Pratt & Whitney (P&W) - один из грандов авиадвигателестроения. Его двигателями оснащена половина всех гражданских самолетов в мире. И это крупнейший зарубежный инвестор в российском аэрокосмическом комплексе. Однако в этом году P&W оказался вовлечен в громкий корпоративный скандал по ставшей классической для России схеме. В июне Сергей Пермяков, один из миноритарных акционеров КБ "Авиадвигатель", где структурам P&W принадлежит чуть более блокирующего пакета, потребовал лишить акции американцев права голоса на годовом собрании акционеров. Решение об этом, как водится, было принято одним из районных судов Перми за день до собрания акционеров, исполнять его пришел судебный пристав в сопровождении ОМОНа. Пермяков апеллирует к российскому законодательству, которое, с его точки зрения, запрещает иностранцам владеть более чем блокпакетом на предприятиях авиапрома. Произошло это на фоне устойчивых слухов, что холдинг "Интеррос" намерен избавиться от своих акций на предприятиях Пермского моторного комплекса и ведет на этот счет переговоры с P&W. С тех пор официальные представители P&W предпочитали сохранять молчание, а американская корпорация и миноритарий "Авиадвигателя" выясняют отношения в судах. И лишь Томас Хайек, вице-президент Pratt & Whitney по российским программам, впервые в интервью "Ведомостям" сформулировал позицию корпорации в сегодняшней щекотливой ситуации.
- Сегодня из всех проектов P&W в России больше всего вопросов вызывает ваше участие в "Пермских моторах". Вы действительно намерены увеличить свои пакеты акций в предприятиях Пермского моторного комплекса? Ведете ли вы на сей счет переговоры с "Интерросом"?
- Мы работаем с Пермским моторным комплексом 10 лет, с 1992 г. С самого начала наша стратегия заключалась в том, чтобы стать частью российской авиационной промышленности. Для достижения этой цели нам необходимо было партнерство с российской компанией - чтобы разрабатывать новые продукты, производить их, продавать заказчикам и осуществлять техническую поддержку. И мы реализуем наши задачи через сотрудничество с Пермским моторным заводом и "Авиадвигателем", я доволен прогрессом. Понятно, что у нас был бы определенный интерес в увеличении своей доли в Пермском моторном комплексе. Но ведем мы переговоры с "Интерросом" или не ведем, покупаем их долю или не покупаем, этот вопрос мы не комментируем. Но, бесспорно, я могу сказать, что это [покупка доли "Интерроса"] имело бы для нас значительный интерес. И мы активно исследуем такую возможность.
- Правильно ли понимать, что вы заинтересованы в получении контрольных пакетов в ПМЗ и "Авиадвигателе"?
- Не имеет смысла обсуждать - контрольный пакет, не контрольный пакет. Говорить нужно о том, что нужно самому Пермскому моторному комплексу. А он больше всего нуждается в стабильности в отношениях главных собственников. Если вы посмотрите на историю комплекса, то увидите постоянные изменения в составе акционеров до прихода "Интерроса" в середине 90-х гг. И некоторые из них Пермскому моторному комплексу на пользу не пошли. Прежде всего нужна стабильность в составе акционеров, это единственный способ создать эффективную управленческую команду, которая сможет думать о бизнесе и его развитии. Есть несколько способов добиться этих целей. Полтора года назад - вы, наверное, слышали - в правительстве активно обсуждался проект создания двигателестроительного центра в Перми, где у государства был бы контрольный пакет. Самому центру принадлежали бы блокирующие пакеты входящих в него предприятий. Есть и другие варианты. Но главная цель, еще раз повторюсь, - обеспечить стабильность в отношениях собственности в Пермском моторном комплексе.
- Но это не ответ на вопрос, нужен ли вам контрольный пакет в Пермском моторном комплексе. Вам достаточно блокирующего пакета акций, чтобы гарантировать свои инвестиции, быть уверенными, что деньги не уйдут в песок?
- Я не уверен, что простого обладания блокирующим пакетом достаточно для того, чтобы достичь стабильности в составе акционеров.
- А как повлияла на ваши планы скандальная история с запретом представителям Pratt & Whitney участвовать в годовом собрании акционеров "Авиадвигателя"? Насколько серьезно вы это воспринимаете?
- Каждый раз, когда вас вызывают в суд, вы должны к этому относиться серьезно. Но с точки зрения долгосрочной перспективы я думаю, что мы добьемся успеха. Я в этом уверен. На работу предприятия это до сих пор практически никак не повлияло.
- Все-таки на "Авиадвигателе" впервые в отношении крупного иностранного инвестора попытались применить норму о запрете нерезидентам владеть более чем 25% акций авиапромышленного предприятия. Что вы отвечаете своим оппонентам? Что у P&W есть право владеть более чем блокирующим пакетом акций и закон этого не запрещает?
- Я не адвокат и считаю, что разговор такого рода надо предоставить юристам или вести его в суде. Но я бы предложил вам очень внимательно перечитать статью 12 закона о государственном регулировании развития авиации от 1998 г. , и, может быть, потом вы взглянете на эту проблему по-другому. Но с точки зрения бизнеса эти ограничения в любом случае очень неудачны. Они сильно бьют по российскому авиастроительному бизнесу с точки зрения доступа к иностранному капиталу, который так ему необходим. Я могу привести множество примеров других стран, которые привлекли иностранных инвесторов и у них нет с этим проблем. Например, в Польше мы приобрели основное предприятие отрасли WSK PZL Rzeszow, инвестировали туда большие средства и собираемся еще вкладывать. Конечно, мы имели перед этим предметную дискуссию с правительством Польши, и сегодня обе стороны довольны.
- Сколько вы уже инвестировали в Пермский моторный комплекс?
- Мы, как вы знаете, неоднократно говорили, что взяли на себя обязательство инвестировать в Пермский моторный комплекс $125 млн. Сегодня мы вложили более половины этих средств. Проект делится на две части. Первая, инженерная - это модернизация и доводка двигателя ПС-90А, а также дальнейшая сертификация его нового модернизированного варианта ПС-90А2. Эта часть проекта реализуется на "Авиадвигателе". Вторая часть программы - инвестиции в ПМЗ. Это новое оборудование, новые технологические процессы, перестройка зданий, компьютеризированная система планирования и управления. Программы соотносятся примерно 50 на 50.
- В каком состоянии с технологической точки зрении находится проект ПС-90А2?
- Что касается промышленной версии двигателя (для газоперекачивающих установок. - "Ведомости") , то сейчас проходят его испытания и до конца года он будет запущен в производство. Что касается авиационной версии, то некоторые модификации ПС-90А уже активно эксплуатируются, и не только российскими авиакомпаниями. Например, есть Ту-204 с ПС-90А, который летает в Европе. Этот двигатель отвечает всем сегодняшним нормам по шумам. И когда мы закончим двигатель ПС-90А2, что предполагается сделать в 2004 г. , то получим двигатель, который будет соответствовать шумовым нормам, которые вступят в силу не раньше 2006 г. И сегодня мы уже продвигаем этот двигатель, например, в Китае.
- Кроме ПС-90А2 вы реализуете в России еще одну крупную программу - создание двигателя для нового регионального самолета, который проектирует АВПК "Сухой" совместно с Boeing. В каком состоянии она находится?
- Да, это новый двигатель PW800, который предназначен для регионального самолета. Мы работаем над ним вместе с немецкой компанией MTU Aero Engines GmbH и "Авиадвигателем". На прошлой неделе стало известно, что этот двигатель вместе с предложением Snecma вышел в шорт-лист тендера, который проводится "Сухим". Интересно, что предложения General Electric и Rolls-Royce не были выбраны из-за того, что у них отсутствовал российский партнер.
- Если оценивать всю программу за 100% , то какая часть работ уже сделана?
- Сложно оценить статус программы. Мы можем отвечать только за двигатель. Но прежде чем этот продукт попадет на рынок, должен быть создан самолет. И это мы контролировать не можем. С другой стороны, мы провели детальные переговоры с "Сухим" и Boeing по формированию требований к двигателю. Мы знаем, каковы должны быть вес, габариты, тяга и другие параметры двигателя. Я могу сказать, что облик двигателя в целом сформирован.
- Что происходит с вертолетными и ракетными программами Pratt & Whitney в России?
- Я могу сказать, что наш двигатель PW207K был установлен на вертолете "Ансат" (производства Казанского вертолетного завода. - "Ведомости") и прошел испытания. Эта машина выбрана российским Минобороны (в качестве тренировочного вертолета. - "Ведомости") , и сейчас решается вопрос о возможности производства двигателя в Казани (на Казанском моторостроительном производственном объединении. - "Ведомости"). Что касается ракетных программ, то здесь прежде всего можно выделить наше сотрудничество с НПО "Энергомаш" по двигателю РД-180, который используется на ракетах-носителях Atlas III и Atlas V. Уже прошло два успешных запуска Аtlas III. Пуск Atlas V состоится в августе. Это очень успешный проект.
- Вы можете назвать общий объем инвестиций Pratt & Whitney в России? Объем закупок комплектующих, отдельных узлов и агрегатов, которые P&W делает в России?
- P&W - часть United Technologies Corporation. Поэтому сложно выделить объем инвестиций, которые были вложены именно P&W. UTC в целом вложила более $400 млн. Что касается второго вопроса, то здесь я могу перечислить программы: мы закупаем комплектующие для наших двигателей в Перми, разрабатываем некоторые компоненты для Pratt & Whitney в компании Pratt & Whitney - Rus, которая действует в Санкт-Петербурге, ведем разработки на "Авиадвигателе", закупаем компоненты для ракетных двигателей у воронежского объединения "Химавтоматика", покупаем двигатели у "Энергомаша", наше дочернее предприятие с НПО "Наука" поставляет теплообменники для Boeing.
- Что, с вашей точки зрения, российское правительство должно сделать для того, чтобы стимулировать приток зарубежных инвестиций в аэрокосмическую индустрию?
- Россия сегодня все еще занимает уникальные позиции в самолетостроении. Ведь что является ключевым с точки зрения производства коммерческого авиастроения? Производство крыла. Boeing отдал на аутсорсинг практически все, кроме крыла. В Европе крыло для Airbus производит только British Aerospace. А в России целых три компании, которые самостоятельно производят большое крыло, - "Ильюшин", "Туполев" и "Яковлев". И я говорю только о коммерческом самолетостроении. То есть отрасль по-прежнему сохраняет потенциал. Но сейчас в России спорят не только о том, привлекать или не привлекать иностранцев. Есть разные точки зрения и относительного того, сохранится ли в России хотя бы один заметный в мировом масштабе самостоятельный производитель самолетов или российские предприятия будут лишь производителями авиационных компонентов. Если вас интересует моя личная точка зрения, то я бы сказал, что правительство должно более активно работать над выработкой государственной политики в авиастроении. Вообще-то я не сторонник государственного управления бизнесом. Это не работает в России, это не работает нигде. Но, с другой стороны, в России исторически очень много авиастроительных компаний со своими собственными интересами. Практически невозможно, чтобы частные инвесторы - акционеры этих предприятий могли самостоятельно провести общую реструктуризацию отрасли и сформировать общую политику авиапрома. Нужна позиция правительства.
О КОМПАНИИ.
Pratt & Whitney входит в состав американской корпорации United Technologies Сorporation (UTC, годовой оборот - $27,9 млрд, объем инвестиций в России - более $400 млн). Объем продаж P&W в прошлом году - $7,679 млрд. P&W специализируется на производстве авиационных и ракетных двигателей, а также турбин для газоперекачивающих установок. Крупнейшим активом P&W в России являются блокирующие пакеты акций Пермского моторного завода (ПМЗ) и КБ "Авиадвигатель". Оба предприятия входят в состав Пермского моторного комплекса. "Авиадвигатель" разработал, а ПМЗ производит ПС-90А - наиболее современный российский авиадвигатель для гражданской авиации. Планируется, что P&W инвестирует в создание, лицензирование и развертывание производства ПС-90А2 (более современная модификация двигателя) $125 млн. Через СП "РД АМРОСС" с НПО "Энергомаш" P&W также участвует в поставках ракетных двигателей РД-180 для американской корпорации Lockheed Martin. Объем программы составляет более $1 млрд. Кроме того, P&W сотрудничает с воронежским НПО "Химавтоматика", которое поставляет в США оборудование для ракетных двигателей. А Pratt & Whitney - Rus (дочерняя компания P&W, оперирует в Санкт-Петербурге) занимается модернизацией двигателей P&W под требования российских заказчиков, а также проектирует и закупает для головной компании комплектующие с российских двигателестроительных заводов.