ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ комиссией ВВС Бразилии подведены предварительные итоги тендера на закупку от 12 до 24 истребителей, в котором приняли участие четыре страны - США (F-16), Швеция (JAS-39 "Гриппен"), Россия (Су-35) и Франция ("Мираж-2000"). Теперь бразильцам предстоит сделать выбор между российским и французским самолетами. Ориентировочная сумма контракта составит около 750 млн. долл. Ожидается, что итоги тендера могут быть объявлены уже в ближайшие дни. О том, как оцениваются шансы Су-35, рассказал в интервью "НВО" главный конструктор "ОКБ Сухого" Игорь Емельянов.
- ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ, на каком этапе сейчас находится тендер?
- Первоначально бразильская сторона планировала подвести окончательные итоги тендера в конце мая. Военно-техническая комиссия Министерства обороны Бразилии в результате комплексного рассмотрения всех поступивших заявок пришла к выводу, что российский истребитель Су-35 является лучшим предложением в тендере. Наш самолет наилучшим образом отвечает потребностям национальных ВВС, что и было отражено в официальном заключении бразильских экспертов. Соответствующие материалы представлены военными в правительство. Теперь ожидается окончательное решение, на которое могут оказать влияние политические аспекты.
- В Бразилии сейчас есть ваши представители?
- В настоящее время там находится делегация ФГУП "Рособоронэкспорт", в которую включены представители АВПК "Сухой" и Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО). Предварительно нам было сообщено, что у бразильского Минобороны по технике вопросов нет. Они полностью информированы об облике истребителя.
По оценкам бразильских летчиков, летавших на Су-35, он их полностью устраивает. Высокую оценку нашей машине дал министр обороны Бразилии Жеральдо Мажела да Крус Кинтао, который посетил РФ с официальным визитом в апреле 2002 г. По его просьбе бразильской делегации была продемонстрирована пилотажная программа на Су-35 и его летно-технические характеристики, которую выполнили шеф-пилот "ОКБ "Сухого" Игорь Вотинцев и один из бразильских пилотов. Министр остался всем увиденным очень доволен.
В конце апреля в России была в соответствии с программой проведения тендера большая команда технических экспертов из Бразилии, которые посетили "ОКБ Сухого", КнААПО и познакомились с методами проектирования, лабораториями и т.д. В Комсомольске-на-Амуре они осмотрели завод, производство, его мощности. Бразильские ВВС хотят уже через 48 месяцев после подписания контракта получить первую партию самолетов. Бразильской делегацией был поставлен вопрос о возможности сокращения этого срока, так как окончательное принятие решения о выборе самолета затянулось.
Российская сторона учла пожелания бразильских ВВС и производственные возможности КнААПО и дала согласие на значительное сокращение сроков поставки первой партии самолетов.
- Очевидно, важную роль в определении победителя сыграют и те офсетные программы, которые предлагают АВПК "Сухой" и "Дассо".
- Разумеется. С одной стороны, Су-35 признан самым лучшим самолетом в этом тендере, с другой - правительство Бразилии пока не приняло окончательного решения, дополнительно взвешивая предложения участников тендера по офсетным программам.
Российские предложения по офсету глубоко обсуждены с бразильской фирмой "Авибраз", которая имеет возможность обеспечить их реализацию в Бразилии. Наши офсетные предложения предусматривают развитие бразильской промышленности и обеспечение дополнительной занятости. Предлагаемые технологии интересны для научно-технического мира Бразилии.
С французами же работает "Эмбраер". "Дассо" имеет там контрольный пакет акций. Следует отметить, что, продвигая сколь угодно большие предложения по офсету, "Дассо" просто перемещает продукт внутри фирмы, сохраняя его у себя. Бразилия как страна ничего не получает. Нам неизвестны объем и техническая сторона предложений французов.
Анализом офсетных предложений сейчас занимается бразильская администрация. Поэтому там сегодня и находится российская делегация, цель работы которой - показать глубину нашей офсетной программы, ее значимость для Бразилии. Как указывалось выше, это дополнительные рабочие места, поднятие на более высокий уровень национальной аэрокосмической программы.
- Что мы предлагаем Бразилии?
- На базе имеющихся площадей "Авибраза" проводить полное обслуживание и ремонт самолетов Су-35 с передачей местной стороне соответствующих методик и технологий, а также производство ряда остро необходимых запчастей и узлов. Мы также предлагаем провести интеграцию ряда систем вооружений ВВС Бразилии в состав комплекса бортового вооружения Су-35.
- Когда ожидается принятие окончательного решения?
- Видимо, после изучения всех аспектов офсетных программ, предложенных АВПК "Сухой" и "Дассо". Затягивать окончательное решение бразильцы не намерены. Все решится в течение ближайшего месяца, максимум - двух.
- В случае, если вы победите, надо ли будет проводить по "бразильскому" варианту Су-35 полномасштабный ОКР и цикл летных испытаний, как это делалось по Су-30МКИ и Су-30МКК?
- Нет. В том варианте Су-35, который предложен Бразилии, самолет у нас полностью готов и отработан. Единственное, что потребуется, - это установка на борт связной аппаратуры бразильского производства. Так что испытания предстоят только по тем отдельным элементам, которые мы установим на "бразильский" вариант Су-35 в соответствии с условиями контракта.
- Эксплуатируются ли Су-35 в российских ВВС, ведь заказчик заинтересован в закупке тех самолетов, которые уже производятся серийно?
- По сути, Су-35 - это экспортный вариант самолета, который эксплуатируется Военно-воздушными силами России. Для наших ВВС было произведено свыше 20 таких машин.
- Что все-таки предопределит выбор бразильской стороны: политика или техника?
- Политические решения прогнозировать крайне сложно. С технической же точки зрения наши шансы предпочтительнее, чем у французов.