В последнее время вокруг авиакомпании Lufthansa развернулась целая кампания. Немецкую карту разыгрывали российские чиновники в преддверии ограничений, вводимых странами Евросоюза на полеты самолетов, не соответствующих экологическим требованиям. Lufthansa фигурировала как возможный партнер по строительству нового аэропорта в Новосибирске, а также как компания, в альянс с которой мог бы вступить "Аэрофлот". О сегодняшнем положении дел в Lufthansa и о том, чего немецкая авиакомпания хочет добиться в России, специальному корреспонденту "ГАЗЕТЫ" рассказал региональный директор Lufthansa в России и СНГ Ульрих Рюгер.
- Оказывали ли на Lufthansa прессинг в ходе борьбы России за разрешение полетов "шумных" самолетов в Европу?
- Это политика, а не бизнес. Такие вопросы должны решаться на политическом уровне, без привлечения частных компаний. Сегодня в 14 аэропортах Германии обслуживается порядка десяти российских авиакомпаний, в то время как самолеты лишь одной немецкой компании летают в 7 городов России. И мы, и российские предприятия подали заявки на увеличение частоты полетов. Надеемся, они будут удовлетворены как немецкими, так и российскими чиновниками.
- В российской прессе говорилось об участии Lufthansa в финансировании и строительстве нового международного терминала в аэропорту Толмачево (Новосибирск). На каких условиях вы намерены участвовать в этом проекте?
- Позиция Lufthansa заключается в том, что она принципиально не инвестирует в строительство аэропортов. Единственное исключение - совместное строительство терминала "Мюнхен-2", которое осуществляется дирекциями аэропорта Мюнхена и компании Lufthansa. Но это проект по разделению риска. Lufthansa является крупнейшей компанией в аэропорту, но управлять терминалом будут местные власти.
- У Lufthansa Group есть несколько совместных предприятий с российскими компаниями. Предполагается ли расширение подобного сотрудничества?
- Одно из подразделений группы - Lufthansa Consulting, специализирующееся на информационных технологиях, в последнее время начало очень активно работать в России. В будущем возможна реализация совместного проекта Lufthansa Consulting с российскими компаниями. Недавно в Москву приезжала рабочая группа, которая вела переговоры с Шереметьево-2. Это была разведывательная миссия: посмотреть, что происходит. У нас есть совместное предприятие с "Аэрофлотом" - хэндлинговая (handling (англ.) - обработка, обслуживание, оперирование, погрузка, разгрузка, транспортировка. - 'ГАЗЕТА') компания "Аэропорт "Москва". Компания планирует расширять свою деятельность: открылось представительство в Новосибирске, а совет директоров, членом которого я являюсь, дал зеленый свет расширению деятельности и в других городах России.
- Планируется ли создание собственной хэндлинговой компании в России?
- Lufthansa как авиакомпания не планирует заниматься хэндлингом. И в совместном предприятии в Санкт-Петербурге партнером по этому роду деятельности является компания Globe Ground Gmbh, которая участвует в СП "Карго-терминал" в Пулково (40% акций принадлежит Globe Ground Gmbh, 40% - ГУАП "Пулково" и 20% - АОЗТ "ЛенСтройЖилСервис"). Более того, совет директоров Lufthansa принял решение о продаже подразделений Globe Ground Gmbh по всему миру, включая Пулково и аэропортовый бизнес в Шереметьево, за исключением отделения Globe Ground в Германии. Однако для того, чтобы уладить формальности и передать права на владение акциями, потребуется еще пара лет.
- А какова причина продажи?
- Прибыль Globe Ground Gmbh не достигала необходимого уровня возврата по вложенным средствам. Кроме того, мы решили сконцентрироваться на базовом бизнесе - перевозке пассажиров и грузов, а также техническом обслуживании воздушных судов.
- В последние месяцы несколько европейских авиакомпаний отказалось эксплуатировать самолеты определенных марок. Какова политика Lufthansa по обновлению авиапарка?
- Компании принимают по своим самолетам разные решения. Это один из самых сложных вопросов. Наше решение - эксплуатировать самолеты двоих производителей - Boeing и Airbus.
- А как насчет приобретения российских самолетов нового поколения?
- По мнению одного из независимых консультантов, бывшего члена совета директоров Lufthansa г-на Нитингера, мы вполне могли бы закупить ульяновские Ту-204. Проблема в российском законодательстве, которое не позволяет сдать самолет в лизинг. В свое время мы рассматривали грузовой вариант Ту-204-100С, возможность его соответствия международным стандартам и обеспечения технической поддержки в ходе эксплуатации. Это было несколько лет назад, когда на рынке образовалась некая ниша. Но в то время самолеты стоили очень дорого и были некоторые проблемы с поставщиками комплектующих. А сегодня такой ниши уже не существует.
- Расширится ли в этом году география полетов Lufthansa по России? Возобновятся ли полеты в Новосибирск?
- Мы ежедневно наблюдаем за ситуацией на рынке авиаперевозок в России и в состоянии оперативно реагировать на спрос. Однако в ближайшие несколько месяцев я не вижу возможностей для расширения географии перелетов.
- Продолжаются ли переговоры с "Аэрофлотом" по вступлению в ваш авиационный альянс Star Alliance?
- "Аэрофлот" - давний партнер нескольких компаний нашей группы. Мы постоянно проводим консультации по разным вопросам и планируем дальнейшее развитие отношений, что пошло бы на пользу обеим авиакомпаниям, учитывая интенсивность развития российско-германских экономических связей. Тем не менее 2-3 года назад "Аэрофлот" заявил о своих планах вступить в другой международный альянс - Sky Team. Так что решение этого вопроса зависит исключительно от "Аэрофлота".
- Возможно ли участие Lufthansa Group в модернизации Шереметьево?
- В первую очередь пассажиры и во вторую - авиакомпании-клиенты испытывают огромную потребность в улучшении аэропорта. Мы надеемся, что в Шереметьево скоро будет что-то происходить.