Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Белоусов:
"Ключи от неба нашли в Думе "


Январь 2003 года Александр Капков, Время МН


Ведущая высокотехнологичная отрасль оборонного комплекса получила свое представительство в стенах парламента в лице недавно созданного Межфракционного депутатского объединения (МДО) "Авиация и космонавтика России".

Александр Белоусов
Алексей Раевский окончил Московский институт тонкой химической технологии. По образованию - специалист в области высокомолекулярных соединений. Работал на производстве: прошел путь от рядового сотрудника до руководителя крупного подразделения. В авиакомпании Ист Лайн с 1999 года. В марте 2001 стал директором компании. Являясь профессиональным топ-менеджером, возглавляет команду высококвалифицированных специалистов в области авиации.

Ведущая высокотехнологичная отрасль оборонного комплекса получила свое представительство в стенах парламента в лице недавно созданного Межфракционного депутатского объединения (МДО) "Авиация и космонавтика России".

О том, какие задачи ставит объединение, рассказывает член МДО депутат , много лет проработавший в авиаконструкторском бюро им. Кузнецова.

- Александр Николаевич, с чего планируете начать?

- Считаю, что перед авиакосмическим комплексом сегодня стоят поистине глобальные проблемы. Стране, первой вышедшей в космос, не подобает оставаться на задворках прогресса. Европарламент запретил полеты наших самолетов, и ныне за границу курсирует только 65 отечественных машин, а количество импортных достигло 35 - вдвое больше прошлогоднего. Хотя по перспективным разработкам как в военной, так и в гражданской авиации мы опережаем любую развитую страну, и США в том числе, примерно на 8-10 лет. И все равно сужаем рынок собственной техники, из рук вон плохо ее внедряя.

Чтобы исключить худшие сценарии развития, члены МДО провели совещание ведущих авиационных конструкторов и гендиректоров авиазаводов. В результате нами было предложено ускоренное развитие отрасли. Эта программа проходит последние согласования с правительством РФ, а в проекте бюджета 2003 г. примерно на 30-40 % предусмотрено увеличить расходы на НИОКР в авиации. Еще одно аналогичное совещание нашего МДО совместно с российским авиакосмическим агентством было проведено по проблемам развития космонавтики - о состоянии космодромов Байконур, Свободный, Плесецк. В результате появился указ президента, согласно которому четко распределена ответственность за состояние космодромов.

- Как все-таки прекратить в страну поток иностранных машин, когда огромное количество авиазаводов практически остановлено, в год выпускается 1-2 самолета?

- Именно эту задачу и законодательно, и организационно призвано решить наше МДО, поскольку ситуация в отрасли очень сложная. У нас было 16 авиазаводов, 14 заводов-производителей моторов и без малого 300 предприятий-смежников, на которых работало около 5 млн человек, а сегодня практически впятеро меньше. И дело даже не в оставшемся миллионе, а в резком старении кадров, которое наблюдается на каждом авиапредприятии. Еще хуже, что на любом оборонном заводе остались считанные проценты заказов для обороны. Поэтому мы не должны упускать ни единого шанса для спасения авиакосмической отрасли и сделать ее главным потребителем последних достижений науки и высоких технологий. Здесь, как подсчитано, сконцентрировано 80% всех научных направлений. И выходит, что, вкладывая в авиацию, мы тем самым стимулируем развитие смежных отраслей, привлекая практически весь промышленный потенциал страны.

- Кто же тогда виноват, что у нас не делается опережающих вложений и стопорится развитие прорывных супертехнологий?

- Не буду называть фамилий. Скажу лишь, что при попустительстве высокопоставленных чиновников утвердилась порочная практика покупать "Боинги" и "Аэрбасы" у США и ЕС, а свои собственные разработки самолетов гробить отсутствием финансирования. Потому помочь могут только мощные инвестиции и четкие продуманные планы возрождения отрасли при грамотной эксплуатации техники. Бюджетное финансирование ВПК, прежде всего в авиации, также составляет не более 12-18% от потребности. И поскольку далее такое положение нетерпимо, то и для ВПК (не без участия МДО) в прошлом месяце была создана Межведомственная комиссия при Совете безопасности РФ, которая будет заниматься вопросами стратегии и планирования для обеспечения новой концепции национальной безопасности страны.

- Не в том ли дело, что в авиации и космонавтике плохо идут реформы в сравнении, скажем, с РАО "ЕЭС"?

- В корне не согласен с такой постановкой. Ведь прежде чем реформировать оставшиеся у ВПК государственные унитарные предприятия, надо знать конечные цели. А они пока не определены. В стране до сих пор не соблюдается конституционное равенство всех видов собственности, не вычленены предприятия для конверсии. Но, несмотря на это, "стратеги" приватизации уже выставляют львиную долю авиакомплекса на продажу. Сравните: правительство внесло в Думу законопроект по бюджетному кредиту РАО "ЕЭС" в сумме 5 млрд рублей, прекрасно зная, что этот хозяйствующий субъект более чем наполовину частный. А вот об аналогичном кредите государственному "Росавиакосмосу" никто не заикнулся. Так где же равенство частной и госсобственности? Из-за неравенства мы и гробим свою авиацию и космонавтику.

- Что тогда делать законодателям, чтобы российский авиапроизводитель не отдал концы?

- Уже сегодня в нашем МДО проделана кропотливая работа по систематизации всех авиакосмических законов, поступивших в Думу за все три созыва. Только в нынешнюю осеннюю сессию должна решиться судьба 16 законопроектов. И еще 20 - на очереди. Государству необходимо провести ревизию всей законодательной базы отрасли, выявить "белые пятна", мешающие повышению эффективности авиакосмического комплекса. Уже сегодня, как говорилось, его бюджет предлагается повысить более чем на 30%. Но, чтобы цифры не остались голыми, надо законодательно прописать самые современные формы работы авиаторов и космонавтов, начиная от лизинга и заканчивая передовыми механизмами хозяйствования.

- Сегодня мало кто помнит президентский указ 1993 г. "О создании второго государственного испытательного космодрома Свободный. Первый этап указа уже реализован. С нового космодрома проведено четыре запуска, три из них - международные. Но на дальнейшее, как утверждают, у государства нет денег...

- Мы также посмотрели, как расходуются те немалые ассигнования, которые должны возвращаться в казну от коммерческих запусков. Даже приняли постановление Госдумы "О поручении Счетной палате по проверке использования должностными лицами Ракетных войск стратегического назначения средств, полученных в результате использования федеральной собственности при проведении коммерческих запусков с космодромов Байконур, Плесецк, Свободный за период с 1 сентября 1997 года по 1 июня 2001 года". Но, несмотря на установленный трехмесячный срок проверки, уже почти 9 месяцев СП не дает ответа.

- Выходит, и судьба Байконура неясна?

- Думаю, для этого космодрома самые тяжелые времена позади. Это в 1993, 1994, 1995 годах он вообще был отключен от отопления и там происходили странные процессы раздвоения власти, когда существовали две милиции, две администрации, а толку не было. Но после подписания документов, разграничивающих полномочия Казахстана и России, жизнь на Байконуре улучшалась, условия работы офицеров и специалистов, связанных с запусками, вошли в нормальную колею. Правда, без электроэнергии люди еще остаются, переходя при запусках на автономное питание. Но в целом, можно сказать, Россия восстановила здесь свое лицо.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBfj5p
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/arenda/tag/10t/, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer