимаются проблемами эксплуатации, в частности, рисками при отказе тех или иных элементов оборудования и планера.
- Сколько в Польше самолетов Су-22?
- Около ста машин ранних и последующих модификаций. А в контракте речь конкретно пойдет о 60 самолетах Су-22УМ3К и Су-22М4, которые решено оставить в составе польских вооруженных сил. Они имеют современную архитектуру бортового комплекса.
- Каким будет результат этих работ для польских ВВС?
- Мы сохраним в ремонте только те работы, которые требуют технологической оснащенности авиаремонтного предприятия. Часть работ, которые могут быть выполнены в условиях строя, будет отнесена к периодическим формам обслуживания. На основе анализа и опыта, там где это возможно, работы будут упрощаться и отменяться. При этом мы будем решать следующие задачи: ритмичная работа завода и всей системы обслуживания, а также обеспечение годового налета самолетов до 250-300 часов.
Кроме того, польская сторона передает нам перечни имущества, которое было востребовано для эксплуатации этих самолетов за последующие годы. В рамках данного контракта мы могли бы предупредительно получить лицензию на поставку имущества и запасных частей, что позволило бы существенно сократить временные сроки их получения заказчиком.
При периодическом обновлении системы работ на оперативных и периодических формах обслуживания, а также в ремонте, фактически будет исключаться само понятие назначенного до ремонта ресурса. Самолет будет оставаться в эксплуатации до морального устаревания или до момента, когда необходимая ритмичность имеющейся системой обслуживания не будет обеспечена или эксплуатация станет коммерчески невыгодной.
- Каковы ценовые параметры подписанных контрактов?
- К обсуждению этого вопроса мы приступим в рамках процедуры согласования дополнительного соглашения. Могу сказать, что уровень цен будет соответствовать общепринятым показателям при выполнении данного вида работ.
Стоимость работ, связанных с выпуском документации по диагностике, выпуск документации на приведение самолетов в нормативное летное состояние и, по сути, получение сертификата от разработчика на эксплуатацию, измеряются несколькими миллионами долларов. Это не считая имущества, которое будет рекомендовано польской стороне и которое она должна заменить на борту для безопасной эксплуатации.
Ценовые параметры работ по переходу на оптимальные объемы обслуживания и ремонта будут обсуждаться дополнительно.
- До какого времени Польша сохранит парк Су-22?
- До 2012-2014 годов.
- В каких еще странах стоят на вооружении такие самолеты?
- Это Сирия, Ливия, Словакия, Перу, Ангола и т.д. Всего, по нашим данным, эксплуатируется более 800 самолетов Су-22 всех типов. Значительная их часть находится в странах СНГ - порядка 300 единиц. Но еще 500 разбросано по всему миру.
- Вы как-то планируете задействовать возможности 558-го АРЗ в Барановичах, который специализируется на ремонте Су-22?
- Барановичи (Белоруссия) - это хорошо оснащенный авиаремонтный завод. Он, как и заводы в Алеппо (Сирия), Тренчине (Словакия), Пловдиве (Болгария), встроен в международную кооперацию по обслуживанию самолетов типа Су-22. С заводом в Барановичах также подписан аналогичный генеральный контракт. Вопрос должен идти о месте АВПК "Сухой" в этой кооперации. Роль комплекса "Сухой" прежде всего будет заключаться в упомянутом методическом сопровождении эксплуатации, поставке ПКИ и имущества из России, а также их ремонте.
Кооперация, которая сложилась у субъектов, эксплуатирующих Су-22, учитывает возможности не только российского авиапрома. Так что кооперация разработчика и владельцев Су-22 - процесс для всех продуктивный и, следовательно, закономерный и неизбежный, ее можно и нужно выстраивать.
Известно, что владельцы самолетов Су-22 провели целый ряд мероприятий, наиболее заметные из которых - повышение точностных характеристик, установка GPS, современной системы опознавания, радиосвязного оборудования и применение АСП стран НАТО.
Если наше видение по комплексной системе поддержки эксплуатации будет востребовано на полную мощность, тогда мы сможем весь этот перечень уже реализованных владельцами Су-22 модернизаций и методические возможности разработчика интегрировать в единый комплекс.