Ведущая высокотехнологичная отрасль оборонного комплекса получила свое представительство в стенах парламента в лице недавно созданного Межфракционного депутатского объединения (МДО) "Авиация и космонавтика России".
О том, какие задачи ставит объединение, рассказывает член МДО депутат , много лет проработавший в авиаконструкторском бюро им. Кузнецова.
- Александр Николаевич, с чего планируете начать?
- Считаю, что перед авиакосмическим комплексом сегодня стоят поистине глобальные проблемы. Стране, первой вышедшей в космос, не подобает оставаться на задворках прогресса. Европарламент запретил полеты наших самолетов, и ныне за границу курсирует только 65 отечественных машин, а количество импортных достигло 35 - вдвое больше прошлогоднего. Хотя по перспективным разработкам как в военной, так и в гражданской авиации мы опережаем любую развитую страну, и США в том числе, примерно на 8-10 лет. И все равно сужаем рынок собственной техники, из рук вон плохо ее внедряя.
Чтобы исключить худшие сценарии развития, члены МДО провели совещание ведущих авиационных конструкторов и гендиректоров авиазаводов. В результате нами было предложено ускоренное развитие отрасли. Эта программа проходит последние согласования с правительством РФ, а в проекте бюджета 2003 г. примерно на 30-40 % предусмотрено увеличить расходы на НИОКР в авиации. Еще одно аналогичное совещание нашего МДО совместно с российским авиакосмическим агентством было проведено по проблемам развития космонавтики - о состоянии космодромов Байконур, Свободный, Плесецк. В результате появился указ президента, согласно которому четко распределена ответственность за состояние космодромов.
- Как все-таки прекратить в страну поток иностранных машин, когда огромное количество авиазаводов практически остановлено, в год выпускается 1-2 самолета?
- Именно эту задачу и законодательно, и организационно призвано решить наше МДО, поскольку ситуация в отрасли очень сложная. У нас было 16 авиазаводов, 14 заводов-производителей моторов и без малого 300 предприятий-смежников, на которых работало около 5 млн человек, а сегодня практически впятеро меньше. И дело даже не в оставшемся миллионе, а в резком старении кадров, которое наблюдается на каждом авиапредприятии. Еще хуже, что на любом оборонном заводе остались считанные проценты заказов для обороны. Поэтому мы не должны упускать ни единого шанса для спасения авиакосмической отрасли и сделать ее главным потребителем последних достижений науки и высоких технологий. Здесь, как подсчитано, сконцентрировано 80% всех научных направлений. И выходит, что, вкладывая в авиацию, мы тем самым стимулируем развитие смежных отраслей, привлекая практически весь промышленный потенциал страны.
- Кто же тогда виноват, что у нас не делается опережающих вложений и стопорится развитие прорывных супертехнологий?
- Не буду называть фамилий. Скажу лишь, что при попустительстве высокопоставленных чиновников утвердилась порочная практика покупать "Боинги" и "Аэрбасы" у США и ЕС, а свои собственные разработки самолетов гробить отсутствием финансирования. Потому помочь могут только мощные инвестиции и четкие продуманные планы возрождения отрасли при грамотной эксплуатации техники. Бюджетное финансирование ВПК, прежде всего в авиации, также составляет не более 12-18% от потребности. И поскольку далее такое положение нетерпимо, то и для ВПК (не без участия МДО) в прошлом месяце была создана Межведомственная комиссия при Совете безопасности РФ, которая будет заниматься вопросами стратегии и планирования для обеспечения новой концепции национальной безопасности страны.
- Не в том ли дело, что в авиации и космонавтике плохо идут реформы в сравнении, скажем, с РАО "ЕЭС"?
- В корне не согласен с такой постановкой. Ведь прежде чем реформировать оставшиеся у ВПК государственные унитарные предприятия, надо знать конечные цели. А они пока не определены. В стране до сих пор не соблюдается конституционное равенство всех видов собственности, не вычленены предприятия для конверсии. Но, несмотря на это, "стратеги" приватизации уже выставляют львиную долю авиакомплекса на продажу. Сравните: правительство внесло в Думу законопроект по бюджетному кредиту РАО "ЕЭС" в сумме 5 млрд рублей, прекрасно зная, что этот хозяйствующий субъект более чем наполовину частный. А вот об аналогичном кредите государственному "Росавиакосмосу" никто не заикнулся. Так где же равенство частной и госсобственности? Из-за неравенства мы и гробим свою авиацию и космонавтику.
- Что тогда делать законодателям, чтобы российский авиапроизводитель не отдал концы?
- Уже сегодня в нашем МДО проделана кропотливая работа по систематизации всех авиакосмических законов, поступивших в Думу за все три созыва. Только в нынешнюю осеннюю сессию должна решиться судьба 16 законопроектов. И еще 20 - на очереди. Государству необходимо провести ревизию всей законодательной базы отрасли, выявить "белые пятна", мешающие повышению эффективности авиакосмического комплекса. Уже сегодня, как говорилось, его бюджет предлагается повысить более чем на 30%. Но, чтобы цифры не остались голыми, надо законодательно прописать самые современные формы работы авиаторов и космонавтов, начиная от лизинга и заканчивая передовыми механизмами хозяйствования.
- Сегодня мало кто помнит президентский указ 1993 г. "О создании второго государственного испытательного космодрома Свободный. Первый этап указа уже реализован. С нового космодрома проведено четыре запуска, три из них - международные. Но на дальнейшее, как утверждают, у государства нет денег...
- Мы также посмотрели, как расходуются те немалые ассигнования, которые должны возвращаться в казну от коммерческих запусков. Даже приняли постановление Госдумы "О поручении Счетной палате по проверке использования должностными лицами Ракетных войск стратегического назначения средств, полученных в результате использования федеральной собственности при проведении коммерческих запусков с космодромов Байконур, Плесецк, Свободный за период с 1 сентября 1997 года по 1 июня 2001 года". Но, несмотря на установленный трехмесячный срок проверки, уже почти 9 месяцев СП не дает ответа.
- Выходит, и судьба Байконура неясна?
- Думаю, для этого космодрома самые тяжелые времена позади. Это в 1993, 1994, 1995 годах он вообще был отключен от отопления и там происходили странные процессы раздвоения власти, когда существовали две милиции, две администрации, а толку не было. Но после подписания документов, разграничивающих полномочия Казахстана и России, жизнь на Байконуре улучшалась, условия работы офицеров и специалистов, связанных с запусками, вошли в нормальную колею. Правда, без электроэнергии люди еще остаются, переходя при запусках на автономное питание. Но в целом, можно сказать, Россия восстановила здесь свое лицо.